Диалог с автором
методическая разработка

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog_s_avtorom.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Васильевна Расова,

учитель начальных классов

государственной общеобразовательной

школы - интерната «Гимназия искусств

при Главе Республики Коми» имени Ю.А.Спиридонова,

г. Сыктывкар

«Диалог с автором»

как универсальный прием работы с текстом

Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося выступает «формирование умения учиться, включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач», а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением общей парадигмы образования.

Обновление содержания и структуры образования малоэффективно, если оно не сопровождается изменением методов преподавания и не учитываются современные психолого-педагогические принципы, позволяющие максимально эффективно работать с обновленным содержанием.

В конце  ХХ века широкое распространение получает термин «функциональная грамотность». Cущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология продуктивного чтения;

-технология проектной деятельности;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные и коммуникационные технологии;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия. А каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников, соответствующую их возрастной ступени.

Современные дети живут в условиях изобилия информации. Поэтому извлечение нужной информации из иллюстрации или текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. Вот почему Образовательная система «Школа 2100» придает работе с информацией ведущее значение.

В данной образовательной системе существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Суть реализации данной технологии заключается в целостности, систематичности и последовательности ее использования. При работе с текстом ребенок с 1 класса учится вдумчивому, аналитическому, изучающему чтению. Ученик продумывает смысл каждого слова, задает вопросы, находит в тексте на них ответы, делает элементарный анализ прочитанного. Безусловно, обучение такому чтению требует определенного методического подхода.

Существует множество различных приемов работы с текстом в технологии продуктивного чтения. Одним из наиболее эффективных, на мой взгляд, является «диалог с автором через текст».

Пути обучения диалогу с автором могут быть разные. Главное – показать ребенку, что с текстом можно беседовать, как с человеком. И это занятие интересное и увлекательное. Открытие способов ведения диалога с автором с помощью сигналов, предложенных Генриеттой Григорьевной Граник, включаю с периода обучения грамоте: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь), П – проверка (проверь точность своих предположений). З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в «волшебное зеркало»).

Читательские умения, приобретенные в курсе литературного чтения, эффективно используются в параллельных содержательных курсах УМК: математики, окружающего мира, русского языка, истории, иностранного языка.        Предлагаю вашему вниманию применение приема «диалога с автором» в различных учебных дисциплинах.

Рассмотрим, как применяется данный прием в 1 классе в период обучения грамоте. Первоклассникам предлагается самостоятельно ознакомиться с содержанием небольшого рассказа.

Своё и чужое.

Поймали мальчика в горохе и стали

бранить. (В) А он и говорит:

– Да ведь я вам родня.

– Ты-то нам родня, – сказали мальчику, –  да горох тебе чужой.

После самостоятельного прочтения на вопрос учителя, о чём этот рассказ, дети, как правило, затрудняются ответить. Тогда я предлагаю читать медленно, не торопясь, разговаривая через текст с автором.

Озвучивается первое предложение. Возникает вопрос: что значит «бранить»? Это значит «ругать».

Непонятно, за что мальчика стали бранить, ругать?  Детям предлагается вчитаться в предложение, найти ответ на этот вопрос. Явно не всем понятен смысл словосочетания  поймали в горохе. Я подталкиваю  к нужной мысли сообщением, что в то время лакомств не было, а поспевающий горох сладкий.  Дети догадываются, что он лакомился горохом, а его поймали!

– Так есть в предложении ответ на вопрос?  (Есть. Бранить мальчика стали за то, что поймали его в горохе. Он рвал чужой горох.)

– Вы знаете, что нельзя брать чужое? (Конечно, это все знают. И этот мальчик знал.)

– Чем же можно объяснить его поведение, поступок? Это вопрос автора

к читателям. Он скрытый. Постарайтесь найти на него ответ.

Озвучиваются следующие строки и извлекается информация о том, что нарушитель приходится роднёй хозяевам гороха.

– Что же из этого следует? Чего не знал мальчик?(Мальчик не знал, что без спросу нельзя брать не только у чужих, но и у родных.)

По моему заданию они предлагают свои заголовки, носящие прямой смысл. Все заголовки обсуждаются, в результате класс приходит к пониманию мудрости заголовка «Своё и чужое». В нём слова противоположные по значению, и в них скрывается главная мысль.

Так приём «диалога с автором» помог не только вчитаться, извлечь информацию из текста, но и повысить активность, эмоциональную мобильность детей, сделать работу на уроке познавательной и интересной.

На уроках русского языка данный прием аналогично используем при анализе языкового материала, а также при работе с правилом.

        Как применяется нами диалог с автором на уроках математики? Текстовая задача открывает педагогу широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом. Эта работа позволяет не только развивать словесно-логическое мышление, но и учит детей конструировать и рассматривать математические модели некоторых

жизненных ситуаций. Например, во 2-м классе на одном из уроков математики была предложена для решения задача:

Перед зимней спячкой масса медвежонка была 50 кг. (Это много или мало? Сравните со своим весом.) Во время спячки он похудел на 10 кг. (Почему? (Что значит похудел?) А к осени поправился на 30 кг.(Что значит поправился? За счет чего он снова набрал вес?) (Какой вопрос можно составить к задаче?) какой вопрос подготовили нам авторы наших учебников?  Какой стала масса медвежонка к осени?

        После этого ребята легко выделяют ключевые слова задачи, называют известные данные и то, что требуется узнать.        

На уроках математики данный прием используется нами также при чтении математических правил и выводов.

Как прием «диалога с автором» помогает мне на уроках окружающего мира? Посмотрим это на примере научно-познавательного текста учебника 2 класса по теме «Что изображают на карте».

По карте можно узнать,  что расположено на поверхности Земли.(В) (Как?)Дети предполагают С помощью условных обозначений(О)находим ответ на вопрос на ней изображены равнины и горы, моря и реки. (Как догадаться, где моря, где горы, а где реки? дети предполагают) Озера, моря и океаны обозначают оттенками синего цвета. Находим ответ на вопрос Светло-голубой оттенок – у мелких водоемов, а темно-синий – у океанских глубин. (Какой вывод сделаем?) Реки изображают синей линией.

Сушу обозначают оттенками зеленого, желтого и коричневого цвета – в зависимости от высоты местности. Зеленым и желтым закрашены обширные участки суши. Это равнины. (В) (Что же тогда обозначают коричневым цветом?) дети высказывают предположения  Коричневый цвет обозначает горы. (О)(В)(Как определить высоту гор?)Чем темнее этот цвет, тем выше горы. (О)

Далее идет работа по карте.

Хочется подчеркнуть, что используя данный прием в рамках технологии продуктивного чтения, нужно систематически следовать ее требованиям в работе с текстом. Учащиеся принимают такую работу и с удовольствием осваивают ее. Постепенно они начинают действовать так же, когда читают самостоятельно вне уроков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Современные образовательные технологии Школы 2100// http://www.school2100.ru/download/index.php?SECTION_ID=1155 
  2. Чиндилова, О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема.// Начальная школа: плюс до и после. – 2010. – № 7. – С 76-79.
  3. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100».– М.: Баласс, 2010.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Диалог с автором".

В конспекте описана работа с произведением "Редкий случай" на основе прогнозирования....

Рабочие программы по математике автор М.А. Моро и русскому языку автор М.Л.Зеленина, Т.Е Хохлова 2 класс

Рабочая программа по предмету   математика 2 класс, автор М.А. Моро и рабочая прграмма по русскому языку автор М.Л. Зеленина и Т.Е. Хохлова   " Школа России"...

"Ставьта вопросы, как паруса", или Как вести "диалог с автором"

Технологию продуктивного чтения можно использовать при работе с текстом на любом уроке. Она даёт возможность более глубоко изучить текст, даёт возможность воспитывать настоящих читателей....

Диалог с автором через текст

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения. Материал по теме "Диалог с автором через текст". Презентация....

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (Автор: Е.Л. Мельникова)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (Автор: Е.Л. Мельникова)  КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МетодыПроблемно-диалогическиеТрадиционныепостановки проблемыпобуждающийот проблемнойситуаци...

Проект «Диалог культур через диалог детей»

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому ...

Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).

Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...