Мастер-класс_Путь настоящего читателя_
методическая разработка
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
![]() | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс март 2013 года
«Путь настоящего читателя»
Цель:
- познакомить с технологией продуктивного чтения,
- показать приемы работы по данной технологии.
План проведения мастер-класса
- Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.
- Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе Ю. Коринец «Подарки под подушкой» (глава из повести «Там, вдали, за рекой»)
Ход мастер-класса
«Путь настоящего читателя»
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге – активное или умеренно пассивное – формируется в младшем школьном возрасте. В практике обучения чтению акцент долгое время делался на наращивании темпа, а эффективность работы учителя проверялась и оценивалась по тому, насколько быстро читают его ученики. При проверке умения читать ребенка нацеливали на беглое, «порхающее» чтение. Результат часто соответствовал известной русской пословице: «Читает – летает, да ничего не понимает».
«Ввести ребенка в сознательное обладание сокровищами родного языка» – такой видел одну из основных целей начальной школы основоположник отечественной педагогической психологии К.Д. Ушинский. Я разделяю эту точку зрения, считая, что быстрота чтения должна развиваться сообразно быстроте понимания, а если ребенок читает быстрее, чем может понять, значит, он читает бессознательно. Общеизвестно, что чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе. Самые ценные и прочные знания, как свидетельствуют специальные психологические эксперименты, не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Однако школьная практика показывает, что не все дети умеют работать с текстом, понимать его, получать заложенную в нем информацию. Работая над формированием и развитием у младших школьников интереса к чтению, я стараюсь воспитать в своих учениках качества «настоящего читателя», вдумчивого, любознательного, активного. Именно внимание к читаемому тексту, будь то научно-популярная статья в журнале, упражнение в учебнике или художественное произведение, может стать для младшего школьника толчком к самостоятельному исследованию.
Известно, что любая деятельность только в том случае даёт хороший результат, когда она осуществляется путём привлечения собственных ощущений и эмоций. Предлагаю вам пройти путь «настоящего читателя», проследить, какие приемы использует «настоящий читатель» при работе с текстом.
Рассмотрим как пример урок литературного чтения в 3 классе.
Ю. Коринец «Подарки под подушкой»
(глава из повести «Там, вдали, за рекой»).
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель приветствует детей и незаметно для них достаёт коробку с надписью «Подарки».
У.: Что это? Откуда? Интересно ли вам узнать, что там?( Да, конечно)
II. Работа с текстом до чтения.
- Актуализация знаний, определение темы урока.
Учитель достаёт из коробки портрет.
У.: Узнаёте ли вы этого писателя? (Да, это Ю. Коринец. Мы читали его произведения.)
У.: Какие из них вам знакомы? (Дети называют прочитанные произведения («Ханг и Чанг» и др.)
У.: Как вы думаете, почему я достала портрет писателя из коробки, где написано «Подарки»?
Дети высказывают свои предположения. Затем учитель подтверждает основную версию о том, что, скорее всего, в одном из произведений писателя говорится о подарках.
У.: Давайте проверим это предположение. Как, не перелистывая страницы учебника, найти название произведения, чтобы подтвердить наше предположение? (Нужно обратиться к содержанию учебника)
Дети находят в содержании название «Подарки под подушкой», Ю. Коринец
2. Антиципация.
У.: Прочитайте заглавие. Рассмотрите иллюстрацию. Какие у вас появляются предположения о содержании произведения? Высказывания детей.
3. Формулирование проблемы, целей урока.
У.: Любите ли вы получать подарки? Кто их вам дарит?
У.: Любите ли вы дарить подарки? Мнения детей расходятся.
У.: Какой спор у вас возник? Как мы сформулируем проблемный вопрос?
Дети высказывают свои предположения. Один из вопросов записывается учителем на доске.
ЧТО ПРИЯТНЕЕ –
ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ?
ПОЛУЧАТЬ | ДАРИТЬ |
Учитель предлагает детям сделать выбор и встать у доски к одной
из надписей. Дети делятся на две группы.
У.: Мнения разошлись. Эту проблему поможет нам обсудить произведение Ю. Коринца «Подарки под подушкой».
- Что мы сейчас с вами делали? (работали с текстом до чтения)
Этап I. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (прогнозирование предстоящего чтения).
По названию, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся.
– Давайте прочитаем текст. Я буду читать его вслух, а по ходу процесса
покажу вам приёмы комментированного чтения и диалога с автором.
III. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение первой части.
Комбинированное чтение (учитель и учащиеся).
Результаты первичного чтения.
2. Перечитывание текста.
У.: Кто выступает в роли рассказчика?
Дети высказывают свои предположения, подтверждая их словами
текста о том, что рассказчиком выступает взрослый мужчина, который
вспоминает о своём детстве.
У.: По каким праздникам герой-рассказчик получал подарки? За что?
Дети находят в тексте названия праздников, по которым герой получал подарки.
У.: Названия каких праздников вам не совсем понятны? Какие это «бабушкины праздники», как вы думаете?
Дети аргументируют свои ответы строчками из текста.
У.: А когда сам герой дарил подарки?
Ответы детей.
По мере выполнения заданий и ответов на вопросы учитель заполняет на доске таблицу:
ЧТО ПРИЯТНЕЕ –
ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ?
ПОЛУЧАТЬ | ДАРИТЬ |
День рождения | День рождения папы |
По большим праздникам | День рождения мамы |
1 Мая | День рождения бабушки |
7 Ноября | Дни рождения моих друзей |
1 Сентября | Соседям по квартире |
Новый год | День рождения дяди |
По маленьким праздникам | |
По бабушкиным праздникам | |
За хорошее поведение | |
За хорошие отметки | |
За выздоровление после болезни | |
Когда приходили гости | |
От дяди | |
В разные даты |
Учитель раздаёт детям листочки и предлагает записать на них названия подарков, которые дарили герою. Дети пытаются выполнить задание.
У.: Перечислите названия подарков, которые вы записали.
Дети не смогли справиться с заданием, так как в тексте не указано ни одного упоминания о конкретном подарке.
У.: Какими словами автор сообщает, сколько герой получал подарков?
(Много, очень много, страшно много, купался в подарках.)
Можно предложить детям расположить эти выражения в порядке возрастания.
У.: Как видим, герой получал очень много подарков. Ценит ли он эти подарки?
Ответы детей.
У.: Когда дарят много и часто – это приятно?
Ответы детей сходятся к тому, что герой не высказывает своего отношения к тому, что он часто получал подарки, а только перечисляет события.
У.: Посчитайте, сколько раз автор употребляет слово «подарок» в тексте первой части.
Дети убеждаются, что много раз.
У.: Почему автор так часто употребляет это слово?
Учитель просит детей произнести слово «подарок» с разной эмоциональной окрашенностью.
У.: Герой получал удовольствие от подарков? (Скорее всего, нет. Ему уже было плохо от подарков, потому что их очень много. У него даже голова от этого закружилась)
У.: Что герой говорит о том, как он дарил подарки?
Дети находят в тексте нужные слова (приходилось делать самому, чепуха).
3. Беседа по содержанию первой части.
У.: Как вы думаете, что для героя было приятнее – дарить или получать
подарки? Мы смогли ответить на проблемный вопрос? Давайте прочитаем вторую часть, может, она нам что-то прояснит.
4. Первичное чтение второй части.
Комбинированное чтение (учитель и учащиеся).
С тех пор как я стал взрослым, я уже не получаю столько подарков. Я часто думаю: почему большее количество подарков падает у человека на детство? Почему, когда люди становятся взрослыми, они получают меньше подарков? (В тексте нам встретились вопросы. Как бы вы на них ответили?) Потому что меньше дарят! Считается, что подарки — это пустяки, детское дело! (Так отвечает на вопрос автор. Вы с ним согласны?) Но это совсем не пустяки! (Согласны с автором? Объясните?) Подарки украшают жизнь! Это очень хорошее дело. Серьёзное дело. (Вот какие аргументы приводит герой) Не забывайте об этом, ребята, когда станете взрослыми. Ходите друг к другу с подарками. Если вам с ними некуда ходить — дарите их своим соседям на лестнице. Или в соседнем доме. Можно дарить подарки и совсем незнакомым людям — например, в самолётах, в троллейбусах, в метро. А то и просто на улице. Ничего плохого в этом нет. Необходимо одно: чтобы все взялись за это дело дружно, чтобы никто не остался в стороне. Тогда всё будет в порядке и никто не останется без подарка! (Представили, что будет, если это действительно произойдет?)
А пока что у взрослых дело с подарками обстоит хуже, чем у ребят. Взять хотя бы меня. Взять хотя бы мою подушку. Разве сейчас, когда я просыпаюсь в какое-нибудь прекрасное праздничное утро, я нахожу под подушкой подарки? В лучшем случае я найду там носовой платок или вчерашнюю газету. А в детстве? В детстве я всегда с нетерпением ждал праздничного утра, чтобы сунуть руку под подушку, — и что же вы думаете? Там всегда был подарок, а то и несколько!(Догадались, откуда они там появились?)
Конечно, в течение дня я получал ещё подарки, но самое приятное было, проснувшись утром, сунуть руку под подушку и найти там тёпленький подарок! (Как замечательно сказано «тепленький подарок». А как это?)
Когда я просыпался ночью и шарил рукой под подушкой, никаких подарков я не находил. Я нарочно притворялся спящим, а сам бодрствовал целыми часами, подкарауливая появление подарков, но всё было напрасно: подарки появлялись, когда я спал.
Как они попадали под подушку, я никогда не мог догадаться.
(А вы догадались, расскажите.)
5. Перечитывание текста и беседа по содержанию.
У.: О чём размышляет автор? Есть ли в тексте вопросы, которые его волнуют?
Ответы детей учитель фиксирует на доске.
1. Подарки – это детское дело?
2. Что находят под подушкой взрослые, а что дети?
3. Почему, когда люди становятся взрослыми, они получают меньше подарков?
Учитель дополняет список своими вопросами: что рассказчик предлагает делать, чтобы все люди получали подарки? К чему призывает автор?
– Мы прочитали текст. Что мы делали во время чтения?
– Состоялся ли у нас диалог с автором?
– Смогли мы «вычитать» подтекстовую информацию?
– Как вы думаете, каким будет второй этап работы с текстом?
Этап II. Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы).
- Перечитывание текста. Медленное, «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или отдельных его фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию в целом.
– Закончилась ли наша работа с детьми на втором этапе?
– Мы помним, что «настоящий читатель» после чтения делится впечатлениями о прочитанном, размышляет над смыслом произведения, т.е. ищет «смысловое ядро» текста.
IV. Работа с текстом после чтения.
Учитель просит сформулировать ответы на вопрос «К чему призывает автор?» в форме лозунга-призыва, выражающего позицию автора рассказа.
Работа в группах. Каждая группа хором декламирует свой лозунг: «Подарки украшают жизнь». «Подарки – не пустяки». «Не забывайте о подарках». «Ходите друг к другу с подарками». «Не оставляйте никого без подарка».
V. Подведение итогов.
У.: Изменилось ли ваше мнение в ходе наших рассуждений?
Учитель предлагает детям сделать повторный выбор и выйти к табличкам «ПОЛУЧАТЬ» или «ДАРИТЬ».
Дети пытаются аргументировать свой выбор, опираясь на собственный опыт.
У.: Вы правы. Подарки получать приятно, но и дарить тоже не менее приятно. Мне хотелось бы сделать вам приятный сюрприз. Поднимите руку те, кто сегодня был активным читателем, отвечал на вопросы, рассуждал, аргументировал своё мнение.
Учитель достаёт коробку с надписью «Подарки», в которой находятся разноцветные пятёрки, а дети выбирают понравившуюся по цвету отметку.
VI. Домашнее задание.
Нарисовать то, что они хотели бы найти у себя под подушкой, или написать, кому они хотели бы сделать «тайный» подарок и почему.
Этап III. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупность его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности.
Посмотрите на доску. У нас появились этапы технологии продуктивного чтения. Каждый этап, как и вся технология в целом, даёт возможность реализовать учителю на уроке деятельностный подход, что является концептуальной основой ФГОС.
Рефлексия.
– Итак, давайте проанализируем свою читательскую деятельность:
«Я – настоящий читатель».
Предлагается ответить на вопросы:
1. При размышлении над книгой до чтения я:
а)Обращал(а) внимание на _______________________________________________
______________________________________________
б) Теперь буду акцентировать своё внимание на ___________________________ ______________________________________________
______________________________________________
2. При чтении произведения я понял(а), что ____________________________
______________________________________________
______________________________________________
3. Работа над текстом после чтения помогает читателю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Список использованной литературы.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004.
- Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – No 1.
- Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для четырёхлетней начальной школы)» [Электронныйресурс] / Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева. – www.school2100.ru
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru
- Журнал «Начальная школа плюс до и после»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МАСТЕР-КЛАСС Путь «настоящего» читателя Учитель начальных классов Елена Васильевна Расова
ЧТО ПРИЯТНЕЕ – ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ? ПОЛУЧАТЬ ДАРИТЬ
Этап I. Работа с текстом до чтения Антиципация (прогнозирование предстоящего чтения). 2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся.
ЧТО ПРИЯТНЕЕ – ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ? День рождения По большим праздникам 1 Мая 7 Ноября 1 Сентября Новый год По маленьким праздникам По бабушкиным праздникам За хорошее поведение За хорошие отметки За выздоровление после болезни Когда приходили гости От дяди В разные даты День рождения папы День рождения мамы День рождения бабушки Дни рождения моих друзей Соседям по квартире День рождения дяди
Этап II . Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. 2. Перечитывание текста. 3. Беседа по содержанию в целом.
ЧТО ПРИЯТНЕЕ – ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ? ПОЛУЧАТЬ ДАРИТЬ
Этап III. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2. Знакомство с писателем. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. 4. Творческие задания.
Технология продуктивного чтения Этап I. Работа с текстом до чтения; Этап II . Работа с текстом во время чтения; Этап III. Работа с текстом после чтения.
Результативность применения технологии продуктивного чтения
Рефлексия участников мастер-класса Раньше был я читателем … Т еперь я …
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/12/picture-476213-1410506030.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения....
Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"
Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-674922-1443717819.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/14/picture-463679-1405347128.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"
Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/05/picture-408646-1430835348.png)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу : "Буду настоящим читателем"для 3-его класса.
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом и родителями деятельности в процессе чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1027418-1583077965.jpg)
Мастер-класс «Путь к успеху»
Мастер-класс «Путь к успеху»(из опыта работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с помощью образовательных технологий)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/10/picture-279550-1376155364.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС "Путь к здоровью или привычка быть здоровым"
Буклет "Как формируется привычка?" к мастер-классу "Путь к здоровью или привычка быть здоровым"....