Технология «проектного обучения»
статья (3 класс)

Это статья раскрывает главные аспекты технологии "Проектное обучение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnogo_obucheniya.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «проектного обучения»

Под «проектом» мы понимает выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. [14]

Для проекта характерно следующее:

•        тема и проблема исследования не повторяется;

•        проект имеет заранее сформулированную цель;

•        проект имеет определенное начало и конец;

•        проект ограничен во времени и средствах;

•        проект сложен в поиске решения проблемы и в выполнении;

Проект нацелен на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая актуальна и требует специальных подходов к ее реализации:

•        создание проектной группы или образования творческого коллектива для решения проблемы на начальных этапах;

•        управление (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству и срокам).

Многие проекты могут осуществляться наряду с обычной повседневной деятельностью. Вместе с тем реализация проекта нередко требует организации рабочей группы. [17]

Проекты могут выполняться различным числом участников. Инициативные проекты, как правило, осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными. Срок выполнения проекта устанавливает учитель, он может длится от 1 дня до 1 года.

Каждый проект, как и урок должен иметь определенное содержание. Проекты имеют следующее содержание:

1)        проблема, на решение которой направлен проект;

2)        задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;

3)        предлагаемые методы и подходы, общий план работ на весь срок выполнения работы;

4)        ожидаемые результаты;

5)        теоретическая информация, наиболее близко относящаяся к предлагаемому проекту;

6)        перечень и характеристика имеющегося оборудования. [13]

Таким образом, проект исследований обеспечивает их соответствие проблеме и использование наиболее экономных процедур.

Не существует единого, стандартного и точного метода выполнения исследований. Исследования не начинают до тех пор, пока не найден наиболее правильный подход, так как существует множество как эффективных, так и неэффективных решений проблемы. Поэтому, не существует и единого оптимального проекта.

В зависимости от основной задачи все проекты можно подразделить на три группы: разведочные, описательные и каузальные.

Разведочный проект – это проект, в котором основное внимание уделяется генерации идей и сбору информации, помогающей понять проблему. Он особенно полезен для разбиения широкой и неопределенной формулировки проблемы на небольшие и более конкретные формулировки подпроблем. Основной упор в разведочном исследовании делается на поиске идей и информации, помогающей понять проблему. [13]

Описательный проект – это проект, в котором основное внимание уделяется определению частоты возникновения того или иного события или установлению взаимоотношений между двумя переменными. Описательное исследование, как правило, связано с определением частоты появления того или иного события или взаимоотношения между двумя событиями. В основе его лежит гипотеза. [13]

Казуальный проект – это проект, в котором основное внимание уделяется установлению причинно-следственной связи. [13]

Вид проекта определяется исходя от того, какую задачу мы поставили перед собой. Задачи работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца. Чтобы определить задачи работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?». Задачи записываются сразу после цели. Обычно задачи проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Каждый проект имеет свою структуры или этапы. Стадии работы над проектом - это «четыре П»: 

Погружение — Планирование (организация) — Поиск информации — Презентация.  Так же данные стадии можно представить в виде таблицы (Табл. 1), где подробно можно указать деятельность учителя и обучающегося на каждом этапе работы над исследовательским проектом. [19]

Табл. 1 «Этапы деятельности»

Учитель

Ученики

1-й этап (погружение)

Формулирует:

Осуществляют:

1.

проблему

личностное присвоение проблемы

2.

сюжетную ситуацию

вживание в ситуацию

3.

цель и задачи

принятие, уточнение и конкретизацию целей и задач

2-й этап (организация деятельности/планирование)

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

4.

организовать группы

разбивку на группы

5.

распределить роли в группах

распределение ролей в группе

6.

спланировать деятельность по решению задач исследования

планирование работ

7.

возможные формы презентации результатов

выбор формы и способа презентации результатов

3-й этап (осуществление деятельности/поиск информации)

Активно не участвует:

Работают активно и самостоятельно:

8.

но консультирует обучающихся по мере необходимости

каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9.

ненавязчиво контролирует

консультируются по необходимости

10.

дает новые знания, когда его ученики просят об этом

«добывают» недостающие знания

11.

репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

готовят презентацию результатов

4-й этап (презентация)

Принимает отчет:

Демонстрируют:

12.

обобщает и резюмирует полученные результаты

понимание проблемы, цели и задач

13.

подводит итоги

умение планировать и осуществлять работу

14.

оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др.

найденный способ решения проблемы

15.

акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе на общий результат и др.

рефлексию деятельности и её результата, дают взаимооценку деятельности и её результативности

Этапы проекта не могут быть поменяны местами, так как это нарушит целостность всего проекта и может повлиять на итоговый результат (продукт). В рамках организации проекта, проблема с обучающимися ставится совместно и, чтобы её решить нужно пройти через каждый этап. Сначала выявить её, затем построить ход работы над решением данной проблемы, а затем подбирать теоретический материал, который помогает нам решить её. На каждом этапе проекта обучающийся осуществляет определенную деятельность, которая может быть направлена на решение проблемы в рамках проекта.

Первый этап проекта – это погружение. На данном этапе учитель совместно с учащимися формулирует проблему, тему, цель и задачи будущего исследования, а соответственно обучающийся здесь способен проявить свою индивидуальность и понять для чего нам нужно создание данного проекта.

Второй этап проекта – это организация деятельности. На данном этапе обучающиеся делятся на группы, либо работают индивидуально, планируют свою работу и форму, в которой они будут представлять свой проект.

На третьем этапе обучающиеся уже осуществляют свою деятельность, то есть ищут необходимую им информацию, выбирают самое главное, делают выжимки.

На заключительном этапе проходит презентация проектов. На данном этапе обучающиеся представляют свои проекты всему классу, оценивают себя и своих одноклассников, отвечают на поставленные им вопросы, после защиты своих проектов.

Таким образом, мы можем сказать, что при организации исследовательских проектов мы можем решить какую-то определенную проблему, которую мы ставим совместно с обучающимися для решения. Подробное прохождение этапов и разнообразные виды деятельности на каждом из этапов позволяют нам это реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

Технология проектного обучения.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это н...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».

Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...

«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения.

laquo;Современные образовательные технологии».Технология проектного обучения....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...