Диалог с автором через текст
материал на тему

Петрова Лариса Леонидовна

 Современный подход к формированию навыка смыслового чтения. Материал по теме "Диалог с автором через текст". Презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_s_avtorom_cherez_tekst.docx23.84 КБ
Файл lyublyu_chitat.pptx376.89 КБ

Предварительный просмотр:

    Материал был подготовлен для  выступления на школьном семинаре по теме: «Современный подход к формированию навыка смыслового чтения в разных предметных областях».

Подготовила учитель начальных классов  МАОУ СОШ №1 г.Когалыма  Петрова Л.Л.

 В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  «Технология продуктивного чтения», которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.

   

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения 

II этап. Работа с текстом во время чтения

       III этап. Работа с текстом после чтения 

Основная задача учителя на уроках  – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Поэтому особо хотелось бы остановиться на анализе текста.  Оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором». Он более возрастосообразный и доступный. Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору».

Что такое диалог с автором?

Это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

 Как учить детей вести диалог с автором? Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий.

1) Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение).

3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения.

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме.  Возникающие вопросы  предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения. 

4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы:

В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).  

Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

 

 Так, в рассказе М.М. Пришвина "Берестяная трубочка" автор задает скрытые и прямые вопросы, которые заставляют детей задуматься:

  • "Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке..." – В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?
  • "И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал?" – Это уже прямой вопрос автора, в т. ч. и к читателю.

При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".

Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы".

Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

 Ошибки учителя при обучении детей ведению "диалога с автором"

Диалог с автором  используется  при анализе не всех произведений.  

Первая ошибка учителей при обучении детей ведению "диалога" с автором литературного произведения – неправильное определение его уместности. Например, в произведениях, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т. д.

Вторая ошибка – нечеткое понимание того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер.

 Работая над рассказом К.Г. Паустовского "Кот-ворюга", к предложению "Мы не знали, как поймать этого рыжего кота" можно поставить такие вопросы:

  • "Кого мы хотели поймать?" (Ответ: кота.)
  • "Какого цвета был кот?" (Ответ: рыжий.)
  • "А зачем его вообще ловить?" (Прямой ответ есть далее в тексте.)

Из этих вопросов только четвертый можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, читая текст дальше.

"Подтекстовые" вопросы нужны для анализа текста, они могут быть разными:

  • помогающими выяснить причинно-следственные связи, например: "Почему бабушка не дает Павле поесть арбуз вволю?" – к рассказу В.Ю. Драгунского "Англичанин Павля";
  • направленными на обоснование, доказательство какой-либо мысли, аргументацию утверждений, например: "Можно ли доказать, что Павля не взрослый, а ребенок?";

  • оценочными, например: "Каким мы видим Павлю в начале рассказа?", "А в конце рассказа?", "Меняется ли отношение Дениски к Павле на протяжении рассказа, как?";

  • формирующими внимание детей к языку и художественным особенностям текста, например: «Почему Виктор Юзефович Драгунский пишет: "зарежем арбуз", а не "разрежем арбуз"?», "все лето зря прочепушил", а не "все лето зря провел"? "Павля прямо засиял", а не "Павля заулыбался"?»; «Как вы понимаете предложение "Я прямо опешил"?»).

Третья ошибка – подмена учителями скрытых авторских вопросов своими вопросами, которые уместно задать при обобщающей беседе.

 

 Вернемся к предложению "Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке..." из рассказа М.М. Пришвина "Берестяная трубочка". Учитель вправе спросить: "Почему рассказчику захотелось посмотреть?"; "Что можно сказать о рассказчике?". Автор же спрашивает только: "А что там может быть?" – и дальше сам отвечает на этот вопрос.

 

Четвертая ошибка – просьба к ученикам дать возможный ответ на скрытый вопрос писателя в случаях, когда для этого не хватает текстовой информации.

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер.  Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое диалог с автором? МАОУ СОШ №1 г . КОГАЛЫМ Выступление на семинаре учителя Петровой Л . Л .

Слайд 2

Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.

Слайд 3

Три этапа работы : I этап. Работа с текстом до чтения II этап. Работа с текстом во время чтения III этап. Работа с текстом после чтения

Слайд 4

Что такое диалог с автором? Это естественная беседа с автором через текст. Необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; задавать свои вопросы; обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

Слайд 5

Как учить детей вести диалог с автором? - Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. - Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение). Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

Слайд 6

Сигналы: В – вопрос (найди, задай); О – ответ (ответь на этот вопрос); П – проверка (проверь точность своих предположений).

Слайд 7

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..» .

Слайд 8

Ошибки учителя при обучении детей ведению "диалога с автором". - Неправильное определение его уместности. - Нечеткое понимание того, что такое вопросы к автору. - Подмена учителями скрытых авторских вопросов своими вопросами, которые уместно задать при обобщающей беседе. - просьба к ученикам дать возможный ответ на скрытый вопрос писателя в случаях, когда для этого не хватает текстовой информации.

Слайд 9

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Диалог с автором".

В конспекте описана работа с произведением "Редкий случай" на основе прогнозирования....

Конспект урока русского языка во 2 классе(Образовательная система «Школа 2100» авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева) Текст Урок 24 (20). Тема: Конструирование текстов.

ТекстУрок 24 (20).Тема: Конструирование текстов.Цель:  – развитие умения устной речи – «достраивание» неоконченного текста (создание начала, концовки по имеющимся фрагментам текста)....

"Ставьта вопросы, как паруса", или Как вести "диалог с автором"

Технологию продуктивного чтения можно использовать при работе с текстом на любом уроке. Она даёт возможность более глубоко изучить текст, даёт возможность воспитывать настоящих читателей....

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (Автор: Е.Л. Мельникова)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (Автор: Е.Л. Мельникова)  КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МетодыПроблемно-диалогическиеТрадиционныепостановки проблемыпобуждающийот проблемнойситуаци...

Проект «Диалог культур через диалог детей»

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому ...

Диалог с автором

Из опыта работы...