Статья. Мастер-класс. Технология «Лэпбукинг» и её применение в педагогической практике.
статья

Алпатова Людмила Геннадьевна

       В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. школьники должны самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

      Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно рас. 

      Я предлагаю современную интерактивную форму работы – лэпбук.   В данной статье вы узнаете, что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям? 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  на тему:

«Технология «Лэпбукинг» и её применение в педагогической практике»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.

Задачи:

1. Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).

2. Повысить уровень мастерства педагогов.

3. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним.

Раздаточный материал: картонная папка-основа, листы формата А4, простые карандаши,  ножницы, фломастеры, степлер, скотч, ластики, клей, буклеты.

Этапы   работы:

•        организационный 3 минуты;

•        теоретический 5минут;

•        практический 17 минут;

•        заключительный 5минут.

Ожидаемый результат:  информирование педагогов о технологии изготовления лэпбука.

Ход мастер-класса

I.  Организационная часть.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы свами поговорим о технологии «Лэпбукинг» и её применение в педагогической практике.

II. Теоретическая часть .

Слайд 1. В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. школьники должны самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. 

Скажи мне, я забываю.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

и это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

Слайд 2. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

Я предлагаю современную интерактивную форму работы – лэпбук.

Слайд 3. Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Учителя  в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».

Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?

«Лэпбукинг» - американская технология. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребенка. Он так и переводится «книга на коленях» (lap –колени, book- книга).

А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко - автор познавательных книг для детей, автор популярного блога "Это интересно!". Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Слайд 4. Лэпбук –  это по сути финальный этап проектной деятельности. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1) целеполагание (выбор темы);

2) разработка лэпбука (составление плана);

3) выполнение (практическая часть);

4) подведение итогов.

То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС. Он должен быть:

  • информативен;
  • способствовать  развитию творчества, воображения;
  • быть пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладать дидактическими свойствами;
  • являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщать его к миру искусства;
  • быть вариативным (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Слайд 5.   Зачем нужен лэпбук?

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.

 Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

 Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать такую коллективную книжку.

Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Слайд 6.  Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы в занимательно-игровой форме. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми. Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Слайд 7. Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?

•        способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

•        способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;

•        способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

•        обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.

•        способствует творческой самореализации педагога

       Слайд 8.     ЛЭПБУК - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:

•        организационную (экскурсии, походы);

•        техническую (фото, видео);

•        информационную (сбор информации для лэпбука);

•        мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

            Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

Слайд 9.  Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные,
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

Слайд 10.  В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

Слайд 11.  Организация материала:

  • стандартные кармашки;
  • обычные и фигурные конверты;
  • кармашки-гармошки;
  • кармашки-книжки;
  • окошки и дверцы;
  • вращающиеся детали;
  • высовывающиеся детали;
  • карточки;
  • теги;
  • стрелки;
  • пазлы;
  • чистые листы для заметок и т.д.

Слайд 12.  1. Начинаем мы с выбора темы.

Тема лэпбука может быть любая:

  • интересные события, происходящие с ребенком;
  • увлечения детей;
  • темы недели;
  • литературные произведения;
  • мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.

Слайд 13.  2. Составляем план будущего лэпбука.
    После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
               

 Например, вот мой план для лэпбука к 1 сентября:
1. Познакомить ребенка со школьными понятиями: терминология, названия и имена.
2. Познакомить ребенка с правилами школьной жизни (дисциплина и т.п.).
3. Поговорить о безопасном пути от дома к школе.
4. Портфель школьника - что и для чего нужно, а что не нужно: сортировка.
5. Дать материал по празднованию 1 сентября и организации учебного процесса в других странах мира.
6. Дать понятие о том, что ждет на первых уроках в школе с помощью образцов учебников (для интереса - старинных, из детства пап и мам).
7. Для развития речи - пословицы.
8. Для поддержки интереса - календарь ожидания 1 сентября.
                                                               

Слайд 14.  3. Создаём  макет.                    

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
         Потом все это я рисую на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Слайд 15.  4. Составляем список материала, который понадобится нам для создания лэпбука: 

  • картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
  • бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей и/или скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
  • III. Практическая часть. Изготовление макета Лэпбука.

 - Сейчас я приглашаю Вас к работе за столами. Уважаемые педагоги! Давайте с вами и попробуем вместе изготовить лэпбук .

 - Тема нашего Лэпбука «Пожарная безопасность».

 - Уважаемые коллеги, конечно, сегодня, я немного упростила работу, Вы видите на столах у вас есть все необходимые заготовки, основа лэпбука.

- У нас уже есть план, т.е. чему мы хотим научить ребенка по данной теме и что расположить в нашей книге:

(план)

•        правила поведения при пожаре; причины пожара; стихи о пожарной безопасности; загадки по пожарной безопасности; познакомить с формой пожарного и его инструментами; какие вещи необходимо взять при эвакуации? как вызвать пожарную службу? научить читать знаки пожарной безопасности и т.д.

Учителя  самостоятельно вырезают и приклеивают обычные кармашки и картинки-наполнители.

Когда приклеивают определенные кармашки и картинки-наполнители, педагоги получают рекомендации по работе с данным лэпбуком.

Активных привлекаю к рассказу о проделанной работе. Задаю  наводящие вопросы, понравилось? Было ли интересно работать вместе, что было труднее всего и др.

IV. Заключение.

  - И в заключение хочу прочитать  слова Василия Александровича Сухомлинского, который писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И задача каждого родителя и педагога обеспечить это ребенку в детстве. Я вам хочу пожелать успехов в воспитании детей и надеюсь, что этот мастер – класс поможет вам.

В конце мастер-класса педагогам вручается буклет по изготовлению ЛЭПБУКА.

Слайд 16.  Спасибо всем за внимание и сотрудничество!

Список литературы:

  1. Блохина Е. Лэпбук – «наколенная книга»/Е. Блохина, Т. Лиханова // Обруч. – Москва, 2015, № 4.
  2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС  Д. А. Гатовская  Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015.
  3. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении  

О.Р. Родионова. - М., 2000.

  1. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155).
  3. http://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbuk/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Мастер - класс на тему Особенности планирования и проведения уроков "Речевая практика" 1 класс

В докладе представлен материал по  проведению уроков "Речевая практика" в 1 классе в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью...

Мастер-класс «Секреты работы с картиной с применением приемов технологии ТРИЗ»

Мастер-класс «Секреты работы с картиной с применением приемов технологии ТРИЗ»...

Приложения к мастер-классу«Секреты работы с картиной с применением приемов технологии ТРИЗ»

Приложения к мастер-классу«Секреты работы с картиной с применением приемов технологии ТРИЗ»...

МАСТЕР – КЛАСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Здоровье –  бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятны...