Проектная задача
проект (3, 4 класс)

Билдушкина Светлана Николаевна

На уроке окружающего мира , при изучении своего края можно провести урок- проект. При этом дети сами решают , поставленную перед ними задачу, узнают много нового интересного о  своей родине, о природе, о животном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Посельская начальная общеобразовательная школа

 

                           

Проектная задача  в 3  классе

                                                             Составила :

                                                                                                          Билдушкина Светлана Николаевна

                                                                                          учитель начальных классов

                                                                       первой категории

                                                                                    с. Поселье, 2018 г.

Проектная задача  

«Заповедная Бурятия» 

 

Задание № 1. 

 

Как-то раз теплым солнечным днем Иван Иванович (профессор математики МГУ), мечтая о своём очередном отпуске, наткнулся на газетную статью об истории заповедных мест Российской империи. На глаза попался любопытный документ, но разобраться в нем сразу было сложно. Речь в нем шла о каком-то заповеднике.  Внимательно разглядев его, профессор обнаружил, что это распоряжение правительства Николая II. Данное министру земледелия об установлении охотничьего заповедника в Забайкальской области. Оказывается, этому заповеднику уже целый век.  

 Ребята, прочитайте этот интересный документ. О каком заповеднике идёт речь? Сколько лет этому заповеднику?    

    «Министръ Земледелия, 29 декабря 1916 г, представить правительствующему Сенату объ установлении в Забайкальской области охотничьего заповедника, расположенного по северо-восточному побережью озера Байкал, в нижеследующих границах: южная граница по течению реки Большой Чивыркуй, западная граница от устья реки Большой Чивыркуй до мыса Зырянского, северная граница от мыса Зырянского к к линии Баргузинского горного хребта и далее к реке Давша, восточная граница по водораздельной линии Баргузинского хребта» 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Профессор оживился. Ему пришла замечательная идея  провести свой отпуск с семьёй в этих заповедных краях. Придя домой, он рассказал об этом  своему 10-летнему сыну Никите, у которого есть друг, проживающий в Бурятии. Связавшись со своим другом, Никита попросил отправить ему буклет о Баргузинском заповеднике, так как  в июле его семья решила поехать в отпуск в Бурятию, чтобы посетить этот заповедник. Друг Никиты,  Жаргал, решил обратиться к вам за помощью - составить буклет о нашем замечательном заповеднике и разработать маршрут путешествия.            

 Задание № 2.  

 Рассчитайте затраты на путешествие в Баргузинский заповедник на семью профессора, состоящую из 3 человек (2 взрослых и один ребенок).  

 

 

Вид транспорта 

 

Цена билета в одну сторону 

Время нахождения в пути 

взрослый 

детский 

Самолет Москва - Улан-Удэ 

16 500 руб 

12 375 руб 

6 ч 

Поезд Москва - Улан-Удэ 

6 200 руб 

Половина от цены взрослого билета 

5 суток 

Автобус Улан-Удэ - п.Усть - Баргузин 

500 руб 

4 ч 

 

 

 

 

 

 

Вид транспорта 

Цена билета в одну сторону 

Время нахождения в пути 

взрослый 

детский 

Самолет Москва - Иркутск 

14 000 руб 

10 500руб 

5 ч 35 мин 

Поезд Москва - Иркутск 

5 746 руб 

Половина  от цены взрослого билета 

4,5 суток 

Поезд Иркутск – Улан-Удэ 

900 руб 

Половина от цены взрослого билета 

8 ч 

Автобус Иркутск – Улан-Удэ 

800 руб 

800 руб 

8 ч 

Автобус Улан–Удэ - п.Усть - Баргузин 

500 руб 

4 ч 

 

 

Проживание в гостевом доме 

Экскурсии 

Питание 

Дом - 500 руб (одни сутки)  

одна экскурсия - 400 руб (с 1 чел)  

обед - 200руб  

ужин - 150руб  

завтрак - 100 руб 

 

Место для расчета :

___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:  

 

 

Задание № 3.   

Прочитайте текст и составьте загадку про одного из обитателей  заповедника. Опираясь на текст, придумайте и нарисуйте эмблему заповедника.  

Животный мир заповедника богат и своеобразен: 44 вида млекопитающих, 286 вида птиц, 6 видов пресмыкающихся, 3 вида земноводных, около 46 видов рыб и множество беспозвоночных. Здесь можно встретить бурого медведя, лося, кабаргу, бурундука, сурка, баргузинского соболя и множество других видов. 

 

Баргузинский соболь – самый замечательный обитатель заповедника, о котором ты уже немного узнал. Соболь обитает в глуши тайги в кедровых зарослях, где добывает своё любимое лакомство – орешки, а в ручьях ловит рыбу. Соболь любит охотиться на белку и других мелких зверюшек, среди них колонок, горностай. Кроме того, он питается мелкими грызунами и птицами. А ещё соболь – любитель брусники, черники и рябины. Особенность зверька в том, что цвет его меха зависит от места обитания: чем дальше на север и выше в горы, тем мех темнее. Самый тёмный и дорогой – баргузинский соболь. А соболь с самым светлым мехом обитает в местах от Урала до Енисея. 

Кабарга – самый маленький представитель семейства оленей. Встречается в Бурятии во всех горно-таёжных районах. Длина тела 80–100 см, высота в холке до 80 см, масса до 15–20 кг. Рогов нет ни у самок, ни у самцов. У взрослых самцов из-под верхней губы выдаются длинные, до 10 см, клыки, имеется мускусный мешочек на внутренней стороне бедра. В нём накапливается 40–45 г мускуса, известного под названием «струя кабарги». Мускус ценится в парфюмерной промышленности как фиксатор запахов, прежде широко применялся в медицине. Питается летом древесными и наземными лишайниками, тонкими ветками, побегами, хвоей и травянистыми растениями. Передвигается прыжками, хорошо взбирается на скалы, спасаясь от врагов, она умело запутывает следы, разобраться в которых бывает очень трудно.  

 

 

Список птиц заповедника насчитывает 286 видов. Среди гнездящихся преобладают виды с ареалами сибирского типа фауны: каменный глухарь, рябчик, глухая кукушка, уральская и бородатая неясыти, мохноногий и воробьиный сычи, ястребиная сова, желна, кукша, кедровка, снегирь, щур, обыкновенный и белокрылый клесты, сибирская чечевица, белошапочная и желтобровая овсянки, свиристель, малая, сибирская и таежная мухоловки, обыкновенный поползень, пеночки — таловка, зарничка и корольковая, пятнистый сверчок, дрозды — оливковый и рябинник, соловей-красно-шейка, синехвостка, сибирская завирушка и др 

 

Орлан-белохвост – самый крупный из хищников, гнездящихся в Байкальском регионе. Особенности птицы – длинные «прямоугольные» крылья, широкий короткий хвост клиновидной формы. По сравнению с другими хищными птицами у орлана-белохвоста довольно большой и мощный клюв, светло-жёлтого цвета. Лапы до самых пальцев у этого вида птиц, в отличие от беркута, не покрыты перьями. Замечено, что орлан-белохвост редко ловит живую рыбу, в основном подбирает сонную или мёртвую с поверхности воды, а также выброшенную штормами на берег. 

 

Чёрный аист также относится к редким видам птиц Байкала. Эти птицы прилетают в начале мая, уже объединившись парами, и кормятся на мелководьях рек рыбой, лягушками, головастиками, рачками-бокоплавами. По открытым берегам рек и озёр или в глухой тайге они устраивают гнездовья. Диаметр гнезда достигает 1–1,5 м. В кладке птицы находятся 2–4 яйца серовато-белого цвета. Оба партнёра насиживают их более месяца. Улетают эти грациозные птицы в сентябре, семейными группами по 3–5 особей. 

 

 

Что растёт в Баргузинском заповеднике? Удивляет многообразие видов растений Баргузинского заповедника. Их около 900. Среди них встречаются редкие виды, нуждающиеся в охране. К ним относятся любка двулистная, луговик Турчанинова, башмачок крупноцветковый, родиола розовая и другие. Обратите внимание, ребята, на необычные названия растений. Как вы думаете, почему они так называются? 

 

 

 

Башмачок крупноцветковый известен как Венерин башмачок. По легенде, богиня любви Венера носила необычную обувь – башмачки из цветочных лепестков. Так это или нет, но цветок по форме действительно напоминает башмачок, отсюда и его название. 

От дождя цветок «прячется» под листиком, поэтому даже в сильный дождь он не заполняется водой, но несколько капель росы в нём всегда есть. 

 

Родиола розовая – это одно из известных многолетних целебных  растений. Оно имеет мясистые продолговатые листья и мелкие жёлтые цветки. Растет родиола розовая медленно и очень любит влагу. В народе его называют «золотой корень», «сибирский женьшень». В целебных целях используется корень этого растения, который достигает своей зрелости только через 8–10 лет. Название «золотой корень» родиола получила не только за цвет своих корней, но и за то, что она помогает человеку восстановить свои силы, улучшает зрение и слух, и его ценили больше золота. По старинному поверью, тот, кто отыщет золотой корень, будет до конца дней своих удачлив и здоров, проживёт два века. 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Место для рисунка 

Задание № 4  

Группа зоологов, задача которых заключалась в изучении популяции баргузинского соболя, собрала интересные данные. Результаты исследований ученые представили в таблице: 

 

1916 г 

1936 г 

1956 г 

1976 г 

1996 г 

2016 г 

Баргузинский соболь 

30  

152 

295 

415 

530 

 

 

Подсчитайте, сколько особей баргузинского соболя обитает на территории заповедника в 2016 году, если его площадь составляет 233 квадратных километра, а на один квадратный километр приходится 2 соболя. 

 

Место для решения: 

 

 

 

 

 

Ответ: 

  

 

Задание № 5. Разработайте и запишите общие правила пребывания в особо охраняемых территориях – заповедниках

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

 

Задание № 6. Друг Никиты, Жаргал, решил угостить своих гостей бурятским национальным блюдом. Помогите ему приготовить это блюдо. Тайну рецепта вы сможете узнать, если   переведете текст:  

«Хониной  мяха  жэжэхэнээр  хэршэхэ,  тэрээн  дотор өөхэ, hонгино, дабhа  нэмэдэг. 

Талха  зууража  худхаха, hүүлээрнь  түхэреэлэн  таhалhан  талхандаа  мяха хэжэ, орёохо. 18-20 минута  соо  уурал  дээрэ  болгодог.»   

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7.  

Заповедники нашей страны — научные учреждения, и в них постоянно работают, проводя непрерывные исследования, научные сотрудники заповедников. 

Соотнесите профессии сотрудников Баргузинского заповедника и их характеристики. 

 

Описание  

 

Профессии 

Ихтиолог  

 

специалист, который занимается учётом промысловых животных, планированием их отлова и расселения, проведением мероприятий по борьбе с вредными хищниками и т.д.. 

Орнитолог 

занимается изучением животного мира в разнообразных проявлениях. 

Экономист 

ученый-биолог, специализирующийся на жизни, внешних характеристиках и внутреннем строении растений. 

Эксурсовод 

специалист, анализирующий и разрабатывающий меры по уменьшению вреда, оказываемого людьми на окружающую среду.  

Ботаник  

зоолог, изучающий птиц. 

Эколог 

ученый - биолог, специализация которого - изучение рыб, их поведения, размножения, как в естественных, так и в искусственных условиях обитания. 

Зоолог 

специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам. 

 

Задание № 8.  

 Составьте для наших гостей синквейн о Баргузинском заповеднике.  

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. 

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

Пример синквейна на тему дружба: 

1.Дружба. 

2. Честная, крепкая. 

3. Доверять, понимать, помогать. 

4. Друзья познаются в беде. 

5. Доверие.  

Задание № 9. 

Ребята! Вы узнали много интересного о  Баргузинском заповеднике. К его юбилею оформите красочный, содержательный буклет. Лучшие работы будут отправлены в Баргузинский заповедник. 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...