Проектная деятельность в УМК «Школа России».
статья

Сидорова Светлана Ивановна

Проектная деятельность в УМК  «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в УМК  «Школа России»

Материал подобран учителем начальных классов МОУ «СОШ №2» Сидоровой Светланой Ивановной

В настоящее время новые стандарты образования ставят перед учителем начальной школы новые цели. Если ранее основной упор делался на овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, то на современном этапе основной целью образования становится научить младших школьников учиться, формировать у них  учебную деятельность.

Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что главная задача учителя не только дать ребёнку определённую сумму знаний, а научить его самостоятельно добывать новые знания, научить видеть проблему, выдвигать способы её решения, делать выводы.

Не менее важно сформировать у младших школьников умение  слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать свое мнение, осмысливать собственную деятельность, осуществлять самооценку.

В 2012 году я стала работать по комплекту учебников  «Школа России» по ФГОСам. В данном комплекте одной из форм организации внеурочной деятельности выступает проектная деятельность. Изучив подробнее метод проектов, я пришла к выводу, что это один из эффективных способов, помогающих учителю вырастить творческую, самостоятельно мыслящую, умеющую организовывать свою познавательную деятельность личность.

Под понятием «проект» понимается целенаправленная, фиксированная во времени, управляемая учителем деятельность ребёнка по самостоятельному поиску и усвоению новых знаний или умений, завершающаяся созданием творческих работ и их презентацией.

В процессе работы над проектом у учеников формируется большое количество умений (в новых образовательных стандартах называемых универсальными учебными умениями), а именно:

  • осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности;
  • самостоятельно находить источники информации, извлекать информацию, относящуюся к теме проекта;
  • взаимодействовать с руководителем и участниками проекта, умение слушать и понимать других, объяснять и отстаивать свое мнение, задавать вопросы;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

Кроме этого дети расширяют свой кругозор, у них появляется познавательная потребность, что способствует повышению качества обучения.

Виды проектов и особенности вида

Краткая характеристика процесса и результата

 

Информационные  проекты

направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.

Сбор, анализ и представление информации о каком – либо объекте, явлении в виде:

- реферата

- альбома

- научного доклада

Исследовательские проекты

имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов:

- социологического опроса

  • - наблюдения
  • - эксперимента

Творческие проекты 

не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Разработка:

- игр, сценариев

-  рисунков, выставок

- сочинений

- газет

- сборников (стихов и др.)

Практико-ориентированные проекты

отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи, отдельного человека:

- учебное пособие

- кроссворд

- костюмы

- поделки

Ролевые

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия

 Подготовка и разыгрывание:

- спектакля

- инсценировка

- фрагмент урока

 

Этапы работы над проектом

1) Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация

2) Постановка  проблемы 

Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование.

3) Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам

(может быть  самостоятельный  выбор темы проекта по поставленной проблеме и  выполнение работы)

4) Определение цели и задач проекта

(в группе или самостоятельно)

На первых порах (1-2 класс) – цели и задачи ставятся вместе с учителем.

5) Составление плана работы над проектом

На первых порах (1-2 класс) – дети работают по готовому плану (например):

- Где живет?

- Чем питается?

- Основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид.

- Поведение.

- Кто главные враги?

На последующих этапах (3-4 класс) - заполнение шаблона разработки проекта (маршрута исследования) выполняется  самостоятельно (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы).

6) Разработка маршрута исследования:

- входной и выходной анкеты для первичного и итогового анализа знаний по изучаемой проблеме (тест, опрос и т. д.);

- контролирующих материалов;

- шаблонов (для проведения опроса, описания результатов наблюдений, обработки статистических данных и пр.);

- раздаточного материала (инструкции к заданиям, памятки, бланки для рефлексии);

- рабочей тетради;

- дневника проектной деятельности.

7) Сбор информации:

- анализ предметной и дополнительной литературы;

- опрос;

- использование коммуникативных источников;

- посещение музеев, выставок, библиотек.

8) Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

9) Подведение итогов, составление  портфолио.

10) Защита проекта.

11) Конечный этап работы над проектом – рефлексия.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

- Расширять кругозор в интересующих их областях знаний.

- Находить источник информации.

- Извлекать информацию, относящуюся к теме.

- Планировать работу над проектами.

- Сотрудничать друг с другом.

- Доводить начатое дело до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....