Мастер-класс «Путь к успеху»
методическая разработка

Бондарева Светлана Николаевна

Мастер-класс «Путь к успеху»

(из опыта работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с помощью образовательных технологий)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx277.68 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Мастер-класс «Путь к успеху»

(из опыта работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с помощью образовательных технологий)

Подготовила: Бондарева С.Н.

учитель начальных классов

д. Богородицкое

2020 г.

Мастер-класс «Путь к успеху»

(из опыта работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с помощью образовательных технологий)

Цель: продемонстрировать приемы педагогической техники  по формированию орфографической зоркости у младших школьников.

Задачи:

-продемонстрировать коллегам образовательные технологии, используемые при формировании орфографической зоркости у обучающихся;

-прокомментировать эффективность применения данных приемов;

-отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.

Ход мастер-класса

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я работаю учителем начальных классов в Богородицкой средней школе.

Свое выступление я хочу начать с небольшой истории.

Около века тому назад на одной итальянской фабрике в Неаполе работал мальчик лет 10. Он страстно хотел петь. Но его первый учитель разбил его мечты, сказав: «Ты не можешь петь. У тебя совершенно нет голоса». 

Но мать мальчика, бедная крестьянка, обняла его, похвалила и сказала, что он обязательно будет петь, и что у него уже неплохо получается. Похвала и ободрение матери изменили жизнь ребёнка, вдохновили его.

Благодаря тому, что в мальчика вселили веру, мир может наслаждаться чарующим голосом Энрико Карузо.

Успех – как птица, может коснуться своим крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо… Быть учителем – значит создавать ситуацию успеха для ребят на уроке.

Успех обучающегося на уроке русского языка – грамотное письмо.

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть на ассоциативный ряд. Наша задача уу\найти связь между соседствующими картинками и попробовать определить тему мастер-класса.

В центре мы видим букву «о». Скажите, пожалуйста, звук «о» у нас слышится при произношении? (нет)

-Легко ребенку будет записать данные слова?

-Значит, какой вывод можно сделать? (В этих словах легко допустить ошибку)

Комментарий: На этапе погружения в работу  мной используется знакомый вам прием «Кроссенс», позволяющий активизировать мыслительные процессы, мотивировать на предстоящую деятельность.

    Изучая проблему «Развитие орфографической зоркости», я пришла к выводу, что тема «Безударные гласные» – враг номер один не только для обучающихся 1-4 классов, но и 5,6,7 классов (а иногда, и до 11 класса), и именно эта тема требует постоянного внимания учителя. Но главное – этого врага можно победить!

     И сегодня вашему вниманию я хочу представить несколько приёмов, которые я использую на своих занятиях, на материале этой темы.

Одно из направлений формирования орфографической зоркости - это работа со словарными словами.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Как при запоминании избежать простой зубрёжки? Как разнообразить это монотонное скучное дело?

1.Приём “Одиночное плавание под орфографическим парусом”. 

- Парус - это листы бумаги у вас на партах.

“Левый борт” - 1 вариант.

“Правый борт” - 2 вариант.

- “Одиночное плавание” - это словарный диктант.

Разговаривать нельзя - плавание одиночное, к соседу повернёшься плот перевернётся, а море и без того штормит.

- За работу.

- Я буду диктовать по одному слову, по вариантам.

Вы должны писать слова в столбик, и каждый раз сворачивать (загибать листок) ровно на одно слово.

- Мастер командует - Готовы?

- “Левый борт, подмигните мне левым глазом”.

- “Правый борт, помашите мне правой рукой”.

- Поплыли!

1 вариант

2 вариант

имитация

иммиграция

формировать

форсить

шезлонг

лекала

циркуляр

цирюльник

Волны становятся меньше.

- Море стихает.

- “Поднять паруса!”

- Разворачиваем листки, открывая по слову.

- Начинаем с последнего.

- Проверка.

1 вариант и 2 вариант.

- Найдите букву -и- в 1 слоге, нашли обвели в кружок. Не нашли - придётся проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую, Насквозь. А дома придётся парус “штопать” (делать работу над ошибками), и т. д.

Парус развернули. У кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни дети рады, что ни одной, другие - что их вон сколько!

Комментарий: Используя этот прием, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.

2. Следующий прием «Чепушина».

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д - девочка

Затем из этих слов составляем мини-текст или отдельные предложения.

Используя этот приём мы повторяем изученные слова и знакомимся с новыми.

Этот прием способствует развитию творческих способностей обучающихся.

- Сейчас я вам предлагаю слово (орфография)

На столах лежат листочки, список словарных слов (можно ими воспользоваться). Дети тоже пользуются словарными словами, которые у них записаны в словарях.

3.Следующий приём “Ботанический сад” (работа в парах) 

 -Уважаемые коллеги, сейчас мы  проведём работу по правописанию однокоренных слов. У вас есть карточки с разным корнем. Составьте и запишите слова с данным корнем. Прикрепляем к дереву.

Комментарий: На уроке с детьми можно использовать по-другому этот прием, не используя слово кластер. Мы можем выращивать деревья, с помощью которых проводится работа по правописанию однокоренных слов. Я вывешиваю корень, например, -вёз-, а дети придумывают однокоренные слова, записав их на листочках и прикрепляют к дереву, обязательно выделяя корень.

Дерево стоит неделю. Затем проводим небольшой словарный диктант из этих слов (слова с дерева снять). Также  можно добавить свои 2-3 слова. Затем прикрепляет новый корень. И проводим аналогичную работу. Используя этот приём через зрительную память, формируется у детей интерес, развивается орфографическая зоркость.

Чередование различных приёмов работы вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость. Целенаправленно и систематически проводимые мною указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства обучающихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо.

Подведем итоги нашей работы: я попрошу вас по цепочке продолжить следующие фразы:

Для меня значимо…

Я задумалась…

Теперь я смогу использовать…

- Надеюсь, мастер-класс был полезен, и очень хочется, чтобы учение  с увлечением сделало наших детей личностями:

Активными

Креативными

Творческими

Инициативными

Волевыми

Неравнодушными

Ы

Е


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Путь к успеху» Бондарева Светлана Николаевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области

Слайд 2

Успех-как птица, может коснуться своим крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо…

Слайд 4

Словарные слова 1) Как при запоминании избежать простой зубрежки? 2) Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Слайд 5

1. Прием «Одиночное плавание под орфографическим парусом»

Слайд 6

2. « Чепушина » Г-горох О-огурец Р-ребята О – огород Д -девочка

Слайд 7

О- Р- Ф- О- Г- Р- А- Ф- И- Я-

Слайд 8

3. Прием «Ботанический сад» сад Садовод Садовый Садовник

Слайд 9

Для меня значимо… Я задумалась… Теперь я смогу использовать…

Слайд 10

А К Т И В Н Е Ы ктивными реативными ворческими нициативными олевыми еравнодушными

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Как создать ситуацию успеха в школе?"

Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно -  универсальные действия....

Мастер-класс на тему: Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе.

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повыш...

Мастер-класс «Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентноспособной личности».

Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но г...

Мастер- класс " Как создать ситуацию успеха"

Мастер -класс + презентация " Как создать ситуацию успеха" - приёмы используемые на  урочной и внеурочной деятельности...

Мастер-класс "Красивая речь -залог успеха!"

- Создание условий для речевого развития школьников в семье, повышение педагогической культуры родителей, гармонизация детско-родительских отношений...