Использование приема постановки «толстых» и «тонких» вопросов при работе с учебным научно-познавательным текстом
статья (4 класс)

Даммерт Людмила Николаевна

Статья об использовании одной из технологий критического мышления при работе с учебными текстами на уроках окружающего мира, ОРКСэ, и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_voprosah.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Даммерт Людмила Николаевна

учитель начальных классов,  воспитатель  

ГБОУ гимназии 446  Колпинского р-на Санкт-Петербурга

Использование приема постановки  «толстых» и «тонких» вопросов

 при работе с учебным научно-познавательным текстом

Сегодня я хочу обсудить с вами роль вопроса в познавательной деятельности школьников, необходимость развития умения задавать вопросы.

     Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Уже само происхождение слова «вопрос» в английском языке подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. Прежде чем задать вопрос, человек должен отделить известное ему от неизвестного, знание от незнания. Следовательно, вопрос «запускает» познавательную деятельность и способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему.

 Я хочу поделиться своим опытом использования приёма «толстых и  тонких вопросов» при работе с учениками начальных классов.

    Этот прием используется в технологии критического мышления.        Широко распространено мнение, что технология критического мышления применима для работы учениками старшей школы. Действительно, многие приемы данной технологии требуют быстрого формулирования своего мнения, предположений, аргументов, построения развернутых речевых высказываний, высокой скорости записи для их фиксации, что легче дается учащимся старшего звена. Однако, прием «тонких и толстых вопросов»  эффективно работает и в начальной школе, и в среднем и старшем звене, то есть является универсальным. Более того, по моему мнению, он как нельзя лучше помогает ученикам начальной ступени научиться работать с учебным текстом, научиться анализировать и  присваивать информацию, а также развивают мыслительные приемы анализа, синтеза, обобщения, что является метапредметными учебными умениями, которые позволяют осваивать текстовый материал на любом учебном предмете.

      Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление».

      На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

     Часто преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. В то же время, вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.

       Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, он сам сможет сформулировать цель, активизируя познавательную деятельность.

На этой стадии урока прием «толстых и тонких вопросов» является одним из эффективных.

      На стадии осмысления,  как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. С помощью данного приема происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Очень важно, что на этом этапе с помощью данного приема уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала, постепенно продвигаясь от знания «старого» к «новому», присваивая информацию.

       Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся с помощью данного приема закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Рефлексивный анализ должен быть  направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее).                 

  Задача учителя: вернуть учащихся к первоначальным « толстым и тонким» вопросам – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

     Таким образом, прием «толстых и тонких вопросов» актуален на любом этапе урока, а «умеющие мыслить, умеют задавать вопросы».

Итак, давайте подробнее обсудим этот прием.

Тонкие вопросы – это вопросы, требующие односложного ответа, определяющие знание или незнание фактического материала на стадии вызова и рефлексии, вопросы репродуктивного характера на стадии осмысления, работы с новым материалом.

Толстые вопросы – вопросы, требующие  развернутого подробного ответа, понимания взаимосвязей и закономерностей. Эти вопросы предполагают такие сложные мыслительные операции как анализ, обобщение, синтез информации как у отвечающего, так и у спрашивающего. Они наиболее ценны на каждом этапе урока, т.к. именно они позволяют поставить цели познания на этапе вызова, присвоить информацию на этапе осмысления, построить дальнейший маршрут изучения темы на этапе размышления осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию.

Работу над этим приемом целесообразно начинать с начальной школы.

        На первом этапе дети учатся задавать вопросы по таблице: сначала тонкие потом толстые, устно дополняя начало каждого вопроса, отдавая преимущество тонким вопросам, т.к. детям еще трудно давать ответы на проблемные вопросы, требующие определенного жизненного опыта. Этот прием возможно использовать на стадии вызова или рефлексии.

       На втором этапе школьники  самостоятельно записывают формулировки вопросов. Задача преподавателя показать разницу между тонкими, требующими однозначного ответа и толстыми вопросами, на которые  ответы могут быть разными по формулировке. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

      На третьем этапе дети вносят вопросы в таблицу и затем задают их друг другу в паре или группе, обмениваясь мнениями. На этом этапе  возможно использование данного приема на стадии осмысления - знакомства с новой информацией, на стадии рефлексии, закрепления информации. Если дети достаточно уверенно овладели этим приемом, при его использовании на уроке можно давать ученикам временное ограничение на работу по составлению вопросов.

На стадии осмысления или рефлексии во время урока можно использовать этот прием, организуя работу в парах сменного состава.

Мы называем эту технику «Эскалатор»- движение одного варианта учеников, относительно другого. Ученики сидят за партами в парах. Они заготавливают определенное количество вопросов тонких и толстых, которое задают в паре друг другу. В табличке фиксируют фамилию того, кто отвечал и количество вопросов, ответ на которые был дан верно.

Затем по сигналу пары меняются - ученик с первой парты уходит на последнюю, на его место садится ученик со второй, за вторую – с третьей и т.д.

Таким образом, каждый ребенок услышит больше разных вопросов, большее количество раз даст ответ на разные вопросы, воспроизводя, прорабатывая, анализируя информацию, происходит формирование собственной позиции. Стадия рефлексивного анализа предполагает осмысление того, что стало присвоенным знанием, а что еще осталось неизвестным, помогает выстроить дальнейший маршрут обучения.

    Итак, технология критического мышления и прием «толстых и тонких вопросов» дает возможность создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка по внеурочной работе в области научно- познавательной деятельности: занимательная математика

Материал:1 класс: задачи-смекалки (не менее 5), задачи-шутки (не менее 5) , ребусы (не менее 5), шарады (не менее 5)2 класс: задачи-смекалки (не менее 5), задачи-шутки (не менее 5) , ребусы ...

Методическая копилка по внеурочной работе в области научно- познавательной деятельности: занимательная математика

      Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию подборку заданий на смекалку для использования на уроках с учениками младшего школьного возраста.       Счи...

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика...