Гуманность народной педагогики мари
методическая разработка

Иванова Зинаида Евдокимовна

Перед  школой стоит важная задача, чтобы с детства привить учащимся чувство сопричастности к духовным ценностям, истории, культуре, традициям своего народа, приобщать их к культурно-историческому наследию других народов. Марийский народ сохранил уникальные памятники фольклора, содержание которых позволяет утверждать, что педагогическая мысль нашего народа по-своему уникальна и требует изучения и творческого подхода, а положения этнопедагогики являются актуальными в любую эпоху. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumannost_pedagogiki_naroda_mari.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманность народной педагогики мари

                                     З.Е. Иванова, учитель  начальных классов                          

                                        «Летниковская основная общеобразовательная

                                      школа» (филиал) МОУ «Сернурская средняя

                                                  общеобразовательная  школа им. Н.А.Заболоцкого»

В современном  обществе  отсутствие нравственных основ провоцирует стратегию агрессивного или подчинённого поведения. Человек поставлен как в условия успеха, так и в условия выживания, при этом он должен ориентиоваться в постоянно меняющемся мире, не потерять уважение к себе и способность к саморазвитию, самореализации. 

Перед  школой стоит важная задача, чтобы с детства привить учащимся чувство сопричастности к духовным ценностям, истории, культуре, традициям своего народа, приобщать их к культурно-историческому наследию других народов. Выдающиеся философы, этнографы, психологи и педагоги издавна доказывали, что каждый народ имеет собственные, исторически сложившиеся формы и средства национального воспитания,  которую современная наука объединяет термином этнопедагогика.                                       Народная педагогика - это по преимуществу дописьменная педагогика, устное творчество народа.  Это наука о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации.  Исходя из этого, следует сказать, что народная педагогика располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности. [1]

Марийский народ сохранил уникальные памятники фольклора, содержание которых позволяет утверждать, что педагогическая мысль нашего народа по-своему уникальна и требует изучения и творческого подхода, а положения этнопедагогики являются актуальными в любую эпоху. Изучение педагогического наследия марийского народа, систематизация знаний является заслугой И. А. Чурикова. Им издано учебное пособие «Этнопедагогика народа мари». В пособии изложены научно-педагогические основы народного воспитательного опыта, его этнопедагогические ценности, пути совершенствования на этой базе национального воспитания. В качестве продуктивных средств  воспитания  гуманности народная педагогика мари использует все компоненты народной культуры: фольклор, пословицы и поговорки, сказки и песни, табу – ойöрö,  художественные народные промыслы и т.д. [3]

В устном народном творчестве, в его обычаях, обрядах, традициях заложено много интересных педагогических идей. В памятниках народной педагогики говорится об уважении к родителям, о верности и справедливости, заботливом отношении к старшим. В кратких изречениях народной мудрости, созданных уже много лет назад, имеются уже определенные, отшлифованные способы, приемы обучения и воспитания.

Идея трудового воспитания – одна из ведущих в марийской народной педагогике. Многие марийские пословицы, народные сказки  воспевают величие и красоту труда, высмеивают лень и безответственность. Пословицы затрагивают различные стороны жизнедеятельности человека. В них отчетливо изложен опыт семейного воспитания. Он проявляется в таких сферах семейной жизни, как народный идеал семьи, отношение к женщине, роль семьи в воспитании детей, отношение родителей к детям и детей к своим родителям. Марийская мудрость гласит: «Паша поро кумылым йöрата», «Аважым ончен, ÿдыржым нал, ачажым ончен, эргыжлан кай». В воспитательном отношении ценны традиционные марийские праздники Агавайрем, Шорыкйол, Сÿрем.

Могучим средством воспитания является природа. Марийцы воспитывали детей в духе гармонии с природой. Она представлялась единым живым организмом, нельзя было вмешиваться в дела природы, нарушать существующие связи (табу- ойöрö).  Общение с вершителем судьбы – Богом (Юмо)  - осуществляли на природе, в священной роще. Детям постоянно внушали мысль, что полноценная человеческая жизнь возможна лишь в единстве с растительным и животным миром. Свою одежду мари украшают вышивкой, в узоре отчетливо видны очертания листьев, веток, лесных зверей. Воспитывая в детях уважительное отношение к лесу, взрослые много рассказывают истории, легенды о хозяевах леса: чодыра кува и чодыра кугыза. Народная мудрость до наших дней сохранила  пословицы: «Чодыра – мемнан поянлыкна». Марийцы также  почтительно относились  к воде, водным источникам. В народе землю называли матушкой, а воду величали батюшкой: «Мланде – мемнан авана, вÿд – мемнан ачана», «Вÿд шöртньö дечат шерге». Люди старшего поколения, подходя к водному источнику, чтобы напиться, поклоняются и молятся богу воды  - Вÿд водыж.  Добрая традиция - каждую весну чистить и облагораживать родники, убирать мусор- до сих пор живет в марийских деревнях, в ней участвуют дети и молодежь.

Нравственные черты народа складываются веками, опыт сохраняется и передается следующим поколениям. Наш народ изначально отличался высокой нравственностью, честностью, благородством, мужеством. Народом всегда прославлялись лучшие  качества человека: преданность Родине, любовь  к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, честность, дружелюбие, но  резко осуждались зависть, эгоизм, трусость, болтливость, лень, хвастовство: «Шочмо эл-ава, кеч-кöланат тудо шерге», «Кажне кайыклан шке пыжашыже шерге», «Шке поро лият гын, енат поро лиеш». Интересными в этом отношении являются  сказки «Чоткар патыр», «Нöнчык-патыр», предания «Йыланда», «Онар».

Здоровье ребёнка и его  физическое развитие, умение чувствовать прекрасное в природе, жизни, искусстве – всё это всегда было предметом неустанной заботы народа. Об этом свидетельствуют народные пословицы и поговорки, игры,  песни, танцы, музыка, народные музыкальные инструменты и предметы декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, народная педагогика – полноценный неиссякаемый духовный источник развития педагогической теории и практики. Она располагает большим количеством материала, не исчерпавшего своего воспитательного потенциала и возможностей использования в педагогическом процессе современной школы. Издавна бытующие в народе духовно-нравственные ценности формируют строгие правила и нормы взаимодействия с окружающим миром и природой. Они воплощаются в педагогических идеях, традициях, обычаях, в запретах-табу, в уникальных произведениях народного фольклора, песенном творчестве, в играх и праздниках. Народная педагогика, как часть культуры народа, должна использоваться как в школе на уроках ИКН, марийской литературы, во внеурочной деятельности  на кружке краеведения, так и в семье. В народной педагогике мы можем найти ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществить воспитание и развитие ребенка. В первую очередь нужно брать на вооружение то, что соотносится с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

  Бесценный воспитательный опыт народа может помочь педагогической общественности в формировании целостной личности с развитым национальным самосознанием, чувством любви к народным идеалам, традициям, родной природе. Вместе с тем осознание собственного «я» в единстве с нацией, ее ценностями позволяет воспитать гуманную, позитивную личность в общекультурном аспекте.

Список источников:

1. Волков Г. Н. «Этнопедагогика». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, - 1974. . 2.Васильцова З. П. «Мудрые заповеди народной педагогики». – М., 1990.

3.Чуриков И. А. «Этнопедагогика народа марий». – Йошкар-Ола, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные идеи гуманно-личностной педагогики.

Методические приёмы, применяемые в практике....

Гуманно-личностная педагогика- процесс формирования и развития личности в начальной школе.

Гуманная педагогика - один из аспектов формирования гармоничной личности с раннего возраста. Материал может быть использован как на МО , так и воспитательной работе....

Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ учебно-методического комплекта "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманн...

Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики". Р...

Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...