Главные вкладки

    Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения. Работа с фольгой"
    методическая разработка по технологии (2 класс) на тему

    Романенко Марина Васильевна

     

    Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она, чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов.

    Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_klass_romanenko.doc450.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Российской Федерации Управление образования мэрии Тайшетского района

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 14


     г/п Тайшет. 


     

    Мастер – класс

    Автор: Романенко Марина Васильевна –

     учитель начальных классов

    2010 год

    МАСТЕР – КЛАСС

    Развитие художественно-творческих способностей

    у младших школьников

    в системе дополнительного образования школы

    Вступление.

    Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она, чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов.

    Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.

    Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.

    Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки, что является первым условием для развития творческих способностей.

    Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

    Третье условие - упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. “Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение”.

    Четвертое - это интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.

    Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.

    Пятое - активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

    Творческая деятельность учащихся требует от педагога (высвечено на слайде)

    1. -планирования учебных занятий с учетом условий (количества, последовательности) введения в учебный процесс задач с творческим содержанием;
    2. -разработки приемов творческой деятельности, пригодных для любого вида соответствующей работы;
    3. -выделения оптимального времени на выполнение отдельных видов творческих заданий;
    4. -учета индивидуальных особенностей школьников;
    5. -создания творческой атмосферы во время занятий, обстановки доброжелательности к учащимся; внимания к каждому творческому предложению школьника.
    6. - выбор методов и средств обучения, наиболее подходящих для конкретных видов творческой работы;
    7. В нашей школе все выше перечисленные условия для детей и педагогов реализуются через подпрограмму дополнительного образования «Мир моих увлечений». Дополнительное образование – это особое  образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т.д.

    В рамках этой подпрограммы я второй год работаю по авторской программе «Мастерская Старичка-Лесовичка». Цель которой: создание возможностей для творческого развития детей в области декоративно-прикладного искусства через овладение методами и приемами обработки природного материала. В системе работы с учащимися  я ориентируюсь на реализацию двух основных образовательных аспектов предметно-практической деятельности:

    1. обеспечение активного общения детей с разными поделочными материалами;
    2. приучение детей к осмысленному, творческому труду, не сводимому к механическому упражнению рук.
    1. Весь курс представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу. Методика его проведения основана на свободной беседе, включающей обсуждение обозначенных тем; проведения практических занятий. В занятия постепенно включаются самые разные материалы: береста, ягоды, яичная скорлупа, кожа, овощи, фрукты, солома, глина, засушенные растения, семена, фольга, и др..  
    2. Ученики осваивают разные способы обработки этих материалов, учатся пользоваться простейшими ручными инструментами и выполнять практические операции.

    Одним из разделов программы «Мастерская Старичка-Лесовичка» является работа с фольгой. 

    Плетение  из фольги – это относительно новый вид творчества. Однако, он быстро завоевывает популярность и это не удивительно. Фольга – удивительный, на редкость пластичный материал, из неё можно создавать необычные поделки, своим блеском напоминающие ювелирные украшения! Ее можно складывать, как бумагу или скатывать в шарики и колбаски, как пластилин. Фольга держится без клея, а поделки из нее сверкают подобно елочным игрушкам. Кроме того, алюминиевая фольга очень устойчива к высокой температуре и влажности, и поделки из нее не бояться практически ничего и прекрасно чувствуют себя на стене кухни, на балконе, на открытой террасе и даже в ванной.

    1. Фольгу  лучше брать ту, что потоньше, так она будет легче скручиваться. Хорошо использовать конфетные фантики, которые нужны не только для того, чтобы поделка была цветной. Они пахнут шоколадом, напоминают о праздниках и игрушки из них неизменно радуют детей.
    2. Сама техника изготовления таких украшений из фольги довольно проста. Фольгу нарезают на полоски, и скручивают из них тонкие и гибкие проволочки или шарики, в зависимости от того, что хотят сделать.

    Приемы работы с фольгой.

    Выкраивание заготовок. Детали можно вы резать ножницами по нанесённому контуру. Рисунок выполнить карандашом. Он хорошо различим в виде неглубокой бороздки на фольге. Неровные кусочки легко отрывать пальцами. Длинные полосы можно получить с помощью линейки.

    Формование на плоскости. Следует загнуть края заготовки мелкими складками по нанесённому контуру. Чем мельче складки, тем более плавно изогнутым будет край лепестка.

    Формование объёмных фигур. Из фольги можно лепить, накладывая её слой за слоем и придавая пальцами нужную форму. Следует наложить лист фольги на предмет цилин дрической формы. Одной рукой направлять складки фольги вниз, другой - плотно прижимать их к цилиндру.

    Наматывание на шнур или проволоку. Следует взять полоски фольги шириной 1,5-2 см. Тщатель но разровнять проволоку и разгладить фольгу. Сде лать несколько плотных витков, крепко прижимая их пальцами. Когда фольга перестанет скользить вокруг проволоки, можно пальцами одной руки вращать проволоку, а другой - направлять поло ску фольги. Аналогично можно намотать проволоку на шнур или бумажный шпагат. Получившийся серебряный шнур будет так же хорошо держать придаваемую ему форму.

    Тиснение. Следует подложить под фольгу картон, клеёнку или стопку бумаги. Шариковой ручкой с неболь шим нажимом (чтобы не порвать фольгу) провести линии. Комбинируя узор из линий и точек с лицевой и изнаночной сторон, можно получить выпукло-во гнутый рисунок, напоминающий чеканку по ме таллу.

    Отпечатки. Следует наложить на ровный кусочек проволоки фольгу и прогладить пальцем. Перенести проволоку и снова прогладить.

    Гофрирование. Фольгу можно складывать гармошкой, как бумагу, а затем, расправив её, придавать различные формы. Мелкие складочки получить с помощью обычной расчёски.

    Создание фактурной поверхности. Если плотно прижать фольгу к твёрдой фактурной поверхности (например, к крупе), то фольга повторит её фактуру.

    Практическая работа

    Думали ли Вы о том, что Вы сами можете создать свой шедевр? Сегодня мы с вами будем делать цветы из фольги. Обратите внимание на то, что нам нужна натуральная фольга, которая сминается, а главное, держит форму. Фольга на бумажной основе не годится.

    1. Давайте определим: что нам нравится в фольге, какие у нее положительные качества? Она блестящая, податливая, легко держит форму.
    2. А что нам в ней не нравится? Правильно, для моделирования она слишком мягкая и легко рвется.

    В нашей работе мы будем использовать положительные свойства фольги и стараться убрать отрицательные. То есть мы будем специально формовать фольгу, чтобы сделать ее более жесткой.

    «Лилия».

    1. Каждый из 6 прямоугольников фольги шириной 5-6 см, длиной 10-12 см сложите попо лам
    2. Используя шаблоны, сформируйте  6 лепестков, загибая края.
    3. Чтобы лепесток лилии стал как настоящий, нужно использовать метод тиснения. Для этого возьмите зубочистку и продавите на лепестке прожилки. Продавливание производится с лицевой стороны, и под фольгу нужно подложить газету или тетрадку.
    4. Отогните концы лепестков
    5. У вас на столах лежит про волока. Она  разрезана  на куски 10, 10, 20 и 30 см.
    6. Обмотайте проволоку полосками фоль ги
    7. У  заготовок длиной 10, 10 и 30 см загните концы на 1 см. Это будут тычинки.
    8. Сформируйте цветок из тычинок и 6 лепестков. Лепестки прикрутите к стеблю плотно, чтобы цветок не распался. Если же они все-таки не держатся, можно обмотать их полоской фольги.
    9. Из заготовки  длиной 20 см. изготовьте спираль при помощи карандаша или ручки.
    10.  Прикрепите ее к стеблю цветка.
    11.  Ваш цветок готов. Получившийся цветок можно поместить в стаканчик из-под йогурта, укрепив его пластилином. Если стебель при этом достаточно длинный, можно свернуть его внизу колечком – и получится отличная фигурная подставка

    Проверка работы зала.

    1. Какие приемы работы с фольгой при изготовлении лилии вы использовали?

    Эти  работы выполнили мои дети на занятиях кружка. 

    Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно.  

    Композиционная деятельность направлена на создание новых, оригинальных произведений искусства. Большое значение композиционная деятельность  имеет в развитии детского творчества. Композиция - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство.

    Рефлексия: На  столах у вас лежат листы фольги разного цвета, я прошу вас выбрать фольгу того цвета, который вам сейчас наиболее нравится и обверните ей шишку.  Повесьте вашу шишку на елочку. Вы видите, что все они разного цвета, т.е. вы испытываете различные чувства и эмоции, можно сказать – радугу чувств: от заинтересованности до удовлетворения. В таком же состоянии бывают и дети, после таких занятий.

    Заключение

    Работа с фольгой хорошо развивает мелкую моторику рук, а также улучшает наблюдательность, приучает детей быть аккуратными и дает простор для фантазии и воображения! Процесс  кручения проволочек из фольги успокаивает нервную систему, избавляет от беспокойства, бессонницы и раздражительности.

    Работа с фольгой формирует у ребенка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу.

     Эмоционально-художественные задания рассчитаны на поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. В творческих работах ребенок сам решает  задачу, сообразуясь с поставленной целью: сравнивает, анализирует, оценивает, прогнозирует и ищет способы достижения цели. Ребятам нравится, что с фольгой просто работать, налицо результат, они видят, что своими руками можно создавать красивые вещи, украшающие дом.

    Для того чтобы видеть результат своей работы я совместно с психологом провожу оценку  творческого воображения учащихся  (СЛАЙД № 15)

    1. Высокий уровень 19% / 19%
    2. Достаточный уровень 35% - 39%
    3. Хороший уровень 15% -23%
    4. Низкий уровень 30% - 18%

    Литература

    1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» // Москва «Просвещение» 1991 год.
    2. Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская. 4 класс» // Самара «Учебная литература» 2006 год.
    3. www/ dewinrain.com «Страна мастеров»
    4. Нагибина М.И. «Игрушки для детей из ненужных вещей» // Ярославль «Академия развития» 1997год.
    5. Давыдова М.А. «Поурочные разработки по технологии 2 класс» // Москва «Вако» 2008 год.
    6. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя 1-4 класса» Москва «Глобус» 2007г.
    7. Горнова Л.В. и другие «Студия декоративно-прикладного творчества» Волгоград «Учитель» 2009г.
    8. Шишкина А.В. «Влияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассников» «Начальная школа» № 9 2008г. Москва «1 сентября»
    9. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Поделки из фольги» // Ярославль «Академия развития» 2001 год.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения"

    Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле бо...

    Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»

    В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обо...

    Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»

    В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...

    НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

    НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

    Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

    Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....

    Развитие воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

            Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость ...

    Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

    В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....