Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Смирнова Елена Викторовна

Статья о создании ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_situatsii_sovmestnoy.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.

Продуктивная деятельность — деятельность с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами.

К продуктивным видам деятельности детские психологи относят конструирование, рисование, лепку, аппликацию и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Причем, если в дошкольном детстве ребенок только получал первоначальные навыки, то в младшем школьном возрасте все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием.

Педагоги так же не остаются в стороне потому что считают, что эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать конечного результата, которые необходимы человеку для успешного познания более точных дисциплин. Поэтому сегодня я предлагаю вспомнить то, о чем нельзя забывать учителям и родителям учащихся начальных классов, готовя детей к созданию проектов, участию в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.

Начну с самого простого – изобразительное творчество. Этот вид продуктивной деятельности способствует социально-личностному развитию ребенка, возможности проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. В этой связи, мы закрепляем познания детей о прекрасном выставками и конкурсами. Младшего школьника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения  и практического применения  знаний, что является целью Стандарта.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). Задача педагога – вовремя уловить этот искрометный момент, обратить внимание ребенка на художественное произведение, красоту слова или закономерность. И тем самым разбудить пытливость к самостоятельному познанию. Это и есть шаг к осознанию необходимости получать знания, в том числе самостоятельно.

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют и на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией неизбежно развиваются познавательные процессы:

- Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но следует иметь в виду, что по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

- В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности и научных объяснений, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования.

 Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования  показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения учитель и дети решают совместно умственные задачи по установлению связей изображаемого предмета с реальной действительностью, на основе сформировавшихся детских понятий и новой информации, а затем ищут способы реализации этой задачи.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится, поэтому у Останкинской телебашни оно такое мощное. Но это еще не основополагающее условие, т. к. опора должна быть определенной высоты и соответствовать общей длине конструкции. К таким выводам (конечно в упрощенной форме) пришли третьеклассники анализируя свои макеты московской телебашни.  Т. е. на основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел, а успешность реализации замысла, как оказалось, во многом определяется умением планировать и контролировать его ход.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей и обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования ребята приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя они знакомятся и получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Итак, в процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ученик приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности целеустремленности в работе, умении довести ее до конца, аккуратности, умения работать в коллективе, трудолюбия, пытливости.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и готовности к анализу и синтезу наиболее значимых учебных задач.

Вывод. Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию младших школьников, поэтому не стоит пренебрегать учебными часами, отведенными для этих предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и организация условий, инициирующих детское творчество через проектную деятельность

В работе рассказывается о работе над творческим долгосрочным проектом, посвященным творчеству С.В. Михалкову...

" Развитие творческой одаренности младшего школьника через игровую деятельность"

Статья о методах и приемах развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста. В материале указаныспециальные упражнения,игры для развитияо даренности....

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»...

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»...

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: “Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка”.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для вк...

Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка.

Каждый современный учитель   мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали   творчески и  успешно .Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами:...

Разработка урока с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности: «от игровой к учебной»

Разработка урока с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности: «от игровой к учебной»...