Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"
статья по теме

Загорудько Анна Алексеевна

     Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики". Работая над данной темой, я попыталась сначала ответить на следующие вопросы: "Что такое гуманно-личностная педагогика? В чём заключена суть теории гуманно-личностного подхода?",  а затем проанализировала УМК "Перспектива", выделив основополагающий принцип, идеологическую, дидактическую и методическую основы учебников, а также создание условий для достижения личностных результатов освоения основной образовательной програиммы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 26 г. Владимира

Статья на тему: «Анализ УМК «Перспектива» с точки зрения возможности достижения планируемых результатах в рамках гуманно – личностной педагогики»

Выполнил: учитель начальных классов

                 Загорудько А.А.

Владимир

2014 г.

Темой  моего самообразования в 2013-2014 учебном году стала тема: «Анализ УМК «Перспектива» с точки зрения возможности достижения планируемых результатах в рамках гуманно – личностной педагогики».

Работая над данной темой, я попыталась ответить на вопрос: «Что такое гуманно-личностная педагогика?»

Гуманное педагогическое мышление, как вечный поиск истины и как стержень всякого высшего педагогического достижения, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов. Своими основными постулатами – верой в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости – гуманное педагогическое мышление зажигает искры для рождения новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий, способствует возникновению личного творческого педагогического опыта, «своих методов и форм». Гуманное педагогическое мышление не есть абстракт, оно не есть открытие современной науки и практики. Жизненность его принципов зависит от уровня развития общества и от качества культуры учителя. Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.

Суть теории гуманно-личностного подхода заключена в группе базисных понятий: Школа, Жизнь, Школа Жизни, Образование, Воспитание, Ребенок, Миссия, Духовность, Развитие, Взросление, Свобода, Сотрудничество, Общение, Учитель, Ученик, Урок. Смысл этих понятий раскрывается через духовный аспект. Духовный аспект гуманной педагогики составляют фундаментальные допущения. Они есть условие расширения педагогического сознания. Допущение — это путь создания и развития новых идей.

Любая мысль (идея) развивается только тогда, когда снимаются запреты. Например, плоскостная геометрия Евклида была по-новому осознана и сформулирована Лобачевским. В результате возникла геометрия Лобачевского. Причем, открытие было столь значительным, что откликнулось в других науках.

В Гуманной педагогике существуют  допущения, позволяющие вносить новые, важные идеи в привычные педагогические концепции.

1.      «Я допускаю, что Высший Мир существует» - говорит  Ш. А. Амонашвили. Не только мистики и религиозные деятели, но и крупные ученые разделяли эту точку зрения. Так думали А. Эйнштейн, Н. Бор, И. Павлов, К. Циолковский.

И далее следующие допущения.

2.      Следовательно, реально существует душа.

3.      Душа бессмертна и имеет силу движения к совершенствованию.

4.      Земная жизнь - это возможность для восхождения души.

5.      В течение жизни душа  каждого  человека должна утончиться и возвыситься. Хотя бы немного.

Все классики педагогики излагали эти истины. Кто-то прямо, кто-то в подтексте. Макаренко в письме Горькому пишет: «Все помешаны на материализме, и все забыли, что у человека есть душа». С учетом этих допущений - каждый ребенок в этой жизни – уникальное  явление.

Тело - это только временная форма, в которой живет душа. Каждый ребенок пришел в этот мир со своей собственной миссией, своей собственной уникальной судьбой.

Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился - подарок Бога. То, с чем я умру - мой подарок Богу».

Пушкин  не  случайность,  а  воплощение  величайшего  духа  с  особой миссией. Пушкин - это веха в истории русского народа. Каждый народ имеет свои вехи. Нет простых людей.

У каждого своя миссия.

Мы рождаемся друг для друга.

Как, например, родилась няня Арина Родионовна, чтобы подготовить путь для Пушкина. Это её миссия. Плоды  моей миссии пригодятся другим. А если моя миссия не состоится? А кто-то уже родился и ждет этих плодов?

В людях сильных голос духа слышен чувствами самого человека. Так, например, Вернадский писал: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое. Я - пророк. Я чувствую в себе голос, чувствую в себе Сократа». Чайковский: «Я хочу делать так, как меня влечет призвание».

Однако не все люди чувствуют голос своего призвания, голос своего духа. Поэтому, задача учителя - помочь ребенку осознать себя.

Ребенок - это союз души и тела, союз неба и земли, их единство и целостность. Чем шире наши допущения, тем шире наше сознание, тем больше наши дела. Отсюда, делаются выводы: ребенка надо рассматривать как явление в нашей жизни, он несет конкретную личную миссию, в нем заключена величайшая энергия духа. Через рассмотрение этого духовного аспекта раскрывается смысл названных выше понятий.

Содержание понятия Школа связывается с изначальным семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале) означает лестницу, ступеньки которой введут вверх. Это понятие имеет духовно-религиозное происхождение, и мыслится как процесс совершенствования, восхождение души и становления духовности человека: Школа (скале) есть скалистые – трудные, требующие силы воли, усердия, преданности – ступеньки лестницы восхождения, возвышения души, она «учит ковать порядок из хаоса». А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нем, а не вне его. Школа трактуется также как дом радости (греч.), но это не опровергает сложность восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей, в процессе восхождения.

Жизнь есть всеначальная сила возникновения и развития всего сущего, включая природу, человека и человеческие сообщества. В бесконечной цепи развития жизни на планете существуют и конкретные исторические эпохи, характеризующиеся определенными качествами. В развитии человеческих сообществ (государств, наций, народов) возникают исторически сложившиеся условия, предопределяющие качества настоящего и будущего.

Жизнь есть явление в Духе. Носителем изначального импульса жизни является вся Природа, Вселенная в целом, каждое их конкретное проявление, в том числе и сам человек. Жив тот, кто хочет жить. Человек есть носитель сознательного, осознанного им импульса жизни.

Исходя из этого, гуманно-личностная педагогика принимает классическую формулу, гласящую: ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет.

Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность.

Понятие Школа Жизни, выносимое в качестве названия школы гуманно-личностной направленности, вбирает в себя именно это содержание. Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе Жизни: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни.

Изначальный смысл слова Воспитание, по всей вероятности, заключен в синкретности его составных. В качестве составных выступают «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть «воспитание» объединяет в себе целостную идею о питании оси.

О какой оси идет речь? Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хождение) души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики – Воспитание – должно означать: питание духовной оси, питании души. То есть в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности – души и духовности. В-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать знания, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум.

Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Как можно осмыслить понятие Образование? Воспитание, как процесс питания духовной оси, требует своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси будут нужны не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать образы любви, красоты, устремленности, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности; знания, озаренные сердцем и духом; стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармонии; высшие творения разных искусств; образы человеческого общения; образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рожденные в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материального и духовного плана; образы, рожденные мировоззрением и верой… А носителем этих ценностей является опять-таки учитель; общаясь с детьми, он постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы.

Трудно перечислить все те источники, которые рождают бесчисленные одухотворенные образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Процесс образования должен полностью быть пропитан возвышенными и утонченными образами, которые питают душу и сердце ребенка и ведут его к раскрытию и проявлению заключенного в нем самом собственного духовного образа. Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, идущего по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, (высшими, возвышающими, одухотворяющими) плодами человеческой культуры. Таким образом, заложенный в ребенке духовный образ посредством, духа людей-воспитателей растет и обретает свой индивидуальный облик. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для его жизнедеятельности.

Понятия Учитель и ученик содержат высочайшее духовное содержание, имеющее тот же источник, что и базисные для нас понятия: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и ученик являются главными обобщающими понятиями; все остальные группируются вокруг них и служат им.

Суть смысла понятий Учитель и ученик заключена в их едином ядре – УЧ, которое, со своей стороны, несет в себе два начала; У и Ч. Первое начало У, как уже было сказано при определении понятия Урок, означает; Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух (сравните: Чело-Век, т.е. Дух, преходящий Веками).

Исходя из этого, получается, что понятие Учитель имеет следующую смысловую основу: Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. Соответственно понятие ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость.

С этой точки зрения следует осмыслить также понятия: Учение, Учить, Учиться, Обучать, Учебник и т.п.

Эту целостность понятия Учитель–ученик, всю палитру взаимозависимости, заключенную в ней в глубоких аллегорических формулах, раскрывает перед нами Новый Завет: «Я посадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог… Насаждающий и поливающий же суть одно; каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение»…

Учитель есть соработник у Бога, Его помощник в творении человека. Если он не будет сажать и поливать с чувством и пониманием глубокой ответственности и такими же глубокими знаниями и творчеством, – как и в какую пору сажать, как поливать и лелеять, – то зерно духа не получит нужного развития, жизнь и судьба ребенка будут искажены, миссия его будет погублена.

В системе целей и задач Школы Жизни выдвигается основная цель как стержень всего образовательного процесса.

Основная цель отвечает на вопрос: к образованию и воспитанию какого человека стремится школа? Исходя из вышесказанного, в качестве основной цели, личностно-гуманная педагогика стремится к воспитанию Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина. Нет необходимости давать толкование сути Благородного Человека, ибо вековые идеалы общества в сознании людей рисуют многогранную картину благородных граждан. Какие бы качества Благородного Человека ни вкладывал учитель в это понятие, он не ошибется. И родителям понятен смысл Благородного Человека, ибо в нем родительский идеал прослеживается более ярко, чем в таких понятиях, как «Хороший человек», «Воспитанный человек», «Образованный человек».

Школа Жизни служит осуществлению этой основной цели. Смысл, сущность ее работы заключается в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке Благородного Человека путем выявления его личностных качеств.

Гуманно-личностный образовательный процесс принимает ребенка таким, какой он есть, напитывая созидательной, творческой любовью; ибо каждый предмет познается в полной мере только при любви, каждая трудность побеждается силой любви. Тем самым образовательный процесс создает лучшие условия для выявления его будущей личности, напутствуя на поиск своей миссии.

Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей, несмотря ни на какие жизненные трудности и осложнения.

Гуманно-личностный образовательный процесс строится на целостности Природной составляющей ребенка. С момента зачатия и сразу после рождения Природа в течении длительного времени продолжает свое становление в ребенке, очеловечивает и окультуривает себя в нем. Ребенок развивается по законам Природы, по ее календарному плану. Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребенка, по пути обретения заданной ему формы и наращивания заданных ему ресурсов. Это движение Природы в ребенке происходит через силы, которые мы называем стихийными страстями. Они стихийные потому, что «набрасываются» на Ребенка неожиданно и «захватывают» его в «плен»; они страсти потому, что сам ребенок стремится к ним, хочет быть ими охвачен и, находясь в плену своих страстей, чувствует себя свободным. Вся загадка в том, что именно движение стихийных страстей обеспечивает выявление природных богатств ребенка. Это есть: страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе. Эти психические явления имеют свои объективные закономерности.

О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, и через них раскрытия личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Испокон веков призывает она к служению планетарной и космической эволюции, испокон веков ищет она свой момент истины. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему Эпоха Сердца и Духовности, Взаимности и Любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление.

Источниками этой основы, этой высшей формы педагогической действительности является, как классическое, так и современное творчество. Классическое и современное следует рассматривать как единое целое. Это есть вечно развивающаяся и неиссякаемая, вечно одухотворяющая настоящее и устремленная в будущее Чаша Мудрости. Эта Чаша Мудрости неподвластна времени и пространству, ибо она вечна, но каждая эпоха может взять из нее, сколько в состоянии взять, и обогатить ее, насколько она в состоянии это сделать».

«Эта педагогика, – пишет он далее, – принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность, и ведет, готовит его служению эволюционным процессам человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая Духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

 С 2012 учебного года  началась моя работа по УМК «Персперктива». В прошлом учебном году, работая над темой: «Анализ УМК «Персперктива с точки зрения возможности достижения планируемых результатов», и изучая  соответствующую литературу, я пришла к выводу, что УМК «Перспектива» нацелен на формирование не только целостной системы универсальных знаний, умений и навыков по предметным областям, но и становление ключевых компетенций обучающихся – развитие личной ответственности и их самостоятельной деятельности.

 В этом 2013-2014 учебном году я попыталась проанализировать УМК «Перспектива» с точки зрения возможности достижения планируемых результатах в рамках гуманно – личностной педагогики.

УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Главной целью системы учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.

Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой системы учебников «Перспектива» является методический инструментарий завершенных предметных линии учебников и специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов.

Еще одно преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению.

Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание учебно-методического комплекса «Персперктива» создают следующие условия для достижения личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

        Для достижения указанных личностных результатов тексты заданий в учебниках УМК «Персперктива» погружают учеников в мир российской действительности, несут в себе гуманистический потенциал созидания, добра, справедливости. Специально введены соответствующие разделы  и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи, направленные на достижение этих результатов.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и  религий.

        Механизмом формирования целостного представления о мире в УМК «Перспектива» является дидактический принцип целостности, в соответствии с которым у учащихся формируется целостное предстваление  о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук.

        В учебниках комплекса раскрывается взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного знаний, двух способов познания мира – понятийно-логического и художественно-образного. Их сопоставление в культурно-историческом контексте помогает сформировать у каждого ребёнка целостную понятийно-образную основу познания. Учащиеся подводятся к выводу о том, что путь развития человечества лежит не в возвышении или покорении природы, общества и человека, а в их гармонической взаимосвязи. При этом акцент делается на позитивную систему отношений человека с миром и друг с другом.  

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение  начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Реализация в УМК «Перспектива» деятельностного метода обучения на технологическом уровне предполагает выработку в классе системы норм выполнения учебных действий, которые фиксируются в форме эталонов. Одна из таких норм – ученик должен учиться сам, что помогает сформировать у учащихся, начиная уже с 1 класса, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

В УМК «Перспектива» процесс познания ориентирован на эстетическое воспитание учащихся, являющееся необходимым условием их продуктивной учебной деятельности (В.А. Сухомлинский). Достижение указанного результата способствует как текстовой, так и иллюстративный материал.

7. Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

В УМК «Перспектива» формирование этических знаний и чувств, воспитание человека, способного познавать мир и сохранять его, умеющего общаться, понимать других людей, сопереживать им и поддерживать в любых жизненных ситуациях, выходит на первый план. Особенностью решения данных задач здесь является то, что системное включение учащихся в учебную деятельность, создание творческой, доброжелательной образовательной среды на основе дидактических принципов психологической комфортности и творчества придают этому процессу более глубокий, личностный характер.  

8. Развитие навыков сотрудничесвта со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Технологическая основа УМК «Перспектива» - деятельностный метод обучения – позволяет сформировать у учащихся не только положительный опыт сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыт выхода из спорных ситуаций, но и знание общего способа действий, который даёт возможность избегать конфликтов, а если спорные ситуации всё же возникают, своевременно устранять их на основе выявления причин спора и соотнесения своих действий с принятыми общекультурными нормами и правилами поведения.

9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Для достижения данного результата в УМК «Перспектива» предусмотрено прежде всего создание здоровьесберегающей среды, которая формирует у учащихся устойчивые навыки безопасного, здорового образа жизни. Кроме того, соответствующие разделы и темы учебников и пособий предоставляют учащимся возможность обсуждать проблемы, связанные с безопвсностью и здоровьем, активным отдыхом, воспитывает бережное отношение к материальным и духовным ценностям.  

Перефразируя слова известного философа «Я мыслю, значит, я существую», ключевую идею проекта «Перспектива» можно передать следующей формулой: «Я общаюсь, значит, я учусь». Дети, «маленькие философы», общаясь с учителями, сверстниками и родителями с помощью таких «культурных орудий» (термин известного психолога Л.С. Выготского), как учебники начальной школы, шаг за шагом строят в своем сознании образ мира. Именно эти учебники помогают им приобщаться к Культуре — Культуре мышления нашей цивилизации, в которой математика является универсальным языком общения; Культуре родного языка; физической Культуре... Так год за годом «дети  Перспективы» приобщаются к разным культурам и приобретают через искусство общения знания об окружающем мире, других людях, Родине и о себе самих, т. е. знания о многообразии человека, природы и общества. При этом процесс познания строится как поток  познавательных действий, благодаря которым образование выступает прежде всего как реализация себя в мире, а не только адаптация к миру.

И через этот поток познавательных действий, поток общения «дети «Перспективы»» становятся личностями, открытыми миру, овладевая самым трудным искусством на Земле — искусством БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

          Посредством ознакомления с миром людей, чисел, природы УМК «Перспектива» исподволь по-доброму формируют толерантную личность, патриотизм. Через принятие самого себя, осознание единства с семьей, коллективом класса, школы, гражданами своей страны.

                  Какой же вывод можно сделать?

Предложенная в УМК «Перспектива» новая модель гуманистической школы – школы созидания, саморазвития и духовно – нравственного становления личности ребёнка прошла широкую практическую апробацию в течение последних лет и доказала свою эффективность в решении  задач современного образования, а также свои возможности достижения планируемых результатах в рамках гуманно – личностной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС. НОО

1.Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?2.Какие нужны новые формы и методы оценки?3.Краткое описание системы оценки результатов ФГОС 4.Формы контроля и учёта достижений о...

презентация к статье "Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов".

презентация к статье "Преемственность урочной и внеурочной деятельности как единая система достижения планируемых результатов"....

Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ учебно-методического комплекта "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманн...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС

....Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов......какие возможности предлагает для оценки планируемых результ...

Урок как средство достижения планируемых результатов в рамках ФГОС для детей с ОВЗ

Урок как средство достижения планируемых результатов в рамках ФГОС для детей с ОВЗ на примере урока обучения грамоте «Звуки [н[,[н’[,буква н,Н» Основные требования к знаниям и умениям учащих...