«Оценивание ученика и какова важность оценивания для обучения».
статья (1 класс)

Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое «Оцениванием для Обучения» находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. По своему прошлому опыту многие учителя, ученики и их родители рассматривают оценивание как нечто, что происходит после преподавания и обучения. Утверждение о том, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, требует значительного изменения нашего сознания, но именно это и предполагает «Оценивание для Обучения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ № 3 им. ИсаХуадонтис. ЧиколаИрафского района РСО-Алания

ДОКЛАД

ТЕМА:

«Оценивание ученика и какова важность оценивания для обучения».

Учитель: Химилонова Ф. К.

2019 год

Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое «Оцениванием для Обучения» находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. По своему прошлому опыту многие учителя, ученики и их родители рассматривают оценивание как нечто, что происходит после преподавания и обучения. Утверждение о том, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, требует значительного изменения нашего сознания, но именно это и предполагает «Оценивание для Обучения».

      «Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия».

      Во все периоды развития общества, происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка необходима, чтобы человек мог в ней совершенствоваться. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенствованию, способный быть субъектом учебной деятельности.

«Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является  оцениванием для обучения».

Оценивание для обучения предполагает определение сложностей обучения. С этой целью на уроках домашним заданием предлагаю ответить на вопросы теста для определения проблем в пересказе текста.

Данный тест показывает целесообразность стратегий и приемов развития критического мышления, используемых на уроке. Таким образом, посредством тестов можно проследить какова прочность запоминания сюжета литературного произведения на уроке с использованием новых подходов в обучении.

«Обеспечение обратной связи, свидетельствующей о достижениях (для учеников, учителей и родителей)может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижениях и развитии, например, знаний, понимания, навыков».

С целью внесения корректив в свою деятельность по результатам обратной связи, а также улучшения процесса обучения в ходе уроков,можно применить формативное оценивание.

Формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения суммативной оценки. Формативные отметки не учитываются при выставлении итоговых отметок.

(  «Светофор», «Смайлы», «Жесты», «Оценочные листы»).

 Цель такого вида оценивания: научить учащихся различным видам самооценивания и взаимооценивания. Такой вид оценивания помогает добиться следующих результатов: учащиеся учатся оценивать свою работу на уроках по предложенным критериям; умеют адекватно реагировать на оценку, поставленную им товарищами; учатся оценивать работу группы и своих одноклассников.

Данные приемы так же дают детям эмоциональную разрядку, которая способствует дальнейшей продуктивной работе учащихся. Учащиеся с удовольствием оценивают друг друга и самих себя, внимательно выслушивают рекомендации друг друга.

Суть оценивания.

Не случайно термин «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день. Несмотря на это, форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и включают в себя:

· наблюдение;

· интерпретацию полученных данных;

· заключения, которые могут использоваться для определения дальнейших действий.

Наблюдение.

Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также, с какими сложностями они сталкиваются. Наблюдаяза повседневной деятельностью в классе, слушая общение детей, наблюдая за учениками, выполняющими задание, либо проверяя выполнение ими классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию. Хотя в отдельных случаях, возможно, понадобится использование особого продуманного способа получения необходимой информации. Так, письменное задание или тест способны реализовывать вышеуказанные цели, но не менее эффективным может оказаться правильно выбранный устный вопрос. Ответы учеников на вопросы должны быть интерпретированы. Иными словами, оценивающее лицо должно определить значение полученных данных.

Интерпретация

Интерпретация проводится в отношении того, что вызывает интерес, например, особые навыки, точки зрения или различные виды знаний. Такие параметры часто называют  критериями и относят их к целям обучения или задачам. Обычно наблюдение, как часть оценивания, производится по заранее сформулированным критериям, но иногда учителя наблюдают за незапланированным взаимодействием или результатами и применяют критерии ретроспективно. При помощи интерпретации можно описать или попытаться объяснить поведение; либо интерпретация выступает как логический вывод из поведения, например, то, что говорит ребенок, является результатом его умственного мышления. В этой связи интерпретацию иногда называют логическим выводом.

Я считаю, что при любом оценивании должны быть разработаны критерии, видя которые учащиеся могут правильно оценить себя и других. При этом у каждого ученика развивается критическое мышление, так как он старается, не только оценить себя, но и справиться с этой задачей оценивая друга без завышения, соответствуя критериям. Согласно этому, вместе с учащимися, перед проведением уроков вырабатываются единые критерии получения оценки на уроках. Данные критерии предусматривают умение учащихся выполнять самооценку и взаимооценку.

На уроках в начальных классах значение взаимооценивания заключается в том, чтобы научиться непредвзято оценивать своего товарища или группу одноклассников, зная, что тебя в это же время оценивают другие. Взaимooценкa так же играет одну из ведущих ролей для мотивации когнитивных способностей, так как учащиеся стараются, чтобы их оценка не была ниже, чем у товарищей, а так же, мотивируют это тем, что хотели бы проверить не только свои знания, но и учесть ошибки других, что показывает элементы саморегулируемого обучения.

«Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.

Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использовании данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать.

Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать».

В Руководстве для учителя сказано, что совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти обманчиво простых на первый взгляд ключевых факторов:

1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.

2. Активное участие учеников в собственном обучении.

3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.

4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.

5. Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что любая работа должна быть оценена. Получив оценку, ребенок может работать дальше, либо, улучшая свою работу, либо переходить на следующий этап. Для каждого ребенка оценка имеет свое значение – одному это стимул для дальнейшей работы, другому это просто оценивание проделанной работы.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения

 В  работе представлен материал по  оцениванию  первоклассников  в условиях безотметочного обучения. Даны  практические материалы, приёмы  работы....

НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ДАНЫ ТАБЛИЦЫ ПО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Портфолио ученика как технология альтернативного оценивания

Портфолио ученика как технология альтернативного оценивания...

Система оценивания ученика 2 варианта. Ведение портфолио обучающегося

Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Оценка производится с учетом актуального психи...

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены результаты анализа организации образовательной деятельности в Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Данным исследованием определена доминирующая...