Мастер-класс «Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентноспособной личности».
статья на тему

Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентноспособной личности».

- Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс мне хочется начать с одной истории: (видеоролик «Бабочки»)

1 слайд

Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:

-Ты, не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса.

Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:

-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.

Эти слова приободрили его. Со временем мальчик стал успешным. Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.

Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.

2 слайд

- Я, хочу предложить вам мастер-класс «Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентноспособной личности».

 

      -Я хочу рассказать вам о том, какие приёмы и методы я использую в своей работе для мотивации детей в обучении.

      Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха.

Данной проблемой занимался ряд учёных. Такие как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, американский учёный психолог Уильям Глассер, доктор педагогических наук Белкин А.С.

3 слайд (Высказывания)

4 слайд

Уважаемые коллеги! Прошу Вас ответить на вопросы анкеты «Незаконченное предложение».  

Закончите предложение.

Начиная урок, я произношу слова: (Я рада вас видеть. Хорошего вам настроения._______________________

Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: __(У тебя всё получится)___________________________

Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: (Ничего не бойтесь. Я верю в ваши успехи)______________________________

По моему мнению, на эффективность урока влияет: ____(Слова поддержки, одобрения)_______________

Спасибо! Действительно,  слова педагога  должны нацеливать детей на успех!

- Что же такое успех? Что он для вас?

5 слайд

 - А давайте вместе с вами соберём в одно целое составляющие успеха (кластер).

   удовлетворение                                         УСПЕХ                      радость                                                

               достижение цели                                                     вера в себя

                                                                             восхищение                                                      

6 слайд

   С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Для чего нам нужен успех?

  • Ситуация успеха мне особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено каким-то рядом причин. Успех позволяет снять агрессию у детей. 
  • Успех влияет на качество обучения. 
  • Успех даёт энергию, прибавляет силы. Ребёнок хочет учиться.

Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим. Искренность, творчество и разнообразие.

7 слайд

В своей работе на всех этапах урока я использую

Приём «Эмоциональные поглаживания», стараясь найти для каждого ребёнка добрые слова, слова,  вселяющие уверенность («Ты молодец! Отлично!» «Продолжай также хорошо работать», «Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»)

-Я хочу предложить вам участие в игре «Эмоциональные поглаживания».

 У вас есть уникальная возможность сказать добрые слова, пожелания в адрес соседа, т.е. того, кто сидит рядом с вами.

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

 

-Также и мы на уроке стараемся найти добрые слова для каждого ребёнка.

Это всего лишь слова, но порой словом можно развеселить, взбодрить человека, а порой и наоборот.

                          Словом можно убить,

                          Словом можно спасти,

                          Словом можно полки

                          За собой повести.

Некоторые цветами расцветают в нас, ведя к успеху, а некоторые выстраивают стену непонимания, которая препятствует успеху.

8 слайд

-Хочу предложить вам следующее упражнение «Кубики и цветы» 

 (Надписи на листе: Я стремлюсь к успеху и Я не уверен в себе)

- Я попрошу выйти два человека. Один из вас ученик, который стремится к успеху, а другой - кто не уверен в себе. Вы должны слушать фразы и если это говорится о вас то, один кладёт кубики, а другой опускает цветок в вазу.

     Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте.

                                                 Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе.

     Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь

     У меня всё равно не получится.

                                                                 Всё зависит от меня, я – источник.

     Я пешка от меня ничего не зависит.

                                                          Ситуация меняется, если я на неё влияю.

     Кто-то определяет ситуацию, но не я.

-В результате, что у нас получилось?

В первом случае - стена  равнодушия, пассивности. Ребёнок не уверен в себе.

Во втором случае - букет с цветами.

Пусть эти цветы будут олицетворением успеха, ведь чтобы вырастить этот цветок нужно приложить немало усилий . Чтобы достичь успеха, нужно тоже приложить немало усилий.

  •  Прежде,  чем продолжить работу дальше,  я расскажу вам притчу.

9 слайд

  • Жил один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. Однажды ночью ему приснилось, что он попал в Ад. Видит он: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. У каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. В следующую ночь ему снится, что он попадает в Рай. Перед ним та же картина. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга. 

-Вывод, к которому я хотела вас подвести, рассказав эту притчу, мы сделаем, когда вы мне поможете выполнить следующее упражнение.

   

        -Для того чтобы легко работалось, берем с собой в дорогу хорошее настроение.

Для следующего упражнения разбейтесь на пары.

 10 Слайд

 Упражнение «Умение договариваться»  (Листы бумаги, маркеры)

У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Вам нужно нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе. (Демонстрация рисунков)

- Что помогло вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?

- Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха. (Нужно уметь договариваться) Точно так же и в притче люди сумели договориться между собой, накормив друг друга. Поэтому были сыты и веселы.

11 Слайд

-Умение договариваться - один из приёмов создания ситуации успеха.

Данный приём я использую в работе в парах, в групповой работе.

-Нельзя говорить о создании ситуации успеха, не затронув при этом работу с родителями.

  • Учитель прикладывает все усилия, чтобы дети были успешны, уверены в себе. Но порой родители идут вразрез со школой, ограничивая ребёнка в его действиях.
  • Так как же понять своего ребёнка?

12 слайд

Эффективен прием “Ролевая маска”, который я использую на родительском собрании.  Представьте, что у нас собрание на тему “Как понять своего ребенка?”.

Для показа приема мне  нужно 2  помощника.

– Один из вас  примерит на себе маску ребенка.

А другой - маску родителя.

(На карточках написаны слова для родителей)

 Не ходи во двор, не гуляй с друзьями, стой смирно!

             - Что мы делаем с ребенком?     Ограничиваем движение. 

-Положи, не трогай, не лезь руками!

           - Что мы делаем?                     Связываем руки. 

Не слушай музыку, не слушай советы друзей!

                                             - Мы лишаем ребенка информации.

-Закрой рот, молчи, не лезь в разговоры!

                                             - Мы лишаем ребенка возможности высказаться.

- Не смотри эти фильмы, не смотри по сторонам!

                                           - Мы лишаем ребенка ориентации.

В результате ребенок оказывается весь связанный, не может двигаться, говорить, слушать, ничего не видит!

Вопрос к «Ребенку»

- Как Вы чувствуете себя в таком положении?

В данной ситуации мы применяем прием “Ролевая маска”, для того чтобы родители прочувствовали на себе состояние ребенка, которому все запрещают.

13 слайд

На заключительном этапе урока, на этапе рефлексии я использую приём  «ЦВЕТОК ДРУЖБЫ»

 -У вас на столе лежат ладошки красного и зелёного цвета.

- Какой вывод можно сделать в завершение нашей работы?

-Когда ребёнок испытывает уверенность в себе?

-Чем для ребёнка является успех?

Вывод:

- Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

И закончить наше занятие мне хочется словами  притчи.

14 слайд

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои крылья

Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.

Мы с вами применили несколько кирпичиков для создания ситуации успеха, но есть еще один и очень немаловажный

 - «Позитив». Ребенок должен научиться относиться к жизни позитивно и принимать себя таким, каков он есть!!! 

Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
 в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения"

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле бо...

Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения. Работа с фольгой"

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Жизнь станови...

Мастер-класс на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников »

Цель: учить сочинять короткие сказки. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Развивать м...

Презентация "Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентоспособной личности"

Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но г...

Мастер-класс "ТРИЗ- педагогика как инновационный инструмент формирования креативного мышления младших школьников"

Термин «креативность»  близок к  понятию «творчество».  Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить, не только у детей, даже во в...

Мастер - класс"Создание ситуации успеха на уроке"

Данный мастер - класс раскрывает положительные и отрицательные моменты применения данной технологии....