Реализация идей контекстного анализа и контекстного обучения в начальной школе
статья

Сегодня учителя начальной школы знакомы с ситуацией, когда будущий первоклассник, демонстрируя интеллектуальную готовность к школе, совершенно не подготовлен к ней психологически. В то время как именно эмоциональная, личностная и социальная зрелость являются залогом успешного обучения в современной школе. Под психологической готовностью ребенка к обучению в школе понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация идей контекстного анализа и контекстного обучения в начальной школе

Н. А. Казунина,

МАОУ гимназии № 18,

г. Нижний Тагил

Можно потратить много усилий и времени,

чтобы начать новое дело.

Но если вам удалось его запустить,

то уже никто и ничто

не смогут его остановить.

Кроме вас самих 

Бодо Шефер 

Сегодня учителя начальной школы знакомы с ситуацией, когда будущий первоклассник, демонстрируя интеллектуальную готовность к школе, совершенно не подготовлен к ней психологически. В то время как именно эмоциональная, личностная и социальная зрелость являются залогом успешного обучения в современной школе. Под психологической готовностью ребенка к обучению в школе понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками. В основе этих причин лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Очевидно, что учебные занятия с ребенком должны быть организованы в соответствии с его актуальными возможностями. Согласно закону «Об образовании» в РФ, обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. Закон ориентирован на паспортный возраст и не учитывает школьную зрелость ребёнка. К сожалению, в классах мы часто наблюдаем проявления незрелости. Следовательно, проектируя учебный процесс, мы должны начинать с контекстного анализа. В психологии понятие «контекст» тождественно понятию «ситуацию» и представляет собой систему условий, побуждающих субъекта и опосредующих его активность. Чем больше мы знаем о настоящем, тем легче можем просчитать или предугадать будущее. Антиципация как опережающее отражение возникает под влиянием контекстов[1].

В  основе  стандартов  второго  поколения  заложена  идея контекстного обучения, весьма актуальная и в начальной школе. Она предполагает проектирование образовательного процесса в соответствии с особенностями детского коллектива (в зоне ближайшего развития); интеграцию различных видов деятельности; активные формы обучение и контекстное содержание.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Однако, очевидно, что невозможно всем первоклассникам, едва перешагнув порог школы, поменять игру на учебную деятельность в один миг. Для этого требуется время, а учебный процесс уже идёт. Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера  между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к «премудростям» школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которая возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. Мы используем следующие активные методы в контекстном обучении:

творческие мастер-классы носят обучающий характер, формируют навыки работы с батиком, мозаикой, изготовления витражей, валяния из шерсти и даже строительство снежной фигуры с известным скульптором города;

учебные экскурсии, которые позволяют проводить изучение предметов, процессов, явлений в естественных условиях;

театрализацию на английском языке;

социальное проектирование;

легоконструирование

Основная идея контекстного обучения состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их самостоятельно в процессе исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу так, чтобы они сами «додумались» до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Контекстное содержание складывается из учебных проектов, проблемных ситуаций, практико-ориентированных заданий. Обязательным фактором при выборе темы проекта должен быть интерес ребёнка, т.к. процесс погружения в тему исследования возможен только через познавательный интерес ученика. Проблемные ситуации на уроке способствуют появлению эмоционального отклика ученика, который возникает или в ситуации «удивления», или в ситуации «затруднения», как показано в таблице:

Таблица 1

Типология приемов проблемных ситуаций

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи, то есть практико-ориентированные задания. Например:

школьник представляет себя капелькой и по схеме «Круговорот воды в природе» придумывает сказку об увлекательном путешествии;

у младшего брата на калькуляторе сломалась кнопка с цифрой «9». Объясни брату, используя приёмы вычислений, как найти значение выражения 57+29 на этом калькуляторе.

В практике работы учителя начальных классов возможно создание банка практико-ориентированных заданий, где все задания можно включать в таблицы:

Таблица 2

Примеры практико-ориентированных заданий

Общая характеристика задания

Формируемая компетентность

Стимул

Задачная формулировка

Источник информации

Задание по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме «Круговорот воды в природе»

 Учебно-познавательные компетенции

Представь, что ты капелька и путешествуешь по миру благодаря законам природы.

Внимательно рассмотри схему «Круговорот воды в природе» и придумай сказку об увлекательном путешествии твоей капельки.  

 Учебник окружающего мира с.48 (схема «Круговорот воды в природе»)

Задание по математике для учащихся 2 класса по теме «Приёмы вычислений»

Учебно-познавательные компетенции

Твой младший брат умеет складывать двузначные числа только на калькуляторе. Но у брата кнопка «9» калькулятора заедает, она не нажимается.

Объясни брату, используя приёмы вычислений, как решить 57 + 29 на его калькуляторе?

Учебник математики 2 класс (часть1) с.30, 32. «Приёмы вычислений»

Таким образом, идея контекстного обучения в начальной школе исходит из контекстного анализа. С этой позиции учебный процесс в  школе является одним из проявлений социальной практики, отражая все то, что существуют сегодня в реальной жизни. В результате именно в процесс анализа проблемных ситуаций школьник формируется как личность.

Литература

  1. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности/ В. А. Петровский. – М.: Издательская группа USSR. – 1996. – 512 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.

В современной школе необходимо создать условия  для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...

Реализация идей здоровьесбережения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Реализация идей здоровьесбережения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (сообщение на заседании методического обьединения учителей начальных классов, 2010 год)...

ФГОС НОО в реализации развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа»

Описан опыт работы по новым ФГОСНОО по программе "Перспективная начальная школа" за 1-2 классы....

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Составление и решение контекстных задач в начальной школе

Из опыта работы по составлению и ирешению контестных задач туристическо-краеведческой направленности  на уроках математик и внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....