Технология проблемного диалога
статья

Данная технология помогает развитию творческих способностей учеников, способствует формированию самостоятельного мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologiya_problemnogo_dialoga.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного диалога

Проблемная ситуация являются основным понятием проблемного обучения. В самом определении “проблемно-диалогическое обучение” первая часть понятия означает, что на уроке изучения нового материала прослеживаются два звена — это постановка учебной проблемы и поиск её решения, а слово “диалогическое” означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенных диалогов. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы (по Мельниковой Е.Л): 
• побуждающий от проблемной ситуации диалог; 
• подводящий к теме диалог; 
• сообщение темы урока с использованием мотивирующих приёмов. 

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 
1) создания проблемной ситуации “с удивлением” и “с затруднением”; 
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 
3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. 

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. 

Сообщение темы урока с использованием мотивирующих приёмов. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием “яркое пятно” заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием “актуальность” состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. 
Данная технология является здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. 

Технология проблемного диалога - ключ к успеху в педагогической профессии. Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ быть профессионалом в условиях работы по ФГОС 

Список литературы: 
1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система “Школа 2100” - качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006. 
2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. 
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. - Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания.   А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...

Конспект урока по английскому языку для 3 класса "Пикник.Специфика употребления слов much,many,a lot of" к УМК М.З. Биболетовой с использованием технологии проблемного диалога

Данный урок разработан  с использованием технологии проблемного диалога и влючает в себя цель урока, предметные, метапредметные и личностные результаты,рефлексию,подробно расписаны этапы урока, с...

Урок по теме: "Развитие умения различать приставки и предлоги" (технология проблемного диалога)

Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.Цели урока.Предметные: ·        развитие умения различать сходные приставки и ...