Главные вкладки

    Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения"
    материал (2 класс) по теме

    Карпова Ольга Евгеньевна

    Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую помощь оказывает изобразительное искусство. Одним из способов рисования является рисование пальцами, которое  развивает мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук, приводит к раскрепощению, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность, обостряет ощущения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_hudozhestvenno-tvorcheskih_sposobnostey.doc762.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Российской Федерации Управление образования мэрии Тайшетского района

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 14


     г/п Тайшет. 


     

    Мастер – класс

    Автор: Карпова Ольга Евгеньевна –

     учитель начальных классов

    2009 год

    МАСТЕР – КЛАСС

    Развитие художественно-творческих способностей детей

    путем целенаправленного и организованного обучения.

    Вступление.

    Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую помощь оказывает изобразительное искусство - предмет, который может использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

    В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, это создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.

    Творческая деятельность учащихся требует от педагога высвечено на слайде

    1. -планирования учебных занятий с учетом условий (количества, последовательности) введения в учебный процесс задач с творческим содержанием;
    2. -разработки приемов творческой деятельности, пригодных для любого вида соответствующей работы;
    3. -выделения оптимального времени на выполнение отдельных видов творческих заданий;
    4. -учета индивидуальных особенностей школьников;
    5. -создания творческой атмосферы во время уроков, обстановки доброжелательности к учащимся; внимания к каждому творческому предложению школьника.
    6. - выбор методов и средств обучения, наиболее подходящих для конкретных видов творческой работы;

    Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую следующие методы обучения (они высвечены на слайде):

    1. 1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
    2. 2. Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
    3. 3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
    4. 4. Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять ограничения.
    5. 5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
    6. 6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.
    1. 7. Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты

    Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. Активный период развития фантазии у детей приходится на возраст от 5 до 15 лет. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий. 

    Приведу несколько заданий, которые я использую на занятиях:

    1. чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц)
    2. сказочные птицы, птицы-фантазии
    3. геометрические тела и фигуры в создании различных образов (человек, животное, город и т.д.)
    4. создание в технике монотипии случайного образа и дофантазирование
    5. сочинение орнаментов на определенную тему (например «Башкирское гостеприимство»)
    6. создание образа природного явления в образе человека
    7. и т.д.

    В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами; рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером;  и т.д.

    Одним из способов рисования является рисование пальцами — методика рисования пальцами родилась в Риме для преодоления специфических проблем, возникавших в школе, где встречались дети различных национальностей, рисование пальцами должно было стать таким методом самовыражения, который бы подходил всем и не зависел от вербализации. Наши далекие предки украшали сте ны своих пещер, многократно продавливая по влажной глине извилистые линии паль цами. Эти узоры называют макаронами. Постепенно приемы росписи пальцем усо вершенствовались.

    Приемы росписи пальцем

    Касанием

    Взяв краску на указательный палец, слегка касаемся им листа бумаги.

    Легкий нажим

    Взяв краску на указательный палец, слегка придавливаем им бумагу и ставим на ней отпечаток.

    Тычком

    Взяв краску на указательный палец, сильно надавливаем на бумагу так, чтобы краска из-под пальца выдавилась на края ягоды. Ягода получается объемной.

    Мазком

    Взяв краску на указательный  палец, ста вим его на бумагу и слегка протягиваем к себе.

    Радужным мазком

    На подушечку указательного пальца с разных сторон берем краски разного цвета, ставим палец на бумагу и слегка потягива ем к себе. Элементы росписи становятся многоцветными и живописными.

    Мазком с поворотом

    Взяв краску на указательный палец, ста вим его на бумагу и круговым движением слегка протягиваем к себе (мазок похож на запятую).

    Протяжкой

    Взяв краску на указательный палец, дли тельно протягиваем его по листу бумаги.

    Гусиная лапка

    Взяв краску на указательный палец, де лаем три мазка, сходящиеся в одной точке. Листики получаются похожими на отпе чатки гусиных лап на песке.

    Отпечатком

    Взяв краску на подушечку указательно го пальца, прикладываем его к бумаге, ос тавляя отпечаток. Если взять на палец с разных сторон краски разного цвета, то от печаток получится живописным (желуди, кизил, удлиненные виноградины).

    Бочком

    Взяв раскраску на боковую поверхность указательного пальца, прикасаемся им к бу маге (шляпка желудя).

    Прокаткой

    Взяв краску на указательный палец, прикасаемся к листу и круговым движени ем увеличиваем размер ягоды (вишня). Если взять на палец с разных сторон крас ки разного цвета, то отпечаток получится живописным (виноград). По овалу можно «прокатать» абрикосы, сливы, персики, яблоки. 

    Такими приемами можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску.

    А так же можно рисовать:

    полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п.

       ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка - вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка - одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);

    кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки)

    Практика

    Думали ли Вы о том, что Вы сами можете создать свой шедевр? Хотели бы вы нарисовать неповторимую картину? Для этого у Вас имеется весомая предпосылка — пять пальцев на правой руке и пять на левой. Что еще необходимо? Лист бумаги и краски, а сам рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску.

    У вас на столах лежат листы с заданием. Чтобы иметь представление о заданиях для детей разного возраста, я предлагаю разделиться на группы:

    1 группа – 1 класс. КАРТОЧКА: Нарисуйте веточку вербы. Перечислите приемы, которые вы использовали??

    2 группа – 2 класс. В программе по рисованию есть тема «Богатство красок и тона» КАРТОЧКА: Изобразите радугу любым удобным для вас приемом. Перечислите приемы, которые вы использовали

    3 группа – 3 класс. КАРТОЧКА: Нарисуйте кисть рябины. Перечислите приемы, которые вы использовали?

    4 группа – 4 класс. КАРТОЧКА: Украсьте птицу. Перечислите приемы, которые вы использовали?

    Проверка работы зала.

    1. Какие приемы росписи вы использовали?

    СЛАЙД № 12   эти рисунки выполнили мои дети на занятиях кружка.

    Рефлексия: на столах у вас лежат ладони разного цвета, я прошу вас выбрать ладонь того цвета, который вам сейчас наиболее нравится. Поднимите вверх эту ладонь. Оглянитесь вокруг, вы видите, что они все разного цвета, т.е. вы испытываете различные чувства и эмоции, можно сказать – радугу чувств: от заинтересованности до удовлетворения. В таком же состоянии бывают и дети, после таких занятий.

    Синий – внимание.

    Зеленый – удовлетворенность, спокойствие.

    Красный – активность.

    Серый – равнодушие

    Желтый – всплеск эмоций

    Коричневый – тревога

    Оранжевый – заинтересованность

    Голубой – стремление

    Черный – печаль, негативное отношение

    Итог практического занятия: Рисование пальцами развивает мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук, приводит к раскрепощению, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность, обостряет ощущения. Рисование пальцами дает наиболее сильное восприятие цвета, данный процесс рисования обостряет ощущения и позитивно влияет на настроение детей. Яркие цвета стимулируют воображение, а чем лучше развиваются пальчики, тем быстрее развивается образное и абстрактное мышление и хорошо формируется речевой аппарат. Логопеды рекомендуют поздно или плохоговорящим детям рисование пальцами. Работая с красками, ребенок формирует художественный вкус, учится наблюдать и сравнивать, различать не только цвета, но и оттенки. Можно в краску добавить немного манной крупы перед рисованием, у вас получатся еще и сенсорные краски - при рисовании они будут массировать кончики пальцев.  Для придания вязкости акварель ным краскам можно смешать их с крах мальным клейстером, яичным желтком (техника темпера) или клеем ПВА для росписи по дереву.

    Рисование пальчиками можно предложить даже годовалому ребенку, только важно при этом следить, чтоб малыш не захотел попробовать пальчики на вкус. Краски желательно использовать специальные — для пальчикового рисования.

    Практика показала, что приемы росписи пальцем легко усваива ются детьми, позволяя им легко и быстро изобразить окружающий мир и мир дет ских фантазий. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.

    Для того чтобы видеть результат своей работы я совместно с психологом провожу оценку  творческого воображения учащихся  (СЛАЙД № 15)

    1. Высокий уровень 19% / 19%
    2. Достаточный уровень 35% - 39%
    3. Хороший уровень 15% -23%
    4. Низкий уровень 30% - 18%

    Данная техника нашла место в проективной методике исследования личности, поэтому ее можно использовать не только на уроках ИЗО, занятиях кружка, но и на занятиях с психологом.

    Приложение 1

    Оценка творческого воображения ребенка

    (изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики/ составитель П.П. Кучергаш)

    Для исследования творческого воображения предлагается лист с изображением геометрических фигур, например, кругов: для детей 6 лет – 3 круга; 7 лет – 5 кругов, 8-9 лет 10 кругов.

    Задание: Дорисовать к ним такие части, чтобы получился узнаваемый предмет, существующий в реальной жизни. (Других объяснений и примеров, что еще можно изобразить давать не следует. Дополнение фигуры может осуществляться внутри круга, за его пределами и в виде сюжетного рисунка, где круг послужит толчком к творчеству. Показателем творческого воображения служит характер используемых дополнений)

    Высокий уровень будет констатироваться в случае дополнения деталями 6-10, 3-5, 2-3-го кругов с внешней стороны фигуры.

    Достаточный уровень. Ребенок дорисовал 6-10, 3-5, 2-3-го кругов деталями, не выходящими за пределы круга

    Хороший уровень – сочетание двух вариантов дополнений (половина – вне круга, остальное – в его середине)

    Низкий уровень (возможно даже задержка умственного развития) – ребенок не дополняет половину фигур никакими деталями.

    Приложение 2

    Рисование пальцем.

    (Проективная методика исследования. Она не имеет ярко выраженной структуры, поэтому подойдет для детей любого возраста)

    Ребенку предлагается лист белой бумаги, краски и вода. Рисунок выполняется руками. Время проведения теста не ограничено. Тематика рисунка может быть абсолютно любой.

    При интерпретации результатов учитываются такие факторы, как: наблюдение общего поведения, распределение времени, использование пространства и местоположение, цвет. А также: светотени, мазки, содержание, движения и жесты, ритм рисунка.

    Вовлеченность ребенка в процесс. Если малыш дистанцирует себя от задания, это может свидетельствовать о его враждебности по отношению к окружающему миру, осторожности или неудовлетворенности.

    Время, затраченное на рисование, указывает на то, в какой степени ребенок позволяет себе быть вовлеченным. Обратите внимание, делает ли он паузы, насколько легко ему творить: с удовольствием ли он водит пальцами по листу, либо через некоторое время начинает преобладать чувство тревоги, он бросает и старается устраниться.  Недолгая заинтересованность может свидетельствовать как о различных отклонениях в развитии, так и быть нормой, если речь идет о детях 3-4 лет.

    Ограничение пределами листа.  Если ребенок  продолжает линии на столе, близлежащих предметах или даже на своем теле, в его поведении преобладает агрессия, импульсивность и несдержанность. Изображение, наоборот, занимающее малую часть отведенного места и, словно подвешенное в пространстве, указывает на тревожность

    Цвет. Дети до 3-х лет предпочитают использовать один яркий цвет, с 3 до 10 лет - чаще промежуточные тона, путем смешивания основных цветов в различных сочетаниях, после 10 лет цвета подбираются более реалистичные. Школьники, ввиду процесса научения, выбирают тон, исходя из увиденного в жизни: вода голубая/синяя, листья зеленые, земля коричневая. Дошкольники  могут представить собаку - красной, дерево - фиолетовым, а траву - черной. Последовательный анализ - это наблюдение перехода от реального цвета, к выдуманному. Заигравшись, ребенок может начать с синей воды, а закончить красной. При расшифровке значения определенного цвета или оттенка используются разные интерпретации.

    Характер мазков. Часто повторяющееся вертикальное их направление указывает на навязчивые влечения, горизонтальное - потребность в самозащите. Сторона, с которой начинаются мазки - самый верный признак врожденной леворукости или праворукости ребенка. Угловатые мазки свидетельствуют об агрессии, зигзагообразные - о нерешительности. Если чаще используются короткие мазки - ребенок импульсивен, длинные - он легко поддается контролю. Если же фигуры чаще имеют плавные формы и замыкаются, то и ребенок тоже замкнут.

    Нажим. Дети, сильно вдавливающие пальцами краску в лист бумаги полны сил и энергии, а те, кто предпочитают едва касаться листа - подвержены страхам и нерешительны.

    Не лишним будет поинтересоваться, что именно изображено, по мнению ребенка, на листе и может ли он как-то ассоциировать это с жизненной ситуацией, - это и будет являться детальной интерпретацией содержания.

    Движения ребенка в процессе: напряжены ли они или расслаблены, от себя ли они производятся (ребенок экстраверт) или к себе (интроверсия). Если ребенок царапает, скребет, разрывает лист - это явное указание на агрессию, пачкает или размазывает - на чувствительность и восприимчивость. Обратите внимание на повторяемость этих действий. Если подобные жесты постоянны - то это свойство личности. Если же ребенок начинает с похлопывания листа ладонью, а заканчивает царапаньем - то скорее всего это всего лишь отражение его нынешнего состояния, удовлетворенности происходящим. Количество повторяемых объектов свидетельствует о степени выраженности той или иной характеристики.

    Для удобства оценки изменений сохраняйте рисунки и сравнивайте после каждой новой попытки.

    Приложение 3

    Приемы росписи пальцем

    Касанием

    Взяв краску на указательный палец, слегка касаемся им листа бумаги.

    Легкий нажим

    Взяв краску на указательный палец, слегка придавливаем им бумагу и ставим па ней отпечаток.

    Тычком

    Взяв краску на указательный палец, сильно надавливаем на бумагу так, чтобы краска из-под пальца выдавилась на края ягоды. Ягода получается объемной.

    Мазком

    Взяв краску на указательный и палец, ста вим его на бумагу и слегка протягиваем к себе.

    Радужным мазком

    На подушечку указательного пальца с разных сторон берем краски разного цвета, ставим палец на бумагу и слегка потягива ем к себе. Элементы росписи становятся многоцветными и живописными.

    Мазком с поворотом

    Взяв краску на указательный палец, ста вим его на бумагу и круговым движением слегка протягиваем к себе (мазок похож на запятую).

    Протяжкой

    Взяв краску па указательный палец, дли тельно протягиваем его по листу бумаги.

    Гусиная лапка

    Взяв краску па указательный палец, де лаем три мазка, сходящиеся в одной точке. Листики получаются похожими на отпе чатки гусиных лап на песке.

    Отпечатком

    Взяв краску на подушечку указательно го пальца, прикладываем его к бумаге, ос тавляя отпечаток. Если взять на палец с разных сторон краски разного цвета, то от печаток получится живописным (желуди, кизил, удлиненные виноградины).

    Бочком

    Взяв раскраску на боковую поверхность указательного пальца, прикасаемся им к бу маге (шляпка желудя).

    Прокаткой

    Взяв краску на указательный палец, прикасаемся к листу и круговым движени ем увеличиваем размер ягоды (вишня). Если взять на палец с разных сторон крас ки разного цвета, то отпечаток получится живописным (виноград). По овалу можно «прокатать» абрикосы, сливы, персики, яблоки.

    Примакивание

    Прием росписи на бумаге спосо бом отпечатка. 

    Такими приемами можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску.

    А так же можно рисовать:

    полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п.

       ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка - вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка - одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);

    кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки)

    Приложение 4

    1 класс

    Нарисуйте веточку вербы.

    Перечислите приемы, которые вы использовали?

    Приложение 5

    2 класс

    Изобразите радугу любым удобным для вас приемом.

    Перечислите приемы, которые вы использовали?

    Приложение 6

    3 класс

    Нарисуйте кисть рябины.

    Перечислите приемы, которые вы использовали?

    Приложение 7

    4 класс

    Украсьте птицу.

    Перечислите приемы, которые вы использовали?

    Приложение 8

    Рефлексия

    Синий – внимание.

    Зеленый – удовлетворенность, спокойствие.

    Красный – активность.

    Серый – равнодушие

    Желтый – всплеск эмоций

    Коричневый – тревога

    Оранжевый – заинтересованность

    Голубой – стремление

    Черный – печаль, негативное отношение

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Белоцерковная В. «Как можно рисовать пальчиками» WWW. hobby-art.ry
    2. Горнова Л.В. и другие «Студия декоративно-прикладного творчества» Волгоград «Учитель» 2009г.
    3. Неретина Л.В. «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору» Москва «Владос» 2004г.
    4. Павлова О.В. «Изобразительное искусство. Обучение приемам художественно-творческой деятельности» Волгоград «Учитель» 2008г.
    5. «Роспись пальцем» Журнал «Начальная школа» № 4 2008г.
    6. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя 1-4 класса» Москва «Глобус» 2007г.
    7. Степанчук З.А и другие «Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности учащихся» Волгоград «Учитель» 2009г.
    8. Шишкина А.В. «Влияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассников» «Начальная школа» № 9 2008г. Москва «1 сентября»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения. Работа с фольгой"

    Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Жизнь станови...

    Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»

    В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обо...

    Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»

    В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...

    НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

    НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

    Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

    Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....

    Развитие воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

            Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость ...

    Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

    В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....