"Тобул"-проектная деятельность первоклассников
проект (1 класс)

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект37.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сунтарская начальная общеобразовательная школа им.В.Г.Павлова»

«Тобул» проектная   деятельность

первоклассников

(В рамках проекта «Ил-Эйгэ» - этнокультурная социализация детей в едином воспитательном пространстве семьи, школы и сельского социума с.Сунтар

как основа духовно-нравственного воспитания»)

МО учителей начальных классов:

Алексеева А.Т., Иванова Л.М.,

Константинов С.А., Михайлова Т.Д., Новикова Г.В.

с.Сунтар 2014

«Ил-Эйгэ» - этнокультурная социализация детей в едином воспитательном пространстве семьи, школы и сельского социума с.Сунтар

как основа духовно-нравственного воспитания

Цель проекта:разработка модели этнокультурной социализации детей в едином воспитательном пространстве семьи, школы и сельского социума с. Сунтар.

Задачи проекта:

- воспитание и обучение на лучших семейных традициях народа саха;

- совместная детско-взрослая творческая деятельность, направленная на коллективное создание этнокультурного пространства;

- использование этнокультурного содержания национально- регионального компонента при введении ФГОС 2 поколения в образовательных учреждениях;

- интегративное взаимодействие дополнительного и основного образования - практико-ориентированный подход к обучению, подразумевающий повышение качества учебно-воспитательной работы;

- расширение и обогащение социокультурной образовательной среды через диалог об изучении, исследовании и возрождении культуры и традиций народа;

- воспитание этнокультурно-ориентированной личности, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

3.3.План и сроки реализации проекта:

Диагностический этап (2011-2012гг.):

Содержание

Участники

     Выявление уровня теоретической и методической готовности социума к обеспечению процесса этнокультурной социализации детей

     Выделение основных концептуальных положений в социальном и психолого-педагогическом аспектах этнопедагогизации образовательной деятельности школ и социума с.Сунтар.

    Анализ социокультурной ситуации наслега.

    Выявление ключевых образовательно-воспитательных проблем наслега.

Администрация МО «Сунтарский наслег»

Центр психологической службы (саханоруотун уйул5атын уерэтии психолога)

Образовательные учреждения.

 «Айыыарчыта»

СМИ

Основной этап (2012-2015гг):

Содержание  

Участники

     Внедрение в практику работы образовательных учреждений модели этнопедагогизации единого воспитательного пространства школы и сельского социума с. Сунтар.

      Реализация мероприятий по проекту и программам.

Совместная детско-взрослая творческая деятельность, направленная на коллективное создание этнопедагогического  пространства семьи, школы и социума;

Администрация МО «Сунтарский наслег»

Кураторы по этнопедагогике.

Центр психологической службы (саханоруотун уйул5атын уерэтии психолога)

Образовательные учреждения.

 «Айыыарчыта»

СМИ

Предприятия, общественные организации с.Сунтар

Рефлексивный этап (2015-2016гг)

Содержание  

Участники

     Проведение обобщающего этапа  проекта, формулировка выводов, основных положений и практических рекомендаций по результатам проекта.

    Достижение целевых ориентиров в соответствии с задачами проекта.

    Воспитание этнокультурно-ориентированной личности, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Администрация МО «Сунтарский наслег»

Кураторы по этнопедагогике.

Центр психологической службы (саханоруотун уйул5атын уерэтии психолога)

Образовательные учреждения.

 «Айыыарчыта»

СМИ

Предприятия, общественные организации с.Сунтар

Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории.

Общеобразовательные школы села Сунтар являются центром  в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания  обучающихся, включающим в себя культурные, духовно – нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности  народов, наций и этносов нашей  республики.  

Проект основан на изучении школьниками своего родного края и, начиная еще с младшего школьного возраста, дети имели  представление о связи времен и поколений. Знали и гордились своими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину, были сопричастными к жизни своей семьи, наслега, улуса, республики, страны, приобщались с малых лет к духовной культуре  своего народа.

       Язык, память и культура – важная трилогия народного менталитета. Традиции якутского сельского социума, которые складывались веками,  способствуют сохранению и передаче культурного наследия подрастающему поколению.

       Основные положительные традиции, несущие воспитательный потенциал:

  • Трудовые - сатабыллаах (воспитание потребности к труду, обеспечение усвоения   ролей, подготовка к будущей семейной жизни);
  • Охотничье-промысловые;
  • Культурно-досуговые (формирование знаний об обрядах, ритуалах праздничных традиций, приобщение к фольклору);
  • Природоохранные (развитие умения анализировать явления природы, находиться в согласии с природой и обществом, формировании к привязанности к родным местам, рождающей бережное отношение к растительному и животному миру);
  • Словесно-напутственные и традиции нравственных отношений между поколениями (формирование привязанности к своему роду, семье и уважение к родному краю, организация социального поведения детей в среде своего этноса).

Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими, эффективность этнокультурного воспитания детей на традициях якутского сельского социума являются:

  • согласованность воспитательной деятельности администрации наслега, семьи, школы и других социальных институтов села;
  • широкое использование многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы;
  • подготовленность педагогов и кураторов к использованию традиций в воспитательной работе;
  • совместное участие взрослых и детей в исполнении положительных семейных традиций с учетом времени года и возраста детей;
  • участие в воспитательной деятельности народных умельцев и мастеров по национальным видам ремесел;
  • обеспечение педагогической поддержки родителей по использовании традиций народа в этнокультурном воспитании в семье.

Содержание деятельности на основе народных традиций:

Направления деятельности

Связь с социумом

Программы и подпрограммы

Внеурочная деятельность

Формы деятельности

Языковое культуро

логическое «Тыл киЬиисдууЬатынкэлэЬитэ»

МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО», УКиДР,

Управление молодежи и спорта, Арчыдьиэтэ,  СМИ, МУ «СМЦРБ», МБОУ ДОД«ЦДТ»,  КЦ «Добун», КЦ «Олонходьиэтэ», МУ «Сунтарский музейный комплекс им.С.А.Зверева – КыылУола».

Программа «Еркен ей»

«Бастыцараатар», «Аман ес», «Сытыыберуе».

  • Выпуск школьной газеты «КыЬа»;
  • Семейные педагогические чтения: «АалКудукмас» (теруччутуласэЬэн), «Уруу – аймахкиэнтуттуутадьон», «Уус – удьуорутума» (мастер - кылаастар)
  • Защита проектов, презентаций;
  • Картотека талантливых семей;
  • Проведение семейных выставок: «Утумунанбэриллибит уран тарбахтаркистэлэннэрэ», «УустаркыЬаларыгарыалдьыттааЬын», «Олохтердетиэргэнтэн са5аланар» (терутугэстэритуЬанантиэргэни, дьиэни – уоту, оностуу)
  • конкурсов молодых семей, семей с положительным опытом, благотворительных акций, совместные концерты предприятий и школ;
  • Выход в СМИ: «Мин теруччум» рубрика «Сунтаарсонуннара», «Аймахкиэнтуттуута» рубрика «Сунтаарсонуннара» .Телевидение: «О5о хоЬо – кини оло5ун чэрчитэ», интерактивнайбиэриилэр: «Дьиэкэргэнхолумтана» (УтуеугэстээхыалларкерсуЬуулэрэ), «Саха оЬо5ун тердугэр -   белеЬуек» (есхоЬоонноро, бэргэнэтиилэритулакэпсэтии)

Экологическое и трудовое

«Сир быйаннаах, киЬисатабыллаах»

МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО», УСХ, крестьянские хозяйства, УКиДР, Сунтарская инспекция охраны природы,

Управление молодежи и спорта, музеи, СМИ, Сунтарское лесничество, Управление ветерании

«Сатабылоскуолата»

«Унугэс», «Мин Сунтаарым», «Эдэр эколог», «Уунээйис»

  • Лагерь «Сайылык о5ото», экологическая тропа «Дойдумкистэлэцэ»;
  • Круглогодичные туристические маршруты: «Кус быЬый, ат бе5е дьоннор», «Илии тутуурдаах, еттукхаралаах», «Удьуоруустар» (ыалларынаныалдьыттааЬын, сатабылга

уерэнии)

  • Экскурсии в музеи и знакомство с памятными местами Сунтарского наслега (по программе «Тур домой»);
  • Знакомство с историей села и улуса, с известными личностями: «Сунтаарсонуннара» - «Олохтиэргэнтэн са5аланар»
  • Участие в НПК, «Зеленая планета»;
  • Выход в СМИ:«Сунтаарсонуннара» - «Олохтиэргэнтэн са5аланар» рубрика
  • Телевидение: «Тиэргэнбиэрии»
  • Музейные уроки;
  • Уход за комнатными растениями «Эбэмсибэккилэрэ»;
  • Посадка и уход рассады «ИйэмилиитинсылааЬынан», сибэккиэйгэтинтэрийии;
  • Уборка и благоустройство территории «Экология тиэргэнтэн са5аланар»;
  • Сбор лекарственных растений «Дойдумэмтээхуунээйилэрэ» (лагерь «Сайылык о5ото, «Холумтан» (о5о, ийэ.Эбэ лаа5ыра)» экологическая тропа «Сэлиичээн» );
  • Тимуровская работа;
  • Самообслуживание;
  • Дежурство.

Художественно – эстетическое

«СатабыллаахсатабаЬынхолбуур»

МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО», УКиДР, МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», КЦ «Добун», музеи, КЦ «Олонходьиэтэ»

«Айыллаан»;

«Эбээхолбуката», «ЭЬээкыЬата», «БэЬиэлэйкустук», «Туойырыата», «Уран тарбахтар»

  • Участие в творческих выставках, конкурсах;
  • Мастер – классы;
  • Семейные мастерские «А5а алаЬата», «ЭЬээкыЬата», «ИйэилбиЬэ», «Эбээхолбуката», «БуЬуу – хатыытуЬулгэтэ».

Спортивно – оздоровительное

«КусбыЬый, ат бе5е дьоннор»

МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО»,

Управление молодежи и спорта, РСДЮШОР им.А.И.Иванова, МУЗ «СЦРБ»

«Чел турук»

«Кердеехоонньуулар», «Сайылыккере», «Остуолоонньуулара»

  • Мероприятия и акции по ЗОЖ;
  • Утренняя зарядка;
  • Игра на свежем воздухе;
  • Закаливание;
  • Фитотерапия;
  • Участие в соревнованиях, кроссах;
  • Физминутки;
  • Участие в НПК «Терут ас туЬата»;
  • Выход в СМИ:«Терутаспыт – доруобуйабыттерде».

Традиционно- промысловое

«Илии тутуурдаах, еттукхаралаах»

МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО»,

Сунтарская инспекция охраны природы,

Управление молодежи и спорта, охотобщество, СМИ, музеи.

«Байанай»

«А5а кыЬата», «Байанайыллыга»

  • Сбор ягод и лекарственных растений;
  • Тематические мероприятия;
  • Декада «Байанай»;
  • Выход в СМИ:
  • Участие в НПК.

Семейное «Етехтенургэстээх, уоткыымнаах»

МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО», Совет матерей, совет отцов, ГУ УСЗН, УКиДР, ГУ «ЦРНД «Кэскил», СМИ, МУЗ «СЦРБ».

«Холумтан»

«Кылыс», «КыысКуо», «Уолан», «Пэчворк», «Кубэйэ»и др.

  • Семейные эколого – трудовые лагеря на базе кооперативов;
  • Беседы для родителей, тренинги;
  • Анкетирование;
  • Совместные творческие проекты;
  • Участие в НПК;
  • Выход в СМИ;
  • Круглогодичная школа родителей «Бииргэайабыт, алтыЬабыт»;
  • Семейные экспедиции, пешие походы.

Совместная детско-взрослая творческая деятельность, направленная на коллективное создание этнопедагогического  пространства семьи, школы и социума.

2013-2014 у.г.

 Задачи:

- Создание комфортных условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического развития, самовыражения личности младшего школьника.

-   Развитие субьектности личности каждого ученика.

-   Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий каждого ребенка.

-   Создание развивающей среды личности каждого ребенка.

-   Изучение интересов и увлечений учащихся , создание условий для их развития.

-   Поддержка инициативы учащихся, их стремления к саморазвитию.

- Объединение усилий семьи и школы в формировании и развитии творческого потенциала каждого ребенка.

-   Прогнозирование развития личности младшего школьника с учетом индивидуальных особенностей.

Сентябрь 2013 г. Тема проектной деятельности: Кемускуьун. Золотая осень.

Социальное партнерство

Содержание деятельности

МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», КЦ «Добун»,

Центр библиотека.

Сбор природных материалов

Экскурсия на природу «Золотая осень»

Конкурс рисунков

Конкурс оригинальных блюд

Осенняя ярмарка

«Очей очарование»- чтение стихотворений на тему осени

Октябрь 2013 г. Тема проектной деятельности: Мацнайгы хаар. По первому снегу.

Социальное партнерство

Содержание деятельности

МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал»,  Центр библиотека

Редакция газеты «Сунтаарсонуннара», типография;

Сунтарская метеостанция.

Конкурс чтецов:  «Хаар, хаар, мацанхаар»

Библиотечные уроки: «Знакомство с библиотекой». «Как образуется снег»,

Просмотр мультимедийного спектакля «Снежная королева».

Выставка поделок «Снежинки»

Фотовыставка «Хаар оонньуулара»

Выставка рисунков «Первый снег»

Выход статьи «Мацнайгы хаар»

Экскурсия на метеостанцию. Практическая деятельность: Измерение глубины снега в течение месяца

Итоговое мероприятие «Мацан хаар устун»

Ноябрь 2013 г. Тема проектной деятельности: Баай Байанай бэлэхтэрэ.

Социальное партнерство

Содержание деятельности

МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», КЦ «Добун», Центр библиотека

МУ «Сунтарский музейный комплекс им.С.А.Зверева – КыылУола»,Сахабулт, охотобщество;   Народный театр им В.Николаева.

Библиотечные уроки «В.Бианки – писатель -анималист», «Сэтинньи – байанайыйа».

Музейный урок – выездная экспозиция «Булт тэриллэрэ»

Акция «Пополнение фонда школьной библиотеки»

Фотовыставки «Баай Байанай бэлэ5э».

Викторины «Байанай аартыга»

Выставка блюд «Булт аьа»

Встречи «Байанайдаах булчуттар»

Экскурсия «Кыраьа суруга»

Защита презентаций «Животные Якутии»

Итоговое мероприятие «Байанай аартыгынан»

Театрализованное представление «Байанай алгыьа».

Декабрь 2013 г. Тема проектной деятельности: Саца дьылы куутэбит.

Скоро-скоро Новый год.

Социальное партнерство

Содержание деятельности

МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека,

Народный театр им В.Николаева.

ИП «Татыыйына»

ГУ «Сунтарское лесничество»,

Библиотечные уроки «Откуда праздник Новый год?»

Творческий конкурс «Лучший наряд Снегурочки»

Творческий конкурс «Лучший наряд Деда Мороза»

Творческий конкурс «Новогодняя ёлочка»

Театрализованное представление «Земля встречает Новый год»

Участие в мероприятии «Письмо Деду Морозу»

Акция «Ёлочка» - рисунки-плакаты об охране живой ёлочки.

Январь 2013 г. Тема проектной деятельности: Кыьын. Зимушка-зима.

Социальное партнерство

Содержание деятельности

МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека,

Народный театр им В.Николаева.

Творческий конкурс «Зимние узоры»

Устный журнал «Зимушка-зима»

Викторина «Зимние сказки»

Библиотечные уроки «Рассказы о зиме»

Выставка рисунков «Обложка любимой книги»

Февраль2014 г. Тема проектной деятельности: Олонхо

Социальное партнерство

Содержание деятельности

МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека,

Народный театр им В.Николаева.

МУ «Сунтарский музейный комплекс им.С.А.Зверева – КыылУола»

Викторина «Тереебут терут тыл»

Библиотечный урок «Олонхо – саха норуотун баайа»

Театрализованное представление «ЭрчимэнБэргэн»

Мастер класс бабушки Ивановой С.Д.Куклы – персонажи «Олонхо геройдара»

Музейный урок «Олонхо – быстыбат ситим»

Март 2014 г. Тема проектной деятельности: Ийэ, эбээ утума. Дьеьегей ыйа.

Социальное партнерство

Содержание деятельности

МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека.

Выставка рисунков «Мин ийэбинээн»

Выпуск школьной газеты «При солнышке тепло, при матери добро»

Практическая деятельность «Келуур ат сэбэ-сэбиргэлэ»

Мастер классы, творческие мастерские бабушек «Эбээ истиц мичээрэ, эбээ утуе субэтэ»

  Выставка рисунков, поделок «Дьеьегей о5ото»

Чествование многодетных матерей

Апрель2014 г. Тема проектной деятельности: Чел олох уонна доруобуйа.

Быть здоровым – здорово!

Социальное партнерство

Содержание деятельности

МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека.

СЦРБ

Мастер классы, творческие мастерские дедушек «Эьээ кыьата»

Семейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».

Участие на конкурсе рисунков «Быть здоровым – здорово!»

Конкурс игра «Весёлый снеговик»

Психологическая игра «Разноцветная неделя»

Защита докладов «Чел олох – доруобуйа терде»

Беседы родителей медработников

Май 2014 г. Тема проектной деятельности: Айыл5аны харыстаа.Экология начинается со двора.

Социальное партнерство

Содержание деятельности

МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека.

ГУ «Сунтарское лесничество»

Сунтарская инспекция охраны природы;

Акция «Экология начинается со двора»

Практическая деятельность «Сохраним берег в чистоте»

Экскурсия на природу «Грачи прилетели»

Наблюдения  за изменениями в природе.

Открытый урок на природе.

Конкурсы рисунков и поделок «Берегите лес от пожара!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность первоклассников

Эта статья написана мною при выполнении проектной деятельности первоклассников по ФГОСу. В первом классе проекты несложные, но помощь родителей обязательна. Тогда дети прочувствуют нужность и важность...

Статья по теме: "Проектная деятельность первоклассников как способ формирования УУД

Публикация статьи. 16 декабря проходил межрайонный методический семинар учителей начальных классов в городе Купино. Мое выступление было по теме "Проектная деятельность первоклассников как способ форм...

"Проектная деятельность первоклассников в период обучения грамоте"

Проектная деятельность первоклассников в период обучения грамоте...

Организация проектной работы в рамках внеурочной деятельности первоклассников

В статье описан один из способов организации проектной деятельности первоклассников...

Проектно-исследовательская деятельность первоклассников.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.Обучение по УМК "Планета Знаний" помогает достичь отличных резул...

Проектная деятельность первоклассников

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие умений самостоятельно конструировать свои знания....

Первый опыт проектной и исследовательской деятельности первоклассников в период обучения грамоте

Для повышения эффективности   урока   наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Имея сумму знаний по теме "Алфавит" , учащиеся через проек...