Формирование познавательной активности младших школьников как фактор достижения планируемых результатов
статья

Служаева Светлана Ивановна

Выступление на конференции. Раскрытие педагогического опыта в развитии исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_3.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности во внеурочное время

Выступление учителя начальных классов

высшей квалификационной категории,

руководителя школьного

музея «Наше наследие»

Служаевой С.И.

Добрый день уважаемые коллеги! В своём выступлении я хочу поделиться опытом формирования исследовательских способностей учащихся своего класса. Но вначале разрешите мне представиться. Я учитель начальных классов, руководитель школьного музея «Наше наследие». И поэтому  прошу вас отправиться в школьный музей.

В моей педагогической деятельности краеведческое направление является приоритетным. Сложилось это далеко не случайно, можно сказать, «исторически», т.к. я являюсь руководителем школьного музея «Наше наследие» у меня родилась идея построить воспитательную работу в своем классе на основе музейных экскурсий по знакомству с историей родного города.

Воспитание любви к родной земле - именно эта задача стала заглавной в моей деятельности.

 Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. В своей работе я придерживалась системы, в которой 4 направления, которые проходят с 1 по 4 класс.

1) Я и моя семья

2) Я и мой город

3) Тольятти – город России

4) Я гражданин России

Как же я использую школьный музей для достижения своих целей? Наш музей историко-краеведческий, его название «Наше наследие». На сегодняшний момент действует 6 разделов экспозиции: «Народы Поволжья», «ВАЗ – страницы истории», «Великая  Отечественная Война», в его рамках раздел «Молодая гвардия», «Выполняя воинский долг», «Школьных окон негасимый свет» - передвижной раздел. Каждый из них несёт в себе огромный потенциал в формировании исследовательских навыков школьников.

Свои первые мини-исследования мои первоклассники начинают с вопросов: Кто я? Какой я? Кто живёт рядом со мной?  

Учащиеся исследуют то, что их окружает, узнают историю вещей, хранящую память семьи. Родители становятся активными участниками и непременными помощниками.

Дети совместно с родителями оформляют работу на альбомных листах, где помещается детский рисунок или фотография памятной вещи, ее краткая история, события с ней связанные. Часто исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время.

А итогом такой работы является мини-музей  нашего класса. (Предметы стоят на столе)

Большой вклад и неоценимую помощь могут оказать родители. Привлечение родителей в работу по краеведению будет продуктивным.

При изучении темы «Их именами и делами гордится наша семья» интересна было то, что учащиеся не только познакомились с родословной своей семьи, но и с лучшими ее представителями. 

Сегодня вашему вниманию предлагается презентация такой работы. (Просмотр)

В глазах родителей было и удивление, и гордость, а мамы моих маленьких мастеров не смогли сдержать слез …

Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда ребёнку вручали грамоту, а им благодарность за  проделанную работу.

Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими прадедами! А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

Самым ценным в проделанной работе было глубокое потрясение, которое испытали мои ученики от соприкосновения с фактами военной истории и участия в ней своих близких людей. А у взрослых представителей семей появился серьёзный повод передать младшим членам семьи ценнейшие сведения об истории своего рода.

Как видите, эта презентация лишь маленький вклад в раздел ВОВ, но зато осталось место для полёта творчества и поиска новых имён.

Я как руководитель музея вовлекаю учителей и учеников нашей школы активно участвовать в экспедициях «Моя малая родина» и презентовать свои исследования на школьном и городском уровнях. Что даёт отличные результаты.

Самыми удачные работы вошли с сборник городских исследовательских работ «Моя малая родина Тольятти».

Как видите, тематика работ разнообразна и нет предела исследованиям учащихся. Работы имеют осязаемый практический результат – был существенно пополнен фонд  музея, разработаны новые экскурсии.

Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем и родителями будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления. Следующим этапом для совместной работы педагога и учащихся стало создание исследовательских и творческих проектов.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию творческий отчёт исследовательской работы по маршруту «Моя малая Родина – Тольятти» 2013 года отряда «Искатели» моего уже 4 «А» класса.

Ребята презентовали свою работу в 3 проектно-аналитической сессии 2013г.  Колледжа управления и экономики и получили благодарность за участие, а также заняли 2 место в городском конкурсе «Моя малая Родина – Тольятти». Представляется слово  ученикам.

Сегодня мы показали лишь маленькую часть всей работы.

Потому что младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн. Спросите у детей, кто из них хочет отправиться в путешествие – поднимется лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки. Как сделать эмоции и симпатии детей союзниками учителя при организации учебно-воспитательного процесса? Я тоже искала для себя ответ на этот вопрос. И нашла. Это краеведческая работа на уроках и во внеурочное время.

Я думаю, что краеведческая работа не пройдет для ребят даром, надеюсь, что они станут людьми, любящими родные края и Родину, название которой принято писать с прописной буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы

Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...

Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....

Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах.

Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах....

\'\'Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС\'\'

Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС...

2012 г. Развивающая программа "Познание" по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних "Зина"

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.   Специальные   исследования...