Статья на тему: "Значение проектной деятельности в начальной школе"
статья (3 класс)

Будилова Светлана Александровна

Статья на тему "Значение пректной деятельности в начальной школе" преследует цель обосновать проектную технологию как условие развития духовно-нравственной сферы личности младшего школьника путём помощи и создания тактильной аппликации для слепых и слабовидящих детей.

Задачи:

1) проанализировать научную литературу и выявить особенности развития нравственной сферы личности в младшем школьном возрасте.

2) описать и обосновать возможность применения проектной деятельности способствующей нравственному развитию младших школьников

3)  представить результативность педагогического опыта.

 

  • Воспитание добрых детей.
  • Помочь обратить внимание здоровых детей на детей с ограниченными возможностями.
  • Узнать о проблемах и возможностях слепых и слабовидящих людей.
  • Вызвать сочувствие и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Помочь детям с нарушением зрения.

 

В ходе реализации проекта учащиеся Гимназии №586 Василеостровского района г.Санкт-Петербурга, 3 (2017-2018 уч.год) – 4 (2018-2019 уч.год) «Е» класса познакомились с «Государственной библиотекой для слепых и слабовидящих» и посетили цикл тематических экскурсий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Значение проектной деятельности в начальной школе»

Раздел: статья

Работу выполнила: Будилова Светлана Александровна

Место учебы автора: ГБОУ гимназия №586 Василеостровского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов

2019-2020 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение………………………...……………………………………………3

1. Значение проектной деятельности...…………………………………..6

1.1.Развитие личности младших школьников ……………………………..6

1.2. Особенности организации проектной деятельности………………….7

1.3. Проектная деятельность и духовно-нравственное развитие младших школьников в соответствии ФГОС НОО………………………....………...14

1.4. Предыстория…...………………………...………………………………16

Заключение……………………...…………………………………………...20

Список использованных источников……………………………………23

Приложение 1 Иллюстративный материал. ………………………………26

Введение

Актуальность

Не для кого не секрет, что наше подрастающее поколение школьников порой лишено таких чувств, как любовь, уважительное отношение, внимание, сострадание, забота, помощь. А как воспитать эти чувства у учащихся?

Как объяснить детям, что значит забота о человеке и человечестве, как действовать не «по указке», а от чистого сердца? Ведь годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, чёрствости, злобе? Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времён. Я считаю, что только возможность самому учащемуся совершить доброе дело, поступок, действие сможет восполнить духовно-нравственное развитие ребёнка.

Главной целью учебно-воспитательного процесса в условиях современности является не только всестороннее развитие ребёнка, но и формирование такой личности, которая была бы готова к активному самообразованию, саморазвитию и реализации собственного потенцмала. Именно этим обусловлено сейчас внимание педагогов к инновациям в образовании. Ведущее место в системе таких новейших технологий занимает проектная деятельность. [24]

Какое доброе дело может совершить школьник? Я решила рассказать учащимся о существовании и жизни людей с ограниченными возможностями. И обратила внимание на слепых и слабовидящих людей. Здесь надо помнить об эмоциональной стороне младших школьников, не все люди с ограниченными возможностями внешне воспринимаются спокойно в предподростковом возрасте. Через внимание и помощь людям с ограниченными возможностями по зрению мы можем воспитывать у младших школьников такие чувства, как эмпатия, доброжелательность, милосердие к людям в целом, к человечеству.

Я хочу рассказать, как познакомить младших школьников с жизнью слепых и слабовидящих людей. И обратить внимание на ещё один существующий в нашем мире проблемный вопрос – недостаток помощи людям с ограниченными возможностями.

Как уже известно, весной 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин объявил, что в 2018 году начинается Десятилетие детства.

Кто, если не мы с Вами, педагоги, должны позаботиться о том, чтобы наши учащиеся росли счастливыми, здоровыми и успешными. Именно этому и будет посвящено целое десятилетие. Давайте прививать нашим детям любовь к стране, любовь к человечеству и желание сделать жизнь на планете Земля лучше.

В ходе реализации проекта учащиеся Гимназии №586 Василеостровского района г.Санкт-Петербурга, 3 (2017-2018 уч.год) – 4 (2018-2019 уч.год) «Е» класса познакомились с «Государственной библиотекой для слепых и слабовидящих» и посетили цикл тематических экскурсий. Встречались и общались с людьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению и сотрудниками библиотеки. Узнавали о проблемах и возможностях таких людей.

Актуальность нашего проекта заключается в том, что наше поколение детей должно помогать людям с ограниченными возможностями, уделять им больше внимания, заботиться, интересоваться их жизнью. Такая практика позволит постигнуть нашим детям уроки доброты и поселить их в своей душе на всю жизнь.

Цель и задачи

Цель: обосновать проектную технологию как условие развития духовно-нравственной сферы личности младшего школьника путём помощи и создания тактильной аппликации для слепых и слабовидящих детей.

Задачи:

1) проанализировать научную литературу и выявить особенности развития нравственной сферы личности в младшем школьном возрасте.

2) описать и обосновать возможность применения проектной деятельности способствующей нравственному развитию младших школьников

3)  представить результативность педагогического опыта.

  • Воспитание добрых детей.
  • Помочь обратить внимание здоровых детей на детей с ограниченными возможностями.
  • Узнать о проблемах и возможностях слепых и слабовидящих людей.
  • Вызвать сочувствие и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Помочь детям с нарушением зрения.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: тематические экскурсии, беседа о проблемах и возможностях людей с ограниченными возможностями, наблюдение, обобщение, коллективная творческая работа над созданием тактильной аппликации «Весна идёт».

Характеристика работы

Теоретическая значимость.

Беседы и экскурсии помогают обратить внимание здоровых детей на детей с ограниченными возможностями. Я считаю, что такое внимание прививает такие чувства как: сострадание, заботу, помощь.

Практическая значимость.

Данный проект затрагивает социальный аспект жизни и способствует укреплению чистых и благородных чувств в сердцах детей.

Практическая значимость проведенных для учащихся экскурсий заключается в том, что ребята больше стали интересоваться жизнью людей с ограниченными возможностями.

Практическим воплощением результата становится коллективная тактильная аппликация «Весна идёт» с использованием материалов, которые позволяют почувствовать мир слепым детям, какой он есть. Аппликация подарена нами детскому отделу библиотеки слепых и слабовидящих и активно используется сотрудниками библиотеки в работе с детьми с нарушением зрения[1].

  1. Значение проектной деятельности

1.1.Развитие личности младших школьников

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Я.А. Коменский

С поступлением в школу наступает переломный момент в условиях развития детей. Именно в это время важно формировать духовно-нравственный ценности. Важную роль в этом играет обучение. У младшего школьника в период обучения в школе формируются нравственные понятия, убеждения и вырабатываются привычки поведения и устойчивые навыки. В соответствии с общечеловеческими понятиями морали формируется целостный процесс педагогической организации всей жизни школьников, так формируются нравственные ценности. У младших школьников формируются сознание, нравственные чувства, совесть, нравственная воля, навыки, общественное ценное поведение. Одной из форм формирования духовно-нравственных ценностей можно назвать – проектную деятельность.

Деятельность – система активного взаимодействия человека с миром, которая направлена на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

  1. Особенности организации проектной деятельности

Основной идеей проектной деятельности является направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении теоретической, личностной и практической проблемы. Проект организовывает учитель для самостоятельного выполнения обучающимися. Это комплекс действий для решения значимой проблемы ученика, который завершается созданием продукта и его представлением. Проектная деятельность включает в себя познавательную, игровую, творческую и созидательную деятельность. [11]

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с 1993 года в рамках программы «Технология». Под методом проектов в образовательной области “Технология” понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. [11]

Словарь С. И. Ожегова дает следующие значения слова проект:

1) разработанный план сооружения, устройство чего – ни будь;

2) предварительный текст какого- ни будь документа;

3) план, замысел.

Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. Проект – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектная деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. [11]

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Метод творческого проектирования ориентирован на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе до недавнего времени использовался редко. В настоящее время метод проектирования широко применяется и в начальной школе.

Для раскрытия исследовательского и творческого потенциала обучающихся в школах необходимо организовывать проектную деятельность. Эта деятельность поможет раскрыть собственные творческие способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий свой продукт, который будет полезным для других людей.

Для успешного выполнения проектов необходимо формировать соответствующие условия:

- Проведение подготовки обучающихся по работе с проектом.

- Презентация проекта.

- Помощь и поддержка руководителя (учителя).

Проект может быть, как индивидуальный, так и коллективным, но он обязательно должен быть подчинен общей дидактической задачей и должен включать в себя разнообразные формы творческой и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на реализацию конкретной идеи. Работая над проектом обучающиеся самостоятельно обретают знания, включают механизмы осознанного их усвоения, в результате – обучающийся получает не просто готовые знания, а еще и эмоционально воспринимает добытые им сведения, что помогает воспитывать нравственную личность учащихся. Именно поэтому метод проектов можно включить в список эффективных методов формирования нравственных ценностей. Ведь в данном методе задействован один из компонентов формирования нравственных ценностей – эмоции. [11]

Акцент в проектной деятельности делается именно на личностные характеристики обучающихся, на повышение их мотивации к деятельности. Темы проектов выбираются из жизни, что насыщает их опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, что вызывает эмоциональный отклик на тематику проекта. Два фактора, которые можно выделить в работе над проектом:

  1. Работа над проектом.

В коллективной работе обучающиеся при помощи педагога находят пути взаимодействия и контакта между собой. Распределяют роли, отрабатывают кто чем будет заниматься, в результате чего дети понимают, что для достижения общей цели необходимо помогать друг другу. Именно это позволяет воспитывать в младших школьниках такие ценности, как уважение, дружба, справедливость.

В индивидуальной работе младшего школьника можно научить уважать свой труд и чужой труд, помочь с определением и коррекцией своей самооценки.

  1. Тема проекта.

При выборе темы проектов важно понимать какие ценности мы хотим сформировать у обучающихся. Например, для формирования толерантности необходимо подбирать темы, которые ознакомят с культурой других народов, их историей. Для формирования патриотизма, необходимо углубиться в историю родного государства. Для формирования духовно-нравственных чувств, необходимо дать возможность младшим школьником узнать о людях, которым необходима их помощь.

В работе над проектом нельзя ограничиваться работой с текстом. Необходимо подкреплять слова другими образами – поэтическими, архитектурными, музыкальными, которые комплексно воздействуют на душу ребенка, что повышает эффективность педагогического воздействия. В работе учитель уходит на второй план. Всю работу выполняет младший школьник, а учитель только направляет, советует. Такая структура способствует повышению мотивации обучающихся. Именно процесс работы над проектом и сама тема проекта открывает перед нами пути формирования нравственных ценностей и воспитывает нравственные качества у младших школьников. [11]

Виды учебных проектов.

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

  • Исследовательский;
  • Информационный;
  • Творческий;
  • Ролевой /игровой/ проект;
  • Практико-ориентированный.

2. По предметно-содержательной области:

  • монопроект, в рамках одной области знаний;
  • межпредметный проект, на стыке различных областей.

3. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

4. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).

5. По продолжительности проекта:

  • мини-проект (на 1 урок);
  • краткосрочный (4-6 уроков);
  • среднесрочный (до месяца);
  • длительный (месяцы, четверть, учебный год и т.п.).

В начальной школе широко используются информационные, исследовательские, творческие и ролевые проекты.

Информационный проект 

направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете, выступление на уроке.

Исследовательский проект 

по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, исследование, моделирование, социологический опрос, интервьюирование.

Творческий проект 

предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Ролевой проект. 

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Этапы работы над проектом.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.
  • Рефлексия

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом. [14]

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения: познавательные, практические, организационные, самоконтроля и оценочные. Организация проектной деятельности младших школьников способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников.

В сфере познавательных УУД:

  • умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;
  • умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;
  • предполагать, какая информация нужна;
  • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • сравнивать, обобщать, делать выводы.

В сфере регулятивных УУД:

  • умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи;
  • составление плана работы и следование ему по достижению цели;
  • сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;
  • понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
  • оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.

В сфере коммуникативных УУД:

  • умение работать в группе;
  • умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выражать мысли.

В сфере личностных УУД:

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • формирование самооценки;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.

Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция образовательного процесса. [14]

  1. Проектная деятельность и духовно-нравственное развитие младших школьников в соответствии ФГОС НОО

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит представление об образовании как институте социализации личности, так как приобщение детей к социальному опыту является значимым для общества. В связи с этим все более актуальным в образовании становится использование новых форм, методов и приемов обновления содержания образования. [34]

Проектный метод обучения как новая современная педагогическая технология позволяет развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. 

Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Чем младше дети, тем более облегченный вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения.

По природе своей дети младшего школьного возраста являются исследователями. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, желание самостоятельно найти истину.

В ходе творческой работы у детей развивается творческое мышление, интеллект. Интеллект – это специфическая форма организации индивидуального умственного развития, которая обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и оценку происходящего. Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного и творческого мышления. [14]

Основными документами, определяющими принципы и содержание российского образования, являются «Фундаментальное ядро содержания общего образования» и «Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Первый определяет содержание образования и раскрывает понятие «универсальные учебные действия». Концепция определяет цели образования. Современный образ – «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ». Названные нормативные акты являют собой основу ФГОС РФ всех уровней образования. [34]

В общих положениях ФГОС НОО заявлено, что стандарт направлен на обеспечение духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества через овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России с использованием различных форм образовательной деятельности учащихся.

Стандарт реализует концепцию образования младших школьников в рамках системного деятельного подхода, что говорит о приоритете поисковой деятельности ребенка, когда педагог наставник направляет ребенка на открытие нового знания, сопровождает его деятельность.

Решение задач духовно нравственного развития и образования младших школьников невозможно без использования технологий развивающего обучения. Метод проектов появился не вчера, его исследовали в девятнадцатом столетии в Советском Союзе группа педагогов во главе с С.Т. Шацким, но проектный метод тогда не нашел отклика у советских педагогов.  Вернулся метод проектов в 80-х гг. прошлого столетия и сейчас является одним из ценнейших среди инновационных технологий в реализации обучения младших школьников в рамках ФГОС НОО. [34]

1.4. Предыстория

Я рассматриваю проектную деятельность, как систему обучения, при которой учащиеся младшей школы приобретают знания в процессе планирования и выполнения заданий. Проектный метод помогает решать поставленную перед ребятами проблему.

Разные проекты потребуют разное обеспечение.  Они могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям и результатам.  Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной еёсамостоятельности и продуктивности.  Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. [14]

В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. [14]

Роль учителя. 

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей исследовательской деятельностью, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,

2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,

Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. [14]

Результатом 

проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра. [14]

Презентация. 

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы. [14]

Оценка 

выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта. [14]

Роль родителей в реализации учебного проекта.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе в школе проводится родительское собрание, на котором родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказывается об основных этапах проекта и формах возможного участия в них. На собрании родителям предлагаются памятки – рекомендации. [14]

Памятка для родителей.

1.Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

2.Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

3. Может потребоваться помощь в правильной формулировке.

4. Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка.

5. Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.

6. Посодействуйте в посещении библиотеки.

7. Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

8. Подскажите основные правила оформления документов.

9. Помогите прорепетировать выступление.

10. Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им.

11. Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому. [14]

Однако для проектно-учебной деятельности младшие школьники должны обладать особой готовностью, «зрелостью», которая заключается в следующем: [24]

  1. Умение спрашивать, управлять голосом, высказывать свою точку зрения, договариваться.

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети вместе с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующих как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний. [19]

  1. Развитие аналитико-синтетических действий, сформированность алгоритма сравнительного анализа, умение выделять существенные признаки, соотношение данных, составляющих условие задачи, возможность выделять общий способ действия, перенос общего способа действий на другие учебные задачи. [24]
  2. Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. [24]

Проектная деятельность приобретает важное значение в условиях личностно ориентированного обучения. Она эффективно обеспечивает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса. И, как показывает опыт, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в практике работы современной начальной школы. [24]

Я применила проектную технологию для реализации задач духовно нравственного воспитания обучающихся 3 «Е» класса ГБОУ гимназии №586 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга. Для того, чтобы помочь обратить внимание здоровых детей на детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, в ходе реализации проекта учащиеся Гимназии № 586, 3 «Е» класса посещали тематические экскурсии в «Государственной библиотеке для слепых и слабовидящих» по адресу: ул. Стрельнинская д.11.[2] Ребята встречались и общались с людьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению и сотрудниками библиотеки.

Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых (СПбГБС) является одной из крупнейших специальных библиотек России. Кроме незрячих и слабовидящих библиотека обслуживает другие категории пользователей с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

В настоящее время решение проблемы развития нравственной сферы детей в системе образования становится актуальным не только для родителей, но и для педагогического коллектива образовательного учреждения. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагополучной динамике основных показателей нравственности детей.

Развитие нравственной сферы младших школьников является актуальной проблемой, стоящей не только перед педагогической наукой и практикой, но, в первую очередь, перед обществом, так как его развитие во многом определяется шкалой ценностей и нравственным потенциалом личности. Актуальность проблемы исследования обостряется тем, что работа по развитию нравственной сферы в начальной школе ведется в недостаточном объеме.

   

      В ходе работы мне удалось подтвердить, что развитие нравственной сферы младших школьников будет эффективным, если данный процесс осуществляется на основе проектной технологии.

     Подводя итоги теоретической и практической частей моей работы, можно сделать следующие выводы:

      1. Раскрыта структура развития нравственной сферы, выявлены механизмы превращения в качества личности с последующим проявлением в поведении.

     2. На основе анализа литературы выявлены педагогические условия, побуждающие младшего школьника к принятию нравственных норм, превращению их в качества личности и проявлению в форме нравственного поведения.

    3. При рассмотрении состояния проблемы развития нравственной сферы младших школьников обоснована актуальность и своевременность постановки вопроса о поиске путей формирования нравственных ценностей в современных социокультурных условиях, сделан вывод о недостаточной разработанности данного вопроса в теории и практике начальной школы.

  1. В процессе внедрения проектной технологии значительно повысился уровень нравственной воспитанности младших школьников, возросла потребность в самосовершенствовании и помощи другим людям, улучшилась картина межличностных отношений.

Работа над проектом позволила не только оказать конкретную помощь определенной группе людей, но и сплотила всех наших одноклассников, позволила раскрыть их потенциал и увидеть новые стороны личности каждого из нас. Мы все о ком-то заботимся, беспокоимся, но, когда мы делаем это вместе и понимаем для кого конкретно, мы не только помогаем другим людям, но и помогаем себе становиться лучше и добрее. Цель проекта нами достигнута. Наши одноклассники проявили большой интерес к проблеме людей с особенными возможностями, посещали экскурсии, развивали такие ценности как: милосердие, чуткость, забота и помощь, которых так не хватает в современном мире.

Мы надеемся на дальнейшее развитие нашего проекта и будем дальше осуществлять совместную работу с библиотекой для слепых и слабовидящих, другими подобными организациями, с целью привлечения детей к проблеме помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

Мы надеемся, что наш проект вызвал много добрых, искренних, светлых эмоций у каждого, кто участвовал в нем, а тактильная аппликация «Весна идет» будет еще долго радовать многих детей, посещающих библиотеку.[3]

Как говорил Генри Лонгфелло: «Добрые сердца — это сады, добрые мысли — это корни, добрые слова — это цветы, добрые дела — это фрукты. Позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел[4]

Нашу жизнь освещают миллионы больших и малых добрых дел. Отдавая другим, ты можешь быть уверен: твои дары вернутся к тебе.

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» Л.Н. Толстой

Список использованных источников

  1. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь справочник/ В.П. Дудьев. – М., Владос, 2008. – 366 с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М: 1979, т.
  3. Краткий словарь по философии – М.: 1982.
  4. Русские народные пословицы и поговорки/редактор Дугинец А., М.,: Московский рабочий, 1965. - 360 с.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.: 1995.
  6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
  7.  Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
  8. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008.
  9.  Божович Л.И.  О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
  10.  Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2003. – 155 с.
  11.  Бояринова С.С. Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников// Молодой учёный. – 2017. - №15. – с. 552-554.
  12.  Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.
  13.  Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе

воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

  1.  Кислицына И.А. Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности младщего школьника в условиях реализации ФГОС// Инфоурок. – 2018.
  2.  Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.
  3.  Козлова М.М. Проектная деятельность младших школьников// Молодой учёный. – 2015. - №18. – с. 451-453.
  4.  Короленко В.Г. Слепой музыкант. Издательство "Юнацтва", Минск, 1981.
  5.  Крапивин В. П. Та сторона, где ветер, М., Детская литература, 1985. – с.288.
  6.  Крупышева А.С. Особенности метода проектов в начальном образовании// Теоретические и методологические проблемы современного образования. – 2015. – с.88-90.
  7.  Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта   учебной

деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

  1.  Метенова Н.М. Как оформить школу. – 2014.
  2.  Метенова Н.М. Нравственное воспитание. – Ярославль, 2012.
  3.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
  4.  Перевозова Н.А. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности// Молодой ученый. – 2019. - №2. – с.363-364.
  5.  Персональный сайт – Шрифт Брайля
  6.  Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной

деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.

  1.  Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1981.
  2.  Самарский М.А. Радуга для друга, М., Эксмо, 2012. – 251с.
  3.  Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
  4.  Тетельбаум О.В. Проектная деятельность как средство активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся начальных классов// Журнал Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, Челябинск. - №3 (14) т.1., 2016.
  5.  Уранбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки: 1999.
  6.  Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.
  7.  Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.
  8. Чупаха И.В, Мозговая Е.А, Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», 2017.
  9. https://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.
  10. https://shkolazhizni.ru/world/articles/19733/
  11. https://www.stihi.ru/2013/03/27/10638
  12. https://peterburg2.ru/restplaces/gosudarstvennaya-biblioteka-dlya-slepyh-i-slabovidyashhih-4713.html
  13. www.gbs.spb.ru        
  14. mart-sholl.ru
  15. www.tagillib.ru

Приложение

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ


[1] См.приложение п.1: Фото №1, 2: тактильная аппликация «Весна идет»

[2] См.приложение п.2: Фото № 3: информация о детском отделе библиотеки

[3] См.приложение п.8: Фото № 12, 13, 14: информация из группы детского отдела библиотеки «Вконтакте» о первом пользователе тактильной аппликации – слепой девочке Свете.

[4] https://ru.citaty.net/tsitaty/649700-genri-longfello-dobrye-serdtsa-eto-sady-dobrye-mysli-eto-korni/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность учащихся начальной школы".

Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей п...

Статья: "Проектная деятельность в начальной школе"

Использование метода проектов о обучении младших школьников.Классификация проектов. Роль учителя в организации проектной деятельности. Достоинства данного метода....

статья "Проектная деятельность в начальной школе"

в статье рассматривается вопрос организации и проедения проектной деятельности в начальной школе....

Статья "Проектная деятельность в начальной школе"

Проектная деятельность в начальной школе...

статья выступления на педсовете ГБОУ школа № 695 "Радуга" "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС."

laquo;Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Актуальность Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образ...

Статья "Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе".

Статья из опыта работы МО учителей начальных классов по организации проектной деятельности....

Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе" статья (3 класс)

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная д...