Статья "Организация участия семей учащихся в добровольческой деятельности как основа успешной воспитательной внеурочной деятельности".
статья (3 класс)

Описание опыта работы воспитателя группы продлённого дня по организация участия учащихся и их семей в добровольческом проекте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Организация участия семей учащихся в добровольческой деятельности как основа успешной воспитательной внеурочной деятельности.

Наумова  Александра Николаевна,                                                                          воспитатель ГДП школа № 3 Петроградского района,                                                      г. Санкт-Петербург

 

Одной из форм работы с семьями учащихся является привлечение семей в участие в добровольческой деятельности и развитие культуры семейного волонтёрства. Такой формой работы может стать участие семей учащихся в добровольческом проекте «Очаг Доброты».

«Очаг Доброты» – проект для дружных семей любого состава с детьми любого возраста, которые делают вместе добрые дела и наполняют свой «Альбом Добрых Дел».

Семейная форма позволяет подключать к добрым делам школьников, детей на надомном и дистанционном обучении, семьи с особенными детьми, родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи. «Очаг Доброты» даёт возможность проявить себя и активно участвовать в проекте всем членам семьи независимо от возраста и статуса.  

В начале пути каждая команда придумывает название своей семейной команды и оформляет семейный герб. Семья выступает в новой для себя роли, становится настоящей командой, это помогает семье сплотиться, стать дружнее, крепче, укрепляет фундамент семейных ценностей и традиций. Семейный герб – не просто задание для вступления в проект, это важный символ семьи с её ценностями и особенностями, продолжение старинных традиций семейной геральдики. По желанию команды дополняют семейный герб оригинальным девизом.  Команды  представляют свою семейную команду и свой герб в любой творческой форме. Семейный герб, название и девиз – вначале как внешние атрибуты участия в проекте постепенно перерастают в неотъемлемую скрепу семьи на долгие годы, становятся семейным объединяющим символом и отражением ценностей конкретной семьи.

Какую значимость для семьи несёт участие в семейном добровольческом проекте?

1. Объединение семьи для совместных добрых дел – это крепкий семейный фундамент.

Любое совместное дело объединяет, помогает лучше узнать друг друга, научиться договариваться, находить решения.  Добрые мероприятия и акции объединяют семью для совместного доброго досуга, дают возможность стать лучше, проявить свои самые хорошие стороны.

2. Возможность для семьи получить новый опыт, всем членам семьи побыть в новой роли и проявить себя по-новому, раскрыть свои качества и таланты, поделиться своей добротой.

Пример. Папа сделает скворечник своими руками, бабушка напечёт пирожков на инклюзивный праздник, старший брат настроит программу для виртуального общения с особенным другом, дети нарисуют плакат против лесных пожаров, мама организует в школе благотворительную ярмарку. И в каждом деле семья будет важной опорой.  

3.  Помощь в воспитании в детях милосердия, доброты, желания помогать, умения сочувствовать, иметь активную жизненную позицию, воспитывать не на словах, а НА ДЕЛЕ.

Практика добрых дел закрепляет важные ценные привычки, которые останутся с детьми надолго. Ребёнок гораздо быстрее приобретёт опыт в поездке в приют вместе с родителями, где все вместе поучаствуют как волонтёры и помогут в уходе за животными, чем родители будут просто рассказывать, как важно это делать. Воспоминания о добрых делах всей семьёй дети и взрослые пронесут через всю жизнь, они станут важной опорой в трудные времена, вдохновением в счастливые моменты, ресурсом в жизни и желанием продолжать волонтёрскую деятельность.

Куратором семейного направления в образовательном учреждении может стать воспитатель группы продлённого дня.

Что важно воспитателю группы продлённого дня при организации участия семейных команд в добровольческом проекте?

1. Каждая семья участвует в проекте в комфортном для себе темпе и по возможности, участие каждого члена семьи добровольное.  Не обязательно делать единый Маршрут Доброты для семейных команд, потому что у каждой семьи в зависимости от её состава и возможностей могут быть разные варианты прохождения Маршрута Доброты. В начале месяца или триместра можно предлагать список добрых акций и мероприятий, в которых выборочно могут поучаствовать семьи. Отличным способом фиксировать сделанные командой добрые дела станет Альбом Добрых дел, который в течение года каждая семья постепенно заполняет

2. Личным примером участия своей семьи вдохновлять участников. Многие новые семейные команды в начале присматриваются к проекту, к мероприятиям и акциям. Им очень важен «маячок», «огонёк», благодаря которому они быстрее и активнее присоединятся. В дальнейшем они сами станут таким «огоньком» для новых участников.

3. Поддерживать инициативу участников. Постепенно сами команды будут предлагать идеи добрых дел и акций, которые можно органично включать в добрые дела проекта. Важно регулярно организовывать встречи для семейных команд «От Очага к Очагу» для обмена опытом, совместного мозгового штурма, создания видеороликов или креативных фотографий для дальнейшего распространения информации о проекте, поддержания дружеской атмосферы. Такие встречи можно делать инклюзивными, дополнять добрыми акциями, мастер-классами, встречами с вдохновляющими людьми, лекциями, уроками доброты для семейных команд.

4. Торжественное награждение. По окончании года всем семейным командам вручаются грамоты, особо отличившимся именные благодарности, а также волонтёрские книжки для семейных команд. Грамоты вручаются всем участникам, принимавшим участие в течение года. Многие семьи в начале вливаются в проект, а затем начинают участвовать активнее уже на второй год.  Можно продумать сувениры и подарки от партнёров проекта, поощрить самые активные семьи. В начале года можно провести конкурс семейных фотографий «Семейный Очаг» для привлечения внимания к проекту и теме семейного очага, сплочения семьи, для увеличения заявок на участие в проекте.

5. Все мероприятия и акции должны быть продуманы с учетом возможности участия всей семьёй, разнообразными и вариативными. Делать мастер-классы, поездки, праздники для детей и взрослых, круглые столы для родителей и активности для детей, интересные задания для мужской половины семьи и пр.

Очаг Доброты – это дружное вдохновляющее сообщество семей, которые с радостью и по возможности делают добрые дела, взращивают в детях лучшие качества: доброту, милосердие, желание помогать; укрепляют фундамент свой семьи совместными добрыми делами.

Какие добрые акции и мероприятия можно провести в рамках семейного добровольческого проекта:  

- участие в семейных фестивалях и городских мероприятиях, посвящённых укреплению семьи и волонтёрству;

- видеопоздравления особенных детей, инклюзивные праздники, дни рождения для особенных ребят, сбор открыток и подарки своими руками на праздники в детский дом, инклюзивные экскурсии по городу с участием семейных команд и особенных детей, детей-инвалидов, тематические онлайн-встречи участников проекта и особенных ребят, вдохновляющие встречи со взрослыми «особенными»;

- субботники, участие в «Чистых играх», конкурсы поделок из вторсырья, сбор крышечек доброты, участие в акциях раздельного сбора, создание видеороликов на тему экологии, акция в поддержку Балтийской Кольчатой Нерпы и проблемы сохранения и спасения животных, акции и конкурсы рисунков и поделок в поддержку редких животных своего края, экологические экскурсии и квесты;

 - поездки в дома престарелых и больницы с выступлениями, поздравления бабушек и дедушек открытками, подарками, помощь в хозяйственных делах, рассказы и сочинения о бабушках и дедушках;

- поездки в приюты и котокафе города по карте кота Филофея, участие в зоовыставках и мероприятиях по защите животных.

- участие в создании доброкарточек и методических материалов по теме «Семейного добровольчества», общегородских мероприятиях и круглых столах и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников....

Статья из опыта работы "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"

Статья из опыта работы на тему: "Развитие речи младших школьников как основа  успешного обучения"....

Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности

Коллективные виды работы делают занятия более интересными, живыми, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, являются незаменимым инструментом в формировании личностных и метапре...

Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности

В процессе поиска возможностей более эффективного использования различных форм педагогической деятельности особую значимость в современной школе приобретает коллективная форма организации учебной деят...

Организация воспитательной внеурочной деятельности в начальной школе

В соответствии с требованиями ФГОС НОО школой была определенацель внеурочной деятельности: создание условий для самореализации учащихся, для развития коммуникативных навыков, самостоятельности, ответс...

Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»

          Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...

«Театрализованная деятельность как основа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников»

acute;Театр как средство объединения коллектива на любом году жизни школьника.Не для кого не секрет что современные дети нуждаются в общении даже больше чем когда либо,  они одиноки, замкнуты, б...