статья "Проектная деятельность в начальной школе"
статья (1 класс) по теме

в статье рассматривается вопрос организации и проедения проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole_.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность в начальной школе»                                                             Тараторкина М.В.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;

-развивали общеучебные, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения;

-формировали компетенции сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

-были нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;

-реализовывали принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

 Цель проектного обучения:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
  2. Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
  3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
  4. Развивать у учащихся исследовательские умения

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы,
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная  деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов.

Тему  проекта может предложить учитель с учётом учебной ситуации по предмету, либо она может быть предложена самими учащимися, либо тематика проектов может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников.

 Типы проектов могут быть разнообразны:

  1. Исследовательские
  2. Творческие
  3. Ролевые, игровые
  4. Информационные
  5. Прикладные

2. Проектная деятельность в начальной школе

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов- неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектомСилы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела

Каждый проект - вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить к ним свои силёнки и составить план своей несложной работы.

Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.

Выделим два ведущих признака в проектной технологии:

1) прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат. Технология проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).

2) Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности- ученика и учителя.

Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  • создаёт условия для активности школьника;
  • является партнёром;
  • помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

  • качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
  • умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут развиваться, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.

3.  Роль родителей в проектной деятельности

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.

Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.

Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание , на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки. «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;
  • отслеживают выполнение плана;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогают в предварительной оценке проекта;
  • участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
  • Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, ролевые, практико- ориентируемые, информационные, игровые,  учебные. Но наибольший интерес для организации совместной деятельности учащихся, учителя и родителей вызывают  социальные проекты.

Со своими учениками и родителями за прошедшие 6 лет, что я занимаюсь этой формой работы, было осуществлено несколько социальных проектов: «Цветочная фантазия», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы в ответе за нашу планету», « Зёрнышки добра», «Грамотный пешеход», «Природа в опасности»,  «Здоровье нации» и другие.

Проект «Цветочная фантазия» стал продолжением исследовательской работы «Соответствует ли наша классная комната гигиеническим нормам?». Огромную помощь детям в работе оказывали медицинская сестра гимназии, родители.

В процессе работы над проектом в классе было изменено озеленение (исключены растения – аллергены), созданы передвижные выставки рисунков, аппликаций на цветочную тему, написаны сказки, сочинены стихи. Завершился проект большим классным праздником, в котором принимали участие и родители учеников.

        Над проектом «Зёрнышки добра» работали целыми семьями, включая бабушек и дедушек. Задачами  проекта было

 1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего города, провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
2. изготовить и развесить кормушки для птиц; подкармливать птиц зимой;

3. воспитывать бережное и чуткое отношение к природе;

4.сплотить детский и родительский коллективы через совместную деятельность.

И эти задачи были успешно реализованы. Закончился проект участием в городском конкурсе кормушек, скворечников и гнездовых домиков, проводимом зоопарком «Лимпопо». Моими учениками и их семьями было изготовлено больше двух десятков домиков для птиц. Ярким событием для ребят стало и  совместное посещение зоопарка с одноклассниками и их мамами, папами, дедушками и бабушками.
        С целью повышения безопасности юных участников дорожного движения  был проведён  проект «Грамотный пешеход» . Дети совместно с родителями выпускали стенные газеты, защита , которых вылилась в настоящий праздник талантов, эрудиции и юмора, делали макеты городских улиц, выступали  перед детьми детского сада и первоклассниками нашей гимназии.

        Работа над проектом «Здоровье нации» завершилась семейным спортивным праздником  и участием в областном конкурсе «Здоровый я- крепкая страна», проводимом областной детской библиотекой.

        Проект «Рождественская ёлка». Необходимость данного проекта вызвана тем, что ученики начальных классов - это творческие личности, способные добиться успеха, совместно трудиться на общее дело умеющие общаться. В последнее время вырос интерес к религии, к церкви, к Библии, изучению национальной культуры, традиций, обычаев. Вот и возник вопрос о том, чтобы расширить представление о празднике Рождества не только в нашей стране, но и в Англии (наша гимназия является лингвистической).

Проект “Рождественская ёлка” был краткосрочным. Вместе с нами в работе над проектом принимали участие учителя английского языка. Родители оказывали помощь детям на каждом этапе. Они вместе с детьми:

1.Определили тему, цель, сформулировали задачи проекта, был намечен план работы. Подбирали материала о праздновании Рождества во всём мире. Познакомили с Библией, с историей рождения Иисуса.

2.Посетили вместе с детьми фабрику ёлочных игрушек. Изготовляли вместе с детьми игрушки на ёлку, а потом её наряжали все вместе. Объединились по группам с детьми, и каждая группа выпускала свою газету. Готовили костюмы.

3.Сходили с детьми в храм. Выпекали рождественское печенье.

4.Подбирали рождественские игры. Разучивали рождественские песни. Помогли в обработке материала и составлении презентации на компьютере.

Презентация прошла в виде театрализованного представления, где участвовали и дети, и родители.

Работа над проектами детям очень понравилась,  и они  решили попробовать силы в индивидуальных,  групповых  и семейных проектах.

Так примером семейного проекта является проект «С песней по жизни». Авторы проекта семья ученицы 1а класса Гуденко Софьи. Результатом этого проекта стал сборник песен «Песня верный твой друг»

        В дальнейшем появились проекты посвященные профессиям родителей, изучению родословной семьи, семейным увлечениям.

Заключение

 Проектная работа всегда начиналась и заканчивалась обязательным анкетирование родителей. Целью анкетирования было выяснить,  замечают ли родители изменения в развитии детей, в их взаимоотношениях, узнать мнение родителей о их участии в методе проекта.

Диаграмма на экране показывает, как меняется понимание родителями самого метода проекта.

В ответах на вопросы анкеты родители отмечают , что работа в проекте делает их детей любознательными, ответственными, коммуникабельными, позволяет проявить креативность, и самое главное сближает родителей и детей.

Родители говорят о том, что изменяются не только дети в процессе совместной работы над проектом, но и сами родители.

Таким образом, совместная проектная деятельность обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.

Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность учащихся начальной школы".

Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей п...

Статья: "Проектная деятельность в начальной школе"

Использование метода проектов о обучении младших школьников.Классификация проектов. Роль учителя в организации проектной деятельности. Достоинства данного метода....

Статья "Проектная деятельность в начальной школе"

Проектная деятельность в начальной школе...

Статья "Проектная деятельность в начальной школе"

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-ппознавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, ссогласованные методы и способы деятельности, направленные на достижен...

Статья. Проектная деятельность в начальной школе.

Статья содержит обоснование необходимости проектной деятельности, особенности проектов для  начальной школы. Приведены примеры проектов группового творческого исследовательского индивидуального....

Статья "Проектная деятельность в начальной школе"

Статья содержит общую информацию по проектам, а также практические советы по организации проектной деятельности на уроках английского языка в начальной школе. К статье также прикреплена технологическа...

Статья "Проектная деятельность в начальной школе"

В статье представлен практический опыт учителя в организации и ведении проектной деятельности в начальных классах....