Мастер-класс_Путь настоящего читателя_
методическая разработка

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_put_nastoyashchego_chitatelya.doc71 КБ
Файл master-klass.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:

                                                 Мастер-класс                             март 2013 года

 «Путь настоящего читателя» 

Цель:

  • познакомить с технологией продуктивного чтения,
  • показать приемы работы по данной технологии.

План проведения мастер-класса

  1. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.
  2. Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе Ю. Коринец «Подарки под подушкой» (глава из повести «Там, вдали, за рекой»)

Ход мастер-класса

«Путь настоящего читателя»

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге – активное или умеренно пассивное – формируется в младшем школьном возрасте. В практике обучения чтению акцент долгое время делался на наращивании темпа, а эффективность работы учителя проверялась и оценивалась по тому, насколько быстро читают его ученики. При проверке умения читать ребенка нацеливали на беглое, «порхающее» чтение. Результат часто соответствовал известной русской пословице: «Читает – летает, да ничего не понимает».

«Ввести ребенка в сознательное обладание сокровищами родного языка» – такой видел одну из основных целей начальной школы основоположник отечественной педагогической психологии К.Д. Ушинский. Я разделяю эту точку зрения, считая, что быстрота чтения должна развиваться сообразно быстроте понимания, а если ребенок читает быстрее, чем может понять, значит, он читает бессознательно.  Общеизвестно, что чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе. Самые ценные и прочные знания, как свидетельствуют специальные психологические эксперименты, не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Однако школьная практика показывает, что не все дети умеют работать с текстом, понимать его, получать заложенную в нем информацию. Работая над формированием и развитием у младших школьников интереса к чтению, я стараюсь воспитать в своих учениках качества «настоящего читателя», вдумчивого, любознательного,  активного. Именно внимание к читаемому тексту, будь то научно-популярная статья в журнале, упражнение в учебнике или художественное произведение, может стать для младшего школьника толчком к самостоятельному исследованию.

Известно, что любая деятельность только в том случае даёт хороший результат, когда она осуществляется путём привлечения собственных ощущений и эмоций. Предлагаю вам пройти путь «настоящего читателя», проследить, какие приемы использует «настоящий читатель» при работе с текстом.

Рассмотрим как пример урок литературного чтения в 3 классе.

Ю. Коринец «Подарки под подушкой»

(глава из повести «Там, вдали, за рекой»).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей и незаметно для них достаёт коробку с надписью «Подарки».

У.: Что это? Откуда? Интересно ли вам узнать, что там?( Да, конечно)

II. Работа с текстом до чтения.

  1. Актуализация знаний, определение темы урока.

Учитель достаёт из коробки портрет.

У.: Узнаёте ли вы этого писателя? (Да, это Ю. Коринец. Мы читали его произведения.)

У.: Какие из них вам знакомы? (Дети называют прочитанные произведения («Ханг и Чанг» и др.)

У.: Как вы думаете, почему я достала портрет писателя из коробки, где написано «Подарки»?

Дети высказывают свои предположения. Затем учитель подтверждает основную версию о том, что, скорее всего, в одном из произведений писателя говорится о подарках.

У.: Давайте проверим это предположение. Как, не перелистывая страницы учебника, найти название произведения, чтобы подтвердить наше предположение? (Нужно обратиться к содержанию учебника)

Дети находят в содержании название «Подарки под подушкой», Ю. Коринец

2. Антиципация.

У.: Прочитайте заглавие. Рассмотрите иллюстрацию. Какие у вас появляются предположения о содержании произведения? Высказывания детей.

3. Формулирование проблемы, целей урока.

У.: Любите ли вы получать подарки? Кто их вам дарит?

У.: Любите ли вы дарить подарки? Мнения детей расходятся.

У.: Какой спор у вас возник? Как мы сформулируем проблемный вопрос?

Дети высказывают свои предположения. Один из вопросов записывается учителем на доске.

ЧТО ПРИЯТНЕЕ –

ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ?

ПОЛУЧАТЬ

ДАРИТЬ

Учитель предлагает детям сделать выбор и встать у доски к одной

из надписей. Дети делятся на две группы.

У.: Мнения разошлись. Эту проблему поможет нам обсудить произведение Ю. Коринца «Подарки под подушкой».

- Что мы сейчас с вами делали? (работали с текстом до чтения)

Этап I. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (прогнозирование предстоящего чтения).

По названию, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся.

– Давайте прочитаем текст. Я буду читать его вслух, а по ходу процесса

покажу вам приёмы комментированного чтения и диалога с автором.

III. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение первой части.

Комбинированное чтение (учитель и учащиеся).

Результаты первичного чтения.

2. Перечитывание текста.

У.: Кто выступает в роли рассказчика?

Дети высказывают свои предположения, подтверждая их словами

текста о том, что рассказчиком выступает взрослый мужчина, который

вспоминает о своём детстве.

У.: По каким праздникам герой-рассказчик получал подарки? За что?

Дети находят в тексте названия праздников, по которым герой получал подарки.

У.: Названия каких праздников вам не совсем понятны? Какие это «бабушкины праздники», как вы думаете?

Дети аргументируют свои ответы строчками из текста.

У.: А когда сам герой дарил подарки?

Ответы детей.

По мере выполнения заданий и ответов на вопросы учитель заполняет на доске таблицу:

ЧТО ПРИЯТНЕЕ –

ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ?

ПОЛУЧАТЬ

ДАРИТЬ

День рождения

День рождения папы

По большим праздникам

День рождения мамы

1 Мая

День рождения бабушки

7 Ноября

Дни рождения моих друзей

1 Сентября

Соседям по квартире

Новый год

День рождения дяди

По маленьким праздникам

По бабушкиным праздникам

За хорошее поведение

За хорошие отметки

За выздоровление после болезни

Когда приходили гости

От дяди

В разные даты

Учитель раздаёт детям листочки и предлагает записать на них названия подарков, которые дарили герою. Дети пытаются выполнить задание.

У.: Перечислите названия подарков, которые вы записали.

Дети не смогли справиться с заданием, так как в тексте не указано ни одного упоминания о конкретном  подарке.

У.: Какими словами автор сообщает, сколько герой получал подарков?

(Много, очень много, страшно много, купался в подарках.)

Можно предложить детям расположить эти выражения в порядке возрастания.

У.: Как видим, герой получал очень много подарков. Ценит ли он эти подарки?

Ответы детей.

У.: Когда дарят много и часто – это приятно?

Ответы детей сходятся к тому, что герой не высказывает своего отношения к тому, что он часто получал подарки, а только перечисляет события.

У.: Посчитайте, сколько раз автор употребляет слово «подарок» в тексте первой части.

Дети убеждаются, что много раз.

У.: Почему автор так часто употребляет это слово?

Учитель просит детей произнести слово «подарок» с разной эмоциональной окрашенностью.

У.: Герой получал удовольствие от подарков? (Скорее всего, нет. Ему уже было плохо от подарков, потому что их очень много. У него даже голова от этого закружилась)

У.: Что герой говорит о том, как он дарил подарки?

Дети находят в тексте нужные слова (приходилось делать самому, чепуха).

3. Беседа по содержанию первой части.

У.: Как вы думаете, что для героя было приятнее – дарить или получать

подарки? Мы смогли ответить на проблемный вопрос? Давайте прочитаем вторую часть, может, она нам что-то прояснит.

4. Первичное чтение второй части.

Комбинированное чтение (учитель и учащиеся).

      С тех пор как я стал взрослым, я уже не получаю столько подарков. Я часто думаю: почему большее количество подарков падает у человека на детство? Почему, когда люди становятся взрослыми, они получают меньше подарков?  (В тексте нам встретились  вопросы.  Как бы вы на них ответили?) Потому что меньше дарят! Считается, что подарки — это пустяки, детское дело! (Так отвечает на вопрос автор. Вы с ним согласны?) Но это совсем не пустяки! (Согласны с автором? Объясните?) Подарки украшают жизнь! Это очень хорошее дело. Серьёзное дело. (Вот какие аргументы приводит герой) Не забывайте об этом, ребята, когда станете взрослыми. Ходите друг к другу с подарками. Если вам с ними некуда ходить — дарите их своим соседям на лестнице. Или в соседнем доме. Можно дарить подарки и совсем незнакомым людям — например, в самолётах, в троллейбусах, в метро. А то и просто на улице. Ничего плохого в этом нет. Необходимо одно: чтобы все взялись за это дело дружно, чтобы никто не остался в стороне. Тогда всё будет в порядке и никто не останется без подарка! (Представили, что будет, если это действительно произойдет?)
      А пока что у взрослых дело с подарками обстоит хуже, чем у ребят. Взять хотя бы меня. Взять хотя бы мою подушку. Разве сейчас, когда я просыпаюсь в какое-нибудь прекрасное праздничное утро, я нахожу под подушкой подарки? В лучшем случае я найду там носовой платок или вчерашнюю газету. А в детстве? В детстве я всегда с нетерпением ждал праздничного утра, чтобы сунуть руку под подушку, — и что же вы думаете? Там всегда был подарок, а то и несколько!
(Догадались, откуда они там появились?)
      Конечно, в течение дня я получал ещё подарки, но самое приятное было, проснувшись утром, сунуть руку под подушку и найти там тёпленький подарок!
(Как замечательно сказано «тепленький подарок». А как это?)
      Когда я просыпался ночью и шарил рукой под подушкой, никаких подарков я не находил. Я нарочно притворялся спящим, а сам бодрствовал целыми часами, подкарауливая появление подарков, но всё было напрасно: подарки появлялись, когда я спал.
      Как они попадали под подушку, я никогда не мог догадаться.
(А вы догадались, расскажите.)

5. Перечитывание текста и беседа по содержанию.

У.: О чём размышляет автор? Есть ли в тексте вопросы, которые его волнуют?

Ответы детей учитель фиксирует на доске.

1. Подарки – это детское дело?

2. Что находят под подушкой взрослые, а что дети?

3. Почему, когда люди становятся взрослыми, они получают меньше подарков?

Учитель дополняет список своими вопросами: что рассказчик предлагает делать, чтобы все люди получали подарки? К чему призывает автор?

– Мы прочитали текст. Что мы делали во время чтения?

– Состоялся ли у нас диалог с автором?

– Смогли мы «вычитать» подтекстовую информацию?

– Как вы думаете, каким будет  второй этап работы с текстом?

Этап II. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы).

  1. Перечитывание текста. Медленное, «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или отдельных его фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  2. Беседа по содержанию в целом.

– Закончилась ли наша работа с детьми на втором этапе?

– Мы помним, что «настоящий читатель» после чтения делится впечатлениями о прочитанном, размышляет над смыслом произведения, т.е. ищет «смысловое ядро» текста.

IV. Работа с текстом после чтения.

Учитель просит сформулировать ответы на вопрос «К чему призывает автор?» в форме  лозунга-призыва, выражающего позицию автора рассказа.

Работа в группах. Каждая группа хором декламирует свой лозунг: «Подарки украшают жизнь». «Подарки – не пустяки». «Не забывайте о подарках». «Ходите друг к другу с подарками». «Не оставляйте никого без подарка».

V. Подведение итогов.

У.: Изменилось ли ваше мнение в ходе наших рассуждений?

Учитель предлагает детям сделать повторный выбор и выйти к табличкам «ПОЛУЧАТЬ» или «ДАРИТЬ».

Дети пытаются аргументировать свой выбор, опираясь на собственный опыт.

У.: Вы правы. Подарки получать приятно, но и дарить тоже не менее приятно. Мне хотелось бы сделать вам приятный сюрприз. Поднимите руку те, кто сегодня был активным читателем, отвечал на вопросы, рассуждал, аргументировал своё мнение.

Учитель достаёт коробку с надписью «Подарки», в которой находятся разноцветные пятёрки, а дети выбирают понравившуюся по цвету отметку.

VI. Домашнее задание.

Нарисовать то, что они хотели бы найти у себя под подушкой, или написать, кому они хотели бы сделать «тайный» подарок и почему.

Этап III. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупность его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности.

Посмотрите на доску. У нас появились этапы технологии продуктивного чтения. Каждый этап, как и вся технология в целом, даёт возможность реализовать учителю на уроке деятельностный подход, что является концептуальной основой ФГОС.

Рефлексия.

– Итак, давайте проанализируем свою читательскую деятельность:

«Я – настоящий читатель».

Предлагается ответить на вопросы: 

1. При размышлении над книгой до чтения я:

а)Обращал(а) внимание на _______________________________________________

______________________________________________

б) Теперь буду акцентировать своё внимание на ___________________________ ______________________________________________

______________________________________________

2. При чтении произведения я понял(а), что ____________________________

______________________________________________

______________________________________________

3. Работа над текстом после чтения помогает читателю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004.
  2. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – No 1.
  3. Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для четырёхлетней начальной школы)» [Электронныйресурс] / Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева. – www.school2100.ru 
  4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru 
  5. Журнал «Начальная школа плюс до и после»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Цель начальной школы - ввести ребенка в сознательное обладание сокровищами родного языка». К.Д. Ушинский

Слайд 2

МАСТЕР-КЛАСС Путь «настоящего» читателя Учитель начальных классов Елена Васильевна Расова

Слайд 4

ЧТО ПРИЯТНЕЕ – ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ? ПОЛУЧАТЬ ДАРИТЬ

Слайд 5

Этап I. Работа с текстом до чтения Антиципация (прогнозирование предстоящего чтения). 2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся.

Слайд 6

ЧТО ПРИЯТНЕЕ – ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ? День рождения По большим праздникам 1 Мая 7 Ноября 1 Сентября Новый год По маленьким праздникам По бабушкиным праздникам За хорошее поведение За хорошие отметки За выздоровление после болезни Когда приходили гости От дяди В разные даты День рождения папы День рождения мамы День рождения бабушки Дни рождения моих друзей Соседям по квартире День рождения дяди

Слайд 7

Этап II . Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. 2. Перечитывание текста. 3. Беседа по содержанию в целом.

Слайд 8

ЧТО ПРИЯТНЕЕ – ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ? ПОЛУЧАТЬ ДАРИТЬ

Слайд 9

Этап III. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2. Знакомство с писателем. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. 4. Творческие задания.

Слайд 10

Технология продуктивного чтения Этап I. Работа с текстом до чтения; Этап II . Работа с текстом во время чтения; Этап III. Работа с текстом после чтения.

Слайд 11

Результативность применения технологии продуктивного чтения

Слайд 12

Рефлексия участников мастер-класса Раньше был я читателем … Т еперь я …

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ

Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения....

Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу : "Буду настоящим читателем"для 3-его класса.

Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом и родителями деятельности в процессе чтения....

Мастер-класс «Путь к успеху»

Мастер-класс «Путь к успеху»(из опыта работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с помощью образовательных технологий)...

МАСТЕР-КЛАСС "Путь к здоровью или привычка быть здоровым"

Буклет "Как формируется привычка?" к мастер-классу "Путь к здоровью или привычка быть здоровым"....