Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Смирнова Елена Викторовна

Статья о создании ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_situatsii_sovmestnoy.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.

Продуктивная деятельность — деятельность с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами.

К продуктивным видам деятельности детские психологи относят конструирование, рисование, лепку, аппликацию и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Причем, если в дошкольном детстве ребенок только получал первоначальные навыки, то в младшем школьном возрасте все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием.

Педагоги так же не остаются в стороне потому что считают, что эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать конечного результата, которые необходимы человеку для успешного познания более точных дисциплин. Поэтому сегодня я предлагаю вспомнить то, о чем нельзя забывать учителям и родителям учащихся начальных классов, готовя детей к созданию проектов, участию в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.

Начну с самого простого – изобразительное творчество. Этот вид продуктивной деятельности способствует социально-личностному развитию ребенка, возможности проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. В этой связи, мы закрепляем познания детей о прекрасном выставками и конкурсами. Младшего школьника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения  и практического применения  знаний, что является целью Стандарта.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). Задача педагога – вовремя уловить этот искрометный момент, обратить внимание ребенка на художественное произведение, красоту слова или закономерность. И тем самым разбудить пытливость к самостоятельному познанию. Это и есть шаг к осознанию необходимости получать знания, в том числе самостоятельно.

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют и на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией неизбежно развиваются познавательные процессы:

- Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но следует иметь в виду, что по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

- В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности и научных объяснений, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования.

 Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования  показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения учитель и дети решают совместно умственные задачи по установлению связей изображаемого предмета с реальной действительностью, на основе сформировавшихся детских понятий и новой информации, а затем ищут способы реализации этой задачи.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится, поэтому у Останкинской телебашни оно такое мощное. Но это еще не основополагающее условие, т. к. опора должна быть определенной высоты и соответствовать общей длине конструкции. К таким выводам (конечно в упрощенной форме) пришли третьеклассники анализируя свои макеты московской телебашни.  Т. е. на основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел, а успешность реализации замысла, как оказалось, во многом определяется умением планировать и контролировать его ход.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей и обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования ребята приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя они знакомятся и получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Итак, в процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ученик приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности целеустремленности в работе, умении довести ее до конца, аккуратности, умения работать в коллективе, трудолюбия, пытливости.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и готовности к анализу и синтезу наиболее значимых учебных задач.

Вывод. Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию младших школьников, поэтому не стоит пренебрегать учебными часами, отведенными для этих предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.Выступление на Международной заочной научно-практической конференции учителей "Успешный учитель" на тему «Пол...

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

" Развитие творческой одаренности младшего школьника через игровую деятельность"

Статья о методах и приемах развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста. В материале указаныспециальные упражнения,игры для развитияо даренности....

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: “Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка”.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для вк...

Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка.

Каждый современный учитель   мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали   творчески и  успешно .Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами:...

Разработка урока с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности: «от игровой к учебной»

Разработка урока с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности: «от игровой к учебной»...