Статья "Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

 Варварина Оксана Николаевна

В статье говорится о методах и приёмах работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Варварина Оксана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №1»,

Россия, г. Липецк

Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения

                       

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы. Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей. А это связано с тем, что одарённость может проявляться: как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей; как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает; как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся. Заметить таких детей на начальном этапе обучения, дать толчок их творческому развитию - задача учителя, ведь неслучайно одно из условий развития одаренных детей - это креативность (творческость)., К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности: ускорение умственного развития: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные (нестандартные) решения задач; ранняя специализация интересов: увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью, иностранными яыками; активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость в достижении цели; хорошая память, развитые познавательные умения; готовность и способность к исполнительским видам деятельности. Ценность одарённых детей в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны , каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально - творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Этих детей , как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую. На уроке же потенциал этих детей используется не полностью, больше внимания учителями уделяется первой группе учащихся (работа на всех), а нераскрытые возможности одаренных детей постепенно угасают вследствие невостребованности. С точки зрения психологов, в десятилетнем возрасте процент одаренных детей составляет 60 - 70 % , к четырнадцати годам - 30 - 40 % , а к семнадцати – только 15-20%.Всю работу учителей начальных классов с одарёнными детьми можно рассмотреть по следующим направлениям: урочная деятельность, предметные олимпиады, проектные и реферативные работы, интеллектуальные конкурсы. Важнейшим направлением решения  проблемы работы с одарёнными детьми является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности. На своих уроках учителя формируют у учащихся словесно – логическое мышление, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений и на основе этого самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Это, конечно, доступно не всем детям (3-30%), а остальные работают по алгоритму. Учителя проводят нестандартные уроки, уроки с ИКТ, (викторины, марафоны, конкурсы знатоков, предметные КВН), начиная с первого класса, используют деятельностный подход в обучении, индивидуальный и дифференцированный подход на уроках (разноуровневые и творческие задания, работа с дополнительной литературой, разнообразные творческие работы). Так, например, уже в 1 классе  учащиеся делают свои книжки – малышки: «Азбука всезнайки», «Азбука автомобилей» и др., а на математике из геометрических фигур составляют разнообразные сюжеты, зашифровывают имена сказочных  персонажей. На уроках русского языка и  литературного чтения второклассники сочиняют сказки, загадки, а к урокам окружающего мира пишут мини – сообщения и доклады о животных и растениях. Как же  правильно на начальном этапе обучения выявить одарённых и предметноуспешных детей. Для решения этой проблемы необходимо не только психолого – педагогическое исследование первоклассников, но и системное наблюдение за детьми при переходе  из класса в класс. Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одарённых детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады. Предметные олимпиады – это состязание школьников в разных областях знаний, которое направлено на выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам. Так в гимназическом этапе по русскому языку и математике участвует достаточно большое количество учащихся начальной школы. В муниципальных олимпиадах есть победители по математике и информатике. На протяжении нескольких лет учащиеся начальных классов участвуют в олимпиадах для младших школьников «Умка», «Уникум»;  включаются, наряду со старшим и средним звеном, в проектную и реферативную деятельность. Они выполняют учебные проекты, проекты социально – значимой и познавательной направленности.  Младшие гимназисты ежегодно участвуют в интеллектуальных конкурсах -  это «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Инфознайка», «Человек и природа»; в международных проектах «Эрудиты планеты», научно – практической конференции «Философия детям», российском конкурсе «Познание и творчество». Сегодня каждый учитель может самостоятельно находить интересные проекты, конкурсы, чтобы заинтересовать детей и родителей, поскольку их результаты помогают ученику поднять свою самооценку, пополнить копилку личных достижений. Детская одарённость – родом из детства! Яркие проявления возрастной одарённости – та почва, на которой могут вырастать выдающиеся способности. И уже задача учителя начальных классов выявить эти способности и развить их.

     

 Список литературы:

  1. 1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2009.
  2. 2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 2010.
  3. 3. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова.      М.: ИП РАН, 2008.
  4. 4. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Работа с одарёнными детьми в начальных классах.

В работе описывается собственная система развития талантливых детей....

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения

В этой статье рассказывается о направлениях работы с одарёнными детьми в начальной школе....