Организация проектной работы в рамках внеурочной деятельности первоклассников
статья (1 класс) по теме

Саая Надежда Максимовна

В статье описан один из способов организации проектной деятельности первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_proektnoy_deyatelnosti.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, позволяющих  добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в программе модернизации российского образования.[5]

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям  развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Проектная деятельность относится к общеинтеллектуальному  направлению. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования 

В нашей школе проектная деятельность осуществляется в кружке «Проектная деятельность» по опыту Р.И. Сизовой. Имеется рабочая тетрадь, где дети выполняют задания, получают советы от мудрого дельфина, решают логические задания.

Актуальность программы кружка в том, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  1. низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
  2. обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
  3. младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
  4. обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

Основной идеей программы является поиск средств и способов организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. 

Формы организации занятий данного кружка: беседы, продуктивные игры, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные проектные работы, экскурсия, посещение объектов с исследовательской целью.

Календарно-тематическое планирование [2, с.10],[3]




Темы занятий

Количество часов

в  неделю

в классе

вне класса

1

Кто я? Моя семья

1

Проект «Моя семья»

2

Чем я люблю заниматься. Хобби

1

+

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

1

+

4

Как собирать материал. Твои помощники. Этап

1

Знакомство с Интернетом

Экскурсия в библиотеку

5

Повторение. Давай вспомним

1

+

6

Проблема

1

+

7

Проблема. Решение проблемы

1

+

8

Гипотеза. Предположение

1

+

9

Гипотеза. Играем в предположения

1

+

10

Цель проекта

1

+

11

Задача проекта

1

+

12

Выбор нужной информации

1

+

+

13

Интересные люди- твои помощники

1

+

14

Продукт проекта

1

 «Печенье»

15

Виды продукта. Макет

1

Проект «Домик», «Кораблик»

16

Повторение пройденных проектных понятий

1

17-18

Визитка. Как правильно создавать визитку к проекту. Практическая работа

2

+

+

19-20

Мини-сообщение

2

Экскурсия в Каменное изваяние, Бижиктиг-Хая

21

Выступление перед знакомой аудиторией

1

+

22-23

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

2

+

Эксперимент

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы

1

+

25

Повторение. Давай вспомним

1

Проект «Оригами»

26

Играем в учёных. «Мобильные телефоны». Это интересно

1

+

27

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

1

+

Эксперимент

28

Играем в учёных. Поилка для цветов. Это интересно

1

+

Наблюдение

29

Тест. «Чему ты научился»

1

+

30

Памятка для учащегося – проектанта

1

+

Придумать свой проект

31

Твои впечатления от работы над проектом

1

+

32

Пожелание будущим проектантам. Твои советы им

1

+

33

Советы на лето от мудрого дельфина

Защита своего проекта

1

+

Если посмотреть на календарно-тематический план, то мы видим количество часов  - в классе и вне класса. Это означает,  что начатое в классе работу учащиеся самостоятельно доделывают, исследуют и оформляют шаблоны проекта.

Например, проект «Моя семья» - дети начали в классе с обсуждения: у кого есть сестра, брат, бабушка, дедушка. А дома выясняли их ФИО, приклеивали фотографии и записывали под каждой фотографией фамилию, имя и отчество каждого. И некоторые девочки удивлялись тому, что их бабушек зовут «Антонида», «Любовь», ведь в тувинской семье не принято называть старших по имени.

  1. Коллективный проект «Печенье» мы проводили совместно с учителем кружка «Лепка» - интегрировано.  Дети начали с нахождения информаций: по книгам, из Интернета (учитель открывает для учащихся поисковую систему – Яндекс, Гугл, а учащиеся сами водят вопросы), спрашивали родителей – что надо, какие формы бывают.  На этой стадии учились планировать –составили план работы, ознакомились с техникой безопасности при выполнении работы, изучили какие нужны материалы, оборудование. Самым интересным моментом было лепка разных форм печеней: сердце, домик, кисть руки, яблоко, морковь, сумка, дверь, листья, елка, олчей удазыны, машина и т.д.
  2. Индивидуальный проект «Домик» - макет домика из спичек – мы делали только с некоторыми детьми, так как остальная часть  в основном сделали только стены домика, а крышу сделать не смогли. С ними мы выполняли проект «Кораблик» - макет кораблика, с помощью оригами.
  3. Также интересны эксперименты по получению электричества, поилки для цветов. В каждом из них нужно готовится, проговаривать план действий, выяснить количество материалов, изучить литературу, найти информацию из Интернета.  
  4. В ходе выполнения проектных работ  у младших школьников формируются  следующие способности: [4]
  5. -рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  6. -целеполагать (ставить цели);
  7. -планировать (составлять план своей деятельности);
  8. - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы);
  9. - проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  10. -вступать в коммуникацию (отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
  11. Итоги реализации программы будут представлены через презентации проектов, подделок, сообщений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Исследуем, доказываем, проектируем, создаем» Методическое пособие, М,:Издательство РОСТ, 2011г
  3. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Исследуем, доказываем, проектируем, создаем» Рабочая тетрадь, 1 класс, М,:Издательство РОСТ, 2011г
  4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеурочной деятельности"

В деятельности кл.руководителя форма воспитательной работы является той первичной клеточкой,из которой складываются будни и праздники детского сообщества....

Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности

Коллективные виды работы делают занятия более интересными, живыми, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, являются незаменимым инструментом в формировании личностных и метапре...

Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности

В процессе поиска возможностей более эффективного использования различных форм педагогической деятельности особую значимость в современной школе приобретает коллективная форма организации учебной деят...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей.       Среди форм...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Организация групповой работы в рамках проектной деятельности

В статье обощен опыт работы над проектами с детьми, групповая работа, исследовательская...