Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
методическая разработка

Ноева Сата Ивановна

Публичное представление собственного педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Хадарская средняя общеобразовательная школа им. С.Д.Флегонтова»

C:\Documents and Settings\1 Ступень\Рабочий стол\ГАС\нси 026.jpg

Ноевой Сата Ивановны,

учителя начальных классов

Дата рождения: 15 июля 1972г.

Образование: среднее специальное – Вилюйское педагогическое училище им. Н.Г.Чернышевского, специальность «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», квалификация  «учитель начальных классов,старший пионер.вожатый», 1991г.

Высшее – Саха государственная педагогическая академия, специальность «Педагогика и методика начального образования», квалификация «Учитель начальных классов», 2004 г.

Категория: высшая-2018

Общий трудовой стаж — 28 лет;

Педагогический стаж — 28 лет;

Стаж работы в МБОУ « Хадарская СОШ  им. С.Д.Флегонтова – 27 лет.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

          Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели.

   Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по предмету, то задачи «новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации.  Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель. Моя  цель  в работе с учениками начальных классов заключается  в воспитании всесторонне  развитой личности;  учить детей  быть честными, добрыми,  отзывчивыми, т.е. быть настоящим   человеком.

       Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться. Добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.

Практическая значимость, актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования)

      Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от учителя. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с первоклассниками, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Освободится от страха быть непонятым, неправильно ответить, поступить. Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.  Мне помогает в решении педагогических проблем концепция развивающего обучения, разработанная Л.С.Выготским, в центре которой - развитие человека как личности.  

     В учебном процессе работаю по УМК «Школа России», которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении  учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

 Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование   выдвигаемых принципов и приемов)

      Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, каждый учитель старается пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому свои уроки превращаю в совместную творческую деятельность с учащимися.  Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

 Находясь в постоянном творческом поиске, за годы своей работы, научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, здоровьесберегающие, игровые, проектные, исследовательские, проблемно-диалогическую.

В своей педагогической деятельности активно использую технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.

Использую задания:

· с наличием образца выполнения;

· со вспомогательными вопросами;

· с инструкциями;

· с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

      Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

           В коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других, пробовать себя в роли учителя, проверяющего, обучающего.

    Используется технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и другим дисциплинам: музыке, изобразительном искусстве.

  Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

     Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

Ведущая педагогическая идея.

    Моя ведущая идея – всё, что делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Мы учим детей, любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Оптимальность и эффективность средств.

     Уверена, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы, высказывали собственное мнение.

     Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Мои ученики уже умеют  осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

      Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

 Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение учащихся)

           Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.  

Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:

·Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;

·Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

· Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;

· Формированию личностных качеств ученика;

· Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений;

· Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать;

· Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;

Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.  Мои ученики  участвовали в  улусных  научно-практических конференциях с исследовательскими работами: НПК« Новгородовские чтения», «Аныгы нэhилиэк, угэстэр уонна сана са5ахтар», « Протодьяконовские чтения».

    У моих выпускников сформировано «умение учиться»: они умеют самостоятельно работать с источником знаний, понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

    Моим учащимся интересно всё. На протяжении ряда лет  большой интерес ученики проявляют к дистанционным конкурсам  и олимпиадам, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний. Это- очные и  заочные олимпиады, турниры, игры республиканского, всероссийского, международного уровня: « Айар аргыс», « Тииҥчээн», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Лисенок», « Муравейник», «Умка», в которых они охотно участвуют.

    Классным руководителем я работаю 28 лет. Целью моей воспитательной работы является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Дети моего класса активно участвуют во всех школьных, улусных мероприятиях.

          Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.  

      Важнейшую  роль в воспитании детей играют родители, которых сумела организовать и объединить. Считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий.

Использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий, в том числе и ИКТ: 

В своей педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии:

Технология

Обоснование выбора  

Системность использования

Результат (методическая и практическая направленность использования)

Здоровьесберегающие технологии

Позволяет обеспечить обучение  на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативность методов и форм обучения, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок, создание эмоционально благоприятной атмосферы, формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), культивирование у школьников знаний по вопросам здоровья.

Ежедневно на всех этапах урока (физкультминутки, тренажёры для глаз, релаксирующие тренинги, дозированная по времени  работа с электронными устройствами, разнообразие форм и методов работы, смена видов деятельности, дозировка домашнего задания, соблюдение норм СанПиН)

-снижение утомляемости учащихся;

-снижение заболеваемости и пропусков занятий учащимися

- самосознание и самоконтроль поведения.        

Исследовательская технология

В ходе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; самостоятельно добытые знания более прочные.

 Применение как на уроках – мастерских, когда учащиеся работают с задачами, работают в малых группах, индивидуально

 проводя исследования, так и во внеклассной работе.

*учащиеся умеют находить информацию в разных источниках

*учащиеся умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

*у учащихся сформирован навык самостоятельной работы

*участие в научно – практической конференции исследовательских работ учащихся

Технология творческих самостоятельных  работ

Данная технология даёт учащимся возможность выполнять задания несколькими способами, находить рациональный подход к решению, выбирать наиболее приемлемый для себя вариант, требует от учащихся собственной инициативы, заставляет анализировать и самостоятельно принимать решения, способствует формированию личностных и регулятивных УУД.

Еженедельно во время занятий внеурочной деятельности, на уроках технологии и окружающего мира при повторении изученного материала

*учащиеся умеют анализировать, выбирать оптимальный для них способ выполнения работы

*учащиеся являются победителями творческих конкурсов

Метод проектов

Предметная и внеурочная ПД развивает умение работать в группах, самостоятельно мыслить, сотрудничество, развивает умение устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию креативного мышления учащихся.

Еженедельно  в рамках проектно-предметной деятельности и на занятиях внеурочной деятельности

*учащиеся умеют выявлять проблему и находить адекватные способы её решения

* планировать свою работу и выстраивать алгоритм действий

* создавать творческие проекты в рамках учебных предметов

* применять полученные знания в различных жизненных ситуациях

*развиваются индивидуальные  творческие способности  учащихся

*в ходе работы над групповыми проектами  у учащихся эффективно формируются коммуникативная компетентность и личностные УУД

Технология развития критического мышления

Критическое мышление дает возможность  понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает на уровне осознания  

   На уроке, с использованием данной технологии выстраиваются  три фазы: -вызов;

-осмысление или фаза реализации смысла;

-рефлексия.

   На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы.

Систематически, на  различных этапах урока и  на  занятиях внеурочной деятельности.

* у обучающихся формируется  новый  стиль  мышления  

*развиваются базовые  качества личности

формируется способность к рефлексии собственной деятельности

*формируется навык самооценки

* формируются познавательные интересы, коммуникативные и деятельностные навыки, глубокие и прочные знания,

*возросла  самостоятельность детей  в процессе учебной деятельности.

Игровые технологии

Игра как ведущий вид деятельности младшего школьника.

 Формирует умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; умение отличать реальные явления от нереальных, умения владеть собой, быстроту реакции.

Используются для усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений.

Ежедневно в процессе урочной и внеурочной деятельности.

*развиваются  общеучебные  умения и навыки

*учащиеся мотивированы на усвоение знаний *формируются умения и навыки, необходимые в практической деятельности

*учащиеся умеют адаптировать полученные  знания  к конкретной жизненной ситуации

*расширился кругозор обучающихся

*возрастает  познавательная активность учащихся

Проблемно-диалогическое обучение

Обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

В системе,  на  этапе  ознакомления с  новым материалом  и во внеурочной деятельности.

*учащиеся умеют выявлять проблему и находить адекватные способы её решения

*учащиеся легче  преодолевают  трудности в усвоении учебного материала

*развиваются познавательные и творческие способности обучающихся.

Дифференцированное обучение

Объединяет в рамках отдельного урока материал из разных учебных курсов, изучающих общие явления, но с разных сторон и имеющих общую научную основу.

 Создаёт оптимальные условия для развития детей, повышает эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Способствует построению личностно-ориентированного образовательного пространства для ученика.

Систематически, на  различных этапах урока и  на  занятиях внеурочной деятельности.

* увеличилась доля самостоятельности детей  в процессе учебной деятельности

*развиваются индивидуальные  творческие способности  учащихся, их коммуникабельность

*повысилось качества знаний

*возросла мотивация к усвоению знаний

Личностно – ориентированное обучение

В данной технологи  в центре всей образовательной системы  -личность обучаемого. Важно - обеспечить комфортные, бесконфликтные условия ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Особенности личностно – ориентированного урока.

1.Конструирование  разного типа, вида и формы дидактического материала и разумность использования его на уроке.

2.Продумывание учителем и предоставление возможностей обучающимся задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3.Организация обмена мыслями, мнениями. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Ежедневно, на  различных этапах урока и  на  занятиях внеурочной деятельности.

*раскрываются индивидуальных способностей обучающихся

*ученик попадает в «ситуацию успеха»

*возросла мотивация к усвоению знаний

*развиваются познавательные и творческие способности обучающихся

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...