Русский язык, 4 класс, тема: "Разноспрягаемые глаголы (бежать и хотеть)".
учебно-методический материал (4 класс)

Бутусова Валентина Владимировна

Технологическая карта урока с применением обучающих структур сингапурской методики.
УМК "Перспективная начальная школа".
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разноспрягаемые глаголы25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Карта урока

Предмет: русский язык
Тема: разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ
Дата: 13.12.2019 № ОО: ГБОУ гимназия№32 Класс: 4а
Учитель: Бутусова Валентина Владимировна

Цель урока: создать условия для формирования представления учащихся о понятии «разноспрягаемые глаголы»

Задачи:
-напомнить, как определяется спряжение глагола;
-создать условия для обсуждения учащимися, от чего зависит выбор буквы личных окончаний глаголов; (
написать нормально)
-организовать работу с учебником и словарем, распределив обязанности между учащимися в группах;
-создать условия для постоянного группового обсуждения всех вопросов и заданий;
-формировать умение учащихся находить разноспрягаемые глаголы в тексте и уметь определить окончания в разных формах

Время (хронометраж)

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

2 минуты

Орг.момент

Ребята, вы заметили, что к нам сегодня на урок пришли гости, поприветствуйте, пожалуйста, гостей!

Приготовьте тетради к уроку.
Тот, кто под буквой Б объяснит орфограммы в написании даты, кто под буквой А – орфограммы в словосочетании «классная работа».
(Устная проверка одной пары с места)

Организует начало урока, проверяет готовность учащихся к началу урока; организует проверку написания даты в тетрадях.

Приветствуют гостей; готовятся к уроку; записывают число, выплняют самопроверку

Регулятивные УУД:
переключение и настрой на другой вид дечтельности (работу на уроке)

3 минуты

Актуализация знаний

Для чего нужно определять спряжение глаголов?

(Предполагаемый ответ: чтобы правильно писать личные окончания глаголов)
А какая трудность может возникнуть в написании личных окончаний?
(Предполагаемый ответ: мы можем неправильно написать окончание, вместо буквы «и» написать «е», например, когда окончание безударное)
Работаем в парах с партнером по лицу.

Определите букву в личных окончаниях

А: глагол БЕЖАТЬ
Б: глагол ХОТЕТЬ
И объясните свой выбор.
Даю 1 минуту на обсуждение.

Проверка. Учитель спрашивает одну пару.
(Предполагаемый ответ: глагол бежать относится к 1 спряжению, он не является глаголом-исключнием, значит, нужно писать букву «е», но если мы изменим этот глагол, проспрягаем его ,например «ты бежИшь», мы слышим, что окончание у глагола ударное, поэтому глагол относится ко 2-му спряжению; глагол хотеть по правилу относится к 1-ому спряжению, значит, в личных окончаниях мы пишем букву «е»)

Учитель дает целевую установку в виде вопроса (для чего мы определяем спряжение глаголов?)
Дает задание для обсуждение в парах: определить, какую букву в окончании нужно писать в глаголах «бежать» и «хотеть».
Организует проверку фронтально.

Вспоминают, для чего нужно уметь определять спряжение глагола и применяют свои знания на примерах, данных учителем. Работая в группах, выясняют и доказывают, какие личные окончания нужно писать у глаголов «бежать» и «хотеть».

Слушают отвечающую пару. Выражают согласие/несогласие/
дополняют.

ПознавательныеУУД:
анализ – как могут пригодиться полученные ранее знания о спряжении глаголов.
КоммуникативныеУУД:

Выразить и обосновать свою точку зрения; выслушать одноклассника; согласиться или вежливо опровергнуть его ответ.

5 минут

Целеполагание

Мнения разделились
(либо возникли трудности)
Какая тема нам поможет ликвидировать затруднение?
(Предполагаемый ответ: разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ». Страница…)

-Есть ли в формулировке темы непонятные слова?
(Разноспрягаемые глаголы?)

Само слово «разноспрягаемые» - сложное слово? Из каких слов оно состоит?
(
Разное спряжение)
-Сформулируйте цель и задачи урока
(возможно, в mentimeter)

Ответы видны на доске
(предполагаемые цели: узнать, что такое разноспрягаемые глаголы; наблюдение, сравнение разных форм этих глаголов, работа с обратным словарем.)

Побуждает учащихся открыть учебник и найти самостоятельно тему урока, исходя из затруднения.

Побуждает учащихся к рассуждению о понятии «разноспрягаемые глаголы».
Организует постановку цели и задач  в группах.

Находят тему в учебнике «разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ».

Выясняют, что  понятие «разноспрягаемые глаголы» им незнакомо. Высказывают предположение, что разноспрягаемые глаголы – это глаголы, которые спрягаются по-разному, либо относятся сразу к I и II спряжениям.
Ставят цель и задачи.

Информационные УУД:
уметь найти нужную информацию (тему, страницу) в учебнике. Определить дополнительные источники информации на уроке кроме учебника (обратный словарь).

Изучение новой темы

Давайте начнем наблюдение.
1. Прочитайте задание упражнения 99 самостоятельно. Всем понятно задание?
Выполните, пожалуйста, первую часть задания самостоятельно.

№1, проверьте правильность выполнения в группах.

-Оказывается, как называются таки глаголы?
(
Это разноспрягаемые глаголы)

Рассмотрите таблицу.

 Работаем в парах с партнером по плечу:
Тот, кто под буквой А, прочитает ,как спрягается глагол БЕЖАТЬ. Тот, кто под буквой Б, прочитает вслух, как спрягается глагол ХОТЕТЬ.

У кого глагол «бежать», отвечаете на вопросы Евдокии Васильевны из учебника про свой глагол. Кто под буквой Б, отвечаете на вопросы  про свой глагол. Всем понятно задание?

Проверка:
-Почему глагол БЕЖАТЬ является РАЗНОСПРЯГАЕМЫМ?

(Потому что глагол БЕЖАТЬ имеет окончания и первого, и второго спряжения)
-Почему глагол хотеть является разноспрягаемым?
(
Потому что у него тоже окончания и первого, и второго спряжения)

- А в каких формах могут возникнуть трудности в написании личного окончания?
(
Там, где окончание безударное, ты хочЕшь, он хочЕт, то есть, 3л.ед.ч. и 3л., ед.ч.)

Тот, кто под буквой Б в вашей паре, возьмите, карточки с утверждениями.

-Возьмите ручки, встаньте, рассредоточьтесь, пожалуйста, по классу. Когда я скажу «СТОП», выберете себе пару.

Возьмите один листочек себе, а другой отдайте своему однокласснику. Вы видите, что в предложениях есть пропуски. Но тексты у вас одинаковые. Слова попущены разные. Ваша задача - читать по очереди предложения  и постараться заполнить пропуски нужными словами.

(Глаголы «бежать» и «хотеть» - разноспрягаемые. Глагол бежать имеет личные окончания 1 спряжения в формах 1л.,ед.ч, и 3л., мн.ч. А в остальных формах глагол имеет окончания 2 спряжения.
Глагол «хотеть» изменяется по
2 спряжению только в формах множественного числа. А во всех формах единственного числа он изменяется  по 1-ому спряжению.
Формы глагола «хотеть» единственного числа нужно запомнить, потому что личные окончания в них
безударные.)

Вернитесь на свои места. Подпишите свой листочек с текстом.

Проверка (проверяю любую пару, остальные высказывают согласие/несогласие/
дополнения).

Как вы думаете, глаголы с приставками, образованные от глаголов «бежать» и «хотеть», тоже будут разноспрягаемыми?

(да, они тоже будут разноспрягаемые, так как глаголы с приставками имеют ТО ЖЕ спряжение, что и глагол БЕЗ приставки, от которого они образовались.)

-Проверьте свое предположение, выполнив упражнение 100.

А: захотеть
Б: расхотеть
Взаимопроверка.

Вывод:

(эти глаголы спрягаются так же, то есть они тоже разноспрягаемые. Захочу, захочЕшь, захочЕт, захотИм, захотИте, захотЯт;
расхочУ, расхочЕшь, расхочЕт, расхотИм, расхотИте, расхотЯт)

-А еще вы ставили задачу «находить Р.Г-лы». Давайте выполним ее. А поможет нам упр.101. Прочитайте здание самостоятельно.

Номера4 прочитают предложение, в котором есть разноспрягаемый глагол.
(Куда хочешь, туда и скачешь).
-
Номера2 объясняют, по какому спряжению изменяется этот глагол (т.е., какое окончание нужно написать в этой форме  и почему?)

Работаем, объясняя по кругу выбор буквы окончания. Один человек – одно предложение. Записываем только первые 4 предложения. (остальное – домашнее задание).
Начинаем с номера 3.

Направляет и контролирует работу детей по выполнению поставленных задач и целей в начале урока.
Организует выполнение упражнения из учебника и работу со словарем.

Организует наблюдение учащихся за формами глаголов, побуждает к сравнению, организует парную работу.

Осуществляет фронтальную проверку, проверяя согласие или несогласие других учеников. Проясняет (если нужно) появившиеся вопросы.

Побуждает к анализу форм глаголов, отличий  личных окончаний одного и того же глагола.

Организует парную работу и проверяет понимание темы на данном этапе.

Организует проверку.

Задает вопрос, побуждая к высказыванию предположения (о родственных глаголах с приставками)

Просит сделать вывод, подтвердить свое предположение примерами.

Осуществляет проверку.

Осуществляет дальнейшую работу с упражнение 101, чтобы проверить усвоения новой темы и потренироваться.

Выполняют упр.99 из учебника, выполняют требование упражнения, осуществляют поиск по словарю.

Работая в парах, наблюдают за формами глагола, сравнивают их и отвечают на вопросы в учебнике. Слушают друг друга, корректируют ответ.

Выполняют проверку. Проверяют свой результат,  сравнивают выполнение задания  ответом учащихся.

Работают с текстом, читая его друг другу, слушая друг друга, заполняя пропуски.

Проверяют правильность выполнения задания. Корректируют по мере необходимости свои ответы. Выражают согласие/несогласие. Дополняют ответы, если нужно.

Высказывают предположение на основе имеющегося знания (глаголы с приставками сохраняют спряжение глаголов, от которых они образовались).

Подтверждают примерами из задания свое предположение. Делаю вывод, что правило касается  и разноспрягаемых глаголов тоже.

Распределяют между собой объем работы. Аргументируют выбранный ответ. Если нужно, принимаю помощь других участников группы.

Информационные УДД:
поиск по словарю нужных слов.
Познавательные УДД:
сравнивать две формы глаголов, найти сходство и отличия.

Коммуникативные УДД:
умение слушать друг друга, принимать точку зрения, отличную от собственной.

Сравнить свой ответ с ответом партнера.
Регулятивные УУД: услышать и выполнить здание учителя/ учебника.

Сотрудничество:
подстраиваются под темп чтения и голос друг друга, стараются услышать друг друга, совместно выполняя задание.

Коммуникативные УУД:
Умение слушать друг друга
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу (понимать, для чего мне нужно сейчас послушать своего одноклассника)

Регулятивные УУД:
умение прогнозировать, предполагать.

Познавательные УУД:
умение делать обобщение, вывод.

Коммуникативные УУД:
объяснить выбранный ответ, умение оказать и принять помощь, выслушать точку зрения другого.
Познавательные УУД: применить полученные знания, сделать выбор.

Итог урока

В качестве итога урока проверки усвоения темы используем приложение Kahoot!
Вопросы для викторины берем из ЭФУ, разработанные авторами учебника.

Возвращает учащихся к поставленным  целям и задачам.
Устраивает групповую викторину с возможностью обсуждения в группах вопросов, чтобы учащиеся поняли, как они усвоили тему.

Возвращаются к плану урока.
Проверяют себя, насколько хорошо понята тема.

Регулятивные УДД:

Самооценка
Коммуникативне УУД: обсуждение в группах правильного варианта
Сотрудничество: Доказать, что выбранный ответ является правильным. Дать возможность одному участнику выбрать предложенный группой ответ (очень быстро распределить обязанности, преодолеть конфликты, быстрое аргументирование, быстрая помощь, умение принять помощь, выразить согласие или вежливо скорректировать ответ одноклассника)

Рефлексия

Зайдите в ментиметр.
Вы видите слайд с возможностью задать свой вопрос или поделиться впечатлением. Я не увижу, кто именно задает этот вопрос. Но я его озвучу и постараюсь дать комментарий.

Дает возможность обратной связи.

Дают обратную связь

Регулятивные УУД:
самооценка усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка - 4 класс Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.

(УМКА «Перспективная начальная школа»)Цели:-  познакомить детей с особенностями спряжения глаголов бежать и хотеть,-  обратить внимание на правильность употребления форм этих глаголов...

Урок русского языка - 4 класс Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.

(УМКА «Перспективная начальная школа»)Цели:-  познакомить детей с особенностями спряжения глаголов бежать и хотеть,-  обратить внимание на правильность употребления форм этих глаголов...

Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть

Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть, ПНШ, закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов...

Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть

Презентация и урок по русскому языку для 4 класса по программе ПНШ...