Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности
учебно-методический материал (2 класс)

Репина Елена Юрьевна

Коллективные виды работы делают занятия более интересными, живыми, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, являются незаменимым инструментом в формировании личностных и метапредметных результатов.

 В процессе коллективного учебного труда, как на уроках, так и во внеурочной деятельности создаются наиболее благоприятные возможности для овладения ключевыми компетентностями: коммуникативной, информационной, социальной, продуктивной и нравственной. Социальное обоснование коллективной формы учебной деятельности народная мудрость выразила в пословице: “Один ум – хорошо, а два – лучше”.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования метапрадметных результатов

Основное содержание формирования метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

В процессе поиска возможностей более эффективного использования различных форм педагогической деятельности особую значимость в современной школе приобретает коллективная форма организации учебной деятельности учащихся.

Коллективные виды работы делают занятия более интересными, живыми, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, являются незаменимым инструментом в формировании личностных и метапредметных результатов.

 В процессе коллективного учебного труда, как на уроках, так и во внеурочной деятельности создаются наиболее благоприятные возможности для овладения ключевыми компетентностями: коммуникативной, информационной, социальной, продуктивной и нравственной. Социальное обоснование коллективной формы учебной деятельности народная мудрость выразила в пословице: “Один ум – хорошо, а два – лучше”.

В рамках общеинтеллектуального и социального направления внеурочной деятельности с 1 класса работаю по авторской программе «Я познаю мир».

Первым продуктом нашей коллективной внеурочной работы стало создание «Книги памяти». 

При организации этой коллективной работы я планировала добиться следующих метапредметных результатов:

  • формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • способности оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • умения ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя;
  • умения находить и перерабатывать полученную информацию: сравнивать, делать выводы;
  • способности участвовать в совместной деятельности;
  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

В рамках внеурочного курса «Я познаю мир» у нас есть тема «Краеведение». Мы бываем на экскурсиях, собираем информацию по достопримечательностям нашего края, знакомимся с природными и историческими памятниками, биографией людей, прославивших Вятскую землю. Собранные материалы становятся достоянием всех учащихся, так как мы оформляем стенды в вестибюле нашей гимназии.  

  Считаю, что пример такой коллективной работы способствует формированию:

  • способности к инициативному поиску средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;
  • самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания.

В прошлом учебном году мы с ребятами успешно защитили две коллективные исследовательские работы «Вятские диалекты» и «Нет внимания – нет понимания». Мы стали дипломантами конкурсов юных исследователей им. Вернадского, «Шаг в будущее», «Я - исследователь».

Защита коллективной исследовательской работы «Нет внимания – нет понимания» - итог трёхлетней работы по формированию произвольного внимания у учащихся нашего класса, где каждый ученик был не только испытуемым, но и испытателем. Мы находили задания на развитие внимания, придумывали свои тренажёры, проводили мониторинг результатов. Учащиеся пришли к пониманию важности и необходимости данной работы, которая приводит к повышению качества обучения. (По окончании 2016-2017 учебного года в нашем классе 9 отличников и 5 учеников с одной четвёркой).

Продуктом коллективной работы по теме «Вятские диалекты» стал составленный нами словарь вятских диалектов. Мы, в своём роде, стали новаторами, так как в этом словаре нашли место диалектизмы, не представленные ранее в авторитетных словарях. По отзывам учащихся, это была очень интересная работа не только с точки зрения полученных знаний, но и с точки зрения процесса поиска информации: опрос родственников из разных районов Кировской области, запись вятского говора представителей старшего поколения, сочинение рассказов с использованием диалектных слов.  

Такой вид коллективной деятельности помимо формирования уже перечисленных метапредметных результатов способствует развитию у школьников исследовательских учебных действий.

Ещё одно направление внеурочного курса «Я познаю мир» - проектная деятельность. Наш класс принимает активное участие во Всероссийских сетевых проектах на сайте «Началка». Команда нашего класса «Почемучки» приняла участие в 7 сетевых проектах «Школа Буратино», «Путешествие в Игромир», «Очей очарованье»,   «Геометрическое путешествие», «Истоки жизни», «Начало начал», «Волшебство алгоритма».  

Шагая в ногу со временем и удовлетворяя потребности современных учеников, нам, учителям приходится обучаться новым формам учебной работы. Это не просто в техническом плане, но не менее интересно, чем нашим ученикам. Занимаясь сетевыми проектами четвёртый год, вместе с детьми я осваиваю  интернет-сервисы и гугл-инструменты.

Очень важно, что в результате этой работы мы овладеваем правилами безопасного поведения в сети Интернет. Также мы развиваем навык поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; фиксации выбранной информации об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.  Для этого мы научились работать с Google документами и таблицами, картами; создавать Google рисунки, совместные презентации; оформлять отчёты о проделанной работе на доске-лине.

Участие в сетевых проектах способствует развитию регулятивных УУД:

  • умения работать по предложенному плану;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • развитию умения действовать по инструкции;
  • освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии; (таким образом, мы учимся оценивать свою работу)
  • развитию способности оценивать правильность выполнения действия на соответствие результата работы предъявляемым к ней требованиям, (например, оценивания работу другой команды, используя критерии оценивания).

Задания сетевых проектов создают условия для успешной социализации личности, развития коммуникативных способностей:

  • овладения умением работать в паре, группе;
  • выполнять различные роли в совместной деятельности;
  • следовать правилам поведения и общения в группе.

Чем больше росло наше умение работать в сетевых проектах, тем больше мы приходили к пониманию необходимости  создания своего интернет-пространства, где ученики  могут получать инструкции для выполнения заданий, ссылки на источники, выполнять общие и индивидуальные задания, общаться, и темой для общения станет совместная познавательная деятельность.

Мы создали свою страничку Классрум и назвали её «Почемучки». Воспользовавшись новыми возможностями мы начали участвовать  в проекте «Удивительное рядом. Давайте похимичим!»,  который уже прошёл в январе-феврале на сайте «Началка», но мы тогда не смогли в нём принять участие. Взяв за основу размещённые материалы, мы теперь не зависим от сроков и можем корректировать задания по своему усмотрению.

Параллельно мы работаем в Классрум по теме «Краеведение», в которой размещается информация и задания по внеурочному курсу «Я познаю мир».

Преимущества Классрум я вижу в том, что – это

  • безопасное информационное пространство, вся информация защищена и отсутствует вредная для детей рекламная информация;
  • в отличие от блогов, не блокируется школьными «фильтрами», поэтому можно заходить и работать не только с домашнего компьютера;
  • вся информация в одном месте;
  • простота в работе.

 В Классрум больше возможность обратной связи с учениками (комментирование, оценивание, отслеживание процесса выполнения заданий). Учитель может послать личный комментарий, который  прочтёт только адресат. Так же мы можем оставлять комментарии после размещённых заданий. Так происходит развитие общения между одноклассниками на тему совместной учебной деятельности.

Хочется обратить внимание на то, что возникают определённые сложности при выполнении совместных заданий. Когда ребята учились работать, то могли испортить или удалить задание, выполненное одноклассниками. Мы с ребятами побеседовали на эту тему и научились исправлять свои нечаянные удаления, так как это возможно в Классрум, на гугл-диске сохраняются все изменения. Считаю, что формирование  осознания личной ответственности в коллективной работе очень важно и в информационном пространстве.

В заключение я хотела бы сказать, что успех в работе любого учителя зависит от того, сумеет ли он «зажечь» учеников и повести за собой. В наших руках есть очень эффективный инструмент – организация коллективной  деятельности учащихся. Привычка к коллективному труду возникает не спонтанно, не приходит сама собою с возрастом учащихся. Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы. При этом очень важно, чтобы коллективная деятельность с самого начала приносила учащимся эмоциональное удовлетворение от самого факта участия в общей работе.


Автор: Репина Елена Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макет тетради для творческих работ учащихся по внеурочной деятельности "Мир профессий" в 1 классе

Тетрадь для творческих работ первоклассников. Содержит задания различные по степени сложности и содержанию. Задания вызывают интерес учащихся к изучаемым темам, вызывает потребность фантазировать, вкл...

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

Организация проектной работы в рамках внеурочной деятельности первоклассников

В статье описан один из способов организации проектной деятельности первоклассников...

Организация деятельности учащихся во внеурочной деятельности.

Опыт работы в группах во внеурочной деятельности, формирование экипажей в 1 классе. Блиц викторина, как форма групповой работы....

Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях (включая внеурочную деятельность) как фактор повышения качества образования.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей дете...

Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности

В процессе поиска возможностей более эффективного использования различных форм педагогической деятельности особую значимость в современной школе приобретает коллективная форма организации учебной деят...

Статья "Организация участия семей учащихся в добровольческой деятельности как основа успешной воспитательной внеурочной деятельности".

Описание опыта работы воспитателя группы продлённого дня по организация участия учащихся и их семей в добровольческом проекте....