Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка.
опыты и эксперименты по русскому языку (4 класс) на тему

Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна

Каждый современный учитель   мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали   творчески и  успешно .Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». В.А. Сухомлинский писал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_deyatelnost_shmo.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

учителей начальных классов по теме:

“Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой

деятельности на уроке.

Виды работ над ошибками на уроке

русского языка”.

06.11.2015г.

Учитель начальных классов первой категории:

Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна.

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму

Конфуций.

Каждый современный учитель   мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали   творчески и  успешно .Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». В.А. Сухомлинский писал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психологическое здоровье.

В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. Во главе её деятельностный метод системы развивающего обучения.  В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

  • Становление личности младшего школьника;
  • Раскрытие его индивидуальных возможностей.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Поэтому мной востребована технология работы в группах.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

Преимущества групповой формы работы:

Происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

  • Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.

Переходным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую начинаю с первых дней обучения в начальной школе. Дети учатся работать в парах  «учитель – ученик». Если все пары выполняют одно и тоже задание – работа единая, если разные – дифференцированная.

Я использую парную работу при взаимопроверке классных самостоятельных работ,  при повторении правил.  Особенно эффективно использовать данный вид при обобщении изученного материала.

Постепенно переходим к работе в группах. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию. Задания для групп могут быть одинаковым, а могут и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст-повествование «Зима пришла», вторая группа – текст-описание «Зимний лес», третья – текст-рассуждение «За что я люблю зиму?»

Методы групповой работы:

Кооперативное обучение – это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или взаимодействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».

Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала,  при проведении словарной работы, на уроках чтения, окружающего мира.

Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает  от дальнейшего использования этой формы обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несет в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате  поисковой деятельности, следовательно:

  • Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • Меняется характер взаимоотношения между детьми;
  • Растет самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

 Я считаю, что успешным результатом профессионального мастерства педагогов является результативность их деятельности.  Стремясь к успеху нужно всегда помнить об этой прописной истине. Если конечно не считать успехом скромное, тихое существование без лишних забот  и тревог. Каждый может, приложив определенные усилия, расширить предел своих возможностей. Не всегда все получается сразу. Но если не сдаваться, не опускать руки, то усилия вознаградятся.

Виды работы над ошибками на уроках русского языка.

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…”.

Освоение навыков грамотного письма определяется такими факторами, как морфологическое осознание слова, чёткое различение фонем, правильные кинестетические, зрительные и моторно-двигательные образы слова. Активизация действий этих факторов имеет большое значение для предупреждения ошибок.

В начальной школе для этих целей используются различные виды упражнений:

  •  соотнесение  орфограммы с определённым правилом, звуковой анализ слова, чёткое его проговаривание;
  •  применение правил с обязательным объяснением;
  •  широкое использование предупредительных диктантов разного вида (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
  •  соблюдение орфографического и гигиенического режима.

Соблюдение орфографического режима это и определённый порядок ведения тетрадей, их регулярная проверка и обязательная работа над ошибками.

В педагогической практике существуют различные методики проведения работы над ошибками, педагоги предлагают использование памяток, но данные пособия не в полной мере помогают решить проблему эффективного выполнения этого вида работы, экономя нервные силы ребёнка, вырабатывая у него динамический стереотип работы.

Новизна предлагаемой методики и учебного пособия состоит в комбинации элементов известных методик, рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда.

Цель - разработка эффективной системы работы над ошибками, создание учебного пособия для учащихся «Памятка для работы над ошибками».

Технология опыта

Важное значение для формирования орфографической грамотности обучающихся имеет правильно организованная работа над ошибками. Она является продолжением той аналитико-синтетической деятельности, которая проводилась на предшествующих этапах овладения орфографическим навыком.

Условия эффективности работы над ошибками

Эффективность работы над ошибками в условиях школы зависит от:

  •  систематичности её проведения;
  •  разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм;
  •  от максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;
  •  от наличия индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Создание и использование в учебной деятельности «Памятки для работы над ошибками»

Для дифференцированного исправления ошибок и последующей индивидуализации самостоятельной работы детей над ошибками я начинаю со 2 класса, предлагая учащимся работу по памятке «Опасные места», в которой последовательность орфограмм соответствует порядку их изучения по программе. Её отпечатываю на компьютере и вкладываю в дневник каждого учащегося класса. С этой памяткой знакомлю и родителей на классном собрании, рассказываю алгоритм работы по ней.

Например:

  1. Пропуск, замена буквы

Выпиши слово правильно.

Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: ученик, ученик, ученик.

2. Большая буква в начале предложения

Выпиши предложение правильно.

Придумай и напиши ещё одно предложение.

Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

3. Слог

Выпиши слово.

Подчеркни гласные.

Раздели слово на слоги.

Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Делай так: уиель, чаы, яоа.

Аналогично оформляется демонстрационное пособие для коллективной работы на уроке на этапе формирования навыка работы по памятке.

Следует отметить, что каждый номер содержит следующее:

  •  название орфограммы;
  •  поэтапные инструкции для учащихся;
  •  образец выполнения.

Данное содержание позволяет учащимся, экономя нервные силы, вырабатывать динамический стереотип работы в короткий период времени.

При исправлении ошибок учитель по-разному определяет долю последующей самостоятельности в работе над ними каждого ученика.

  •  в тетрадях слабых учеников я исправляю ошибку в слове, выношу на поля, выписываю и показываю,  как работать с этой орфограммой. Ученик должен повторить мои действия.
  •  по отношению к группе со средней успеваемостью объём помощи уменьшается. Я также исправляю ошибки, выношу на поля, указываю номер правила.
  •  в тетрадях школьников с хорошей успеваемостью напротив исправленной ошибки ставлю только вертикальную черту. Ученик в силах поработать над орфограммой самостоятельно: соотнести ошибку с правилом, найдя его в памятке, выполнить операции, которые в ней указаны.

В письменных проверочных работах учитель исправляет все ошибки, выносит их на поля, индивидуально определяет с какими из них ученик будет работать самостоятельно. Количество слов, как показывает опыт не должно превышать 3-5  даже, если их значительно больше. В противном случае работа начинает выполняться механически, формально и в ней могут быть допущены те же ошибки.

Организация и методика проведения урока работы над ошибками

Ориентируясь на проведённый анализ работ, отбираю для фронтальной работы слова, которые написаны неверно большинством детей. Группирую их по орфограммам, включаю в план урока, провожу с ними работу по алгоритму, данному в «Памятке работы над ошибками». Называю фамилии детей, которые допустили данную ошибку. К 4 классу дети сами узнают свои ошибки, участвуют в подборе проверочных слов или объяснении, т. е. не боятся признавать свои ошибки. Слова для коллективного анализа следует группировать вокруг не более 3-4 правил, с которыми ведётся работа на протяжении основной части урока. Далее ученики работают самостоятельно со своими ошибками.

Урок работы над ошибками строится по следующему плану:

  1. Сообщение о результатах письменной работы – 2 мин.
  2. Коллективный анализ типичных ошибок класса – 10-15 мин.
  3. Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил – 10 мин.
  4. Самостоятельная работа над ошибками -10-15 мин.
  5. Задание на дом – 3 мин.
  6. Подведение итогов работы - 2 мин.

Время на отдельные этапы урока регулируются в зависимости от количества материала, значимости данного этапа для закрепления орфографического правила, степени подготовленности детей к работе.

В начале урока рациональнее познакомить детей только с общими результатами письменной работы, похвалить одних, выразить недовольство другими, но не объявлять отметки каждого ученика. Такой подход к организации деятельности школьников помогает сохранить у них работоспособность, не вызыват негативную реакцию, обиду, излишнюю расторможенность. Затем учитель сообщает, какие правила оказались менее всего усвоены, над чем следует работать всему классу.

Результативность опыта

Результативность применения данной методики заключается в повышении уровня обученности по предмету:

Предмет

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Русский язык

100%

100%

100%

И качества знаний учащихся по предмету:

Предмет

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Русский язык

70 %

75 %

77,3 %

            Проделанная работа даёт положительный результат, так как учащиеся повторяют слова многократно, используя зрительный, моторный, речедвигательный и слуховой анализаторы. Постоянное возвращение к анализу орфограмм повышает осознанность усвоения орфографического правила. Использование игровых элементов, наглядного материала повышает мотивационную сторону деятельности детей в овладении навыкам грамотного письма.

            Результативность выражается также в совершенствовании методической деятельности учителя, более эффективном сочетании видов, форм деятельности, использовании нового учебного пособия.

Использованная литература

  1. Бондаренко А.А. Где прячутся ошибки: Дидакт. Материал: Пособие для учащихся нач. шк. – М.: 1999.
  2. Волина В.В. Весёлая грамматика. – Знание, 1995.
  3. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 4 кл.: Пособие для учителя/ Сост. Н.Н. Сусакова; Под ред. И.О. родина, Т.М. Пименовой. – М.: ООО «ИздательствоАстель»:, 2001.
  4. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2001.
  5. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу/ Н.Ф.Виноградова и др. – М.: Дрофа, 2001.
  6. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! Доброе утро, Имя Прилагательное. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: РИО «Самовар», 1998.

Работа над ошибками.

  1. Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например:  Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

  1. Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

 Например: ОСИ – НА.

  1. Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

 *Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

 Например: дочка, речка, мощный.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно.  Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни  гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. (А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши  в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

  1. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.        

  1. Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

  1.  Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

  1.  Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Например:  Полетели, посмотрели, потянули.

  1.  Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши  ещё 2 слова с той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

  1.  Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

  1.  Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак  и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

  1.  Разделительный твёрдый знак ъ

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни  орфограмму.

Например: Съезд, объём.

  1.  Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

  1.  Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

  1.  Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

  1.  Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.),  шалаш,  товарищ.

                    Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1.  Не   с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши  глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

  1.  Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. 

  1.  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

                   на полянке (на земле, 1 скл.)

  1.  Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

  1.  Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

  1.  Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

  1.  Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

                   беречь (что делать?)

  1.  Правописание безударных личных окончаний глаголов.                                                

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного  и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

                   ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

  1.  Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над ошибками на уроках русского языка.

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Звукобуквенный анализ – фундамент правописанияЛингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальных классах

данный материал поможет каждому ученику правильно сделать работу над ошибками...

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

Работа над ошибками на уроках русского языка

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ.Памятка для  ученика начальной  школы.Большая  буква  в  начале  предложения.Выпиши предложение правильно.  Придумай  и...

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: “Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка”.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для вк...

Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.

Статья о создании ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности на уроке....

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...