Особенности обучения шахматам в первом классе общеобразовательной школы.
статья (1 класс)

Сергеев Александр Яковлевич

В статье рассматриваются особенности обучения шахматам в первом классе общеобразовательной школы. Приводится примерный учебный план занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_obucheniya_shahmatam_v_pervom_klasse.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения шахматам в первом классе

общеобразовательной школы.

Общие цели и задачи обучения могут быть сформулированы следующим образом.

Цель занятий: формирование полноценной личности ребенка с развитыми творческими способностями через овладение шахматным искусством и личностными качествами, позволяющими, добиваться успеха в учебе и жизни.

Исходя из этого, в процессе обучения ставятся следующие задачи:

Образовательные задачи

-изучение основ шахматной игры

-приобретение углубленных знаний по стратегии и тактике шахмат.

Развивающие задачи

-развитие внимательности и наблюдательности.

-развитие творческого воображения и фантазии

-развитие уверенности в себе

Воспитательные задачи

-воспитание волевых качеств: целеустремленности и настойчивости

-привитие культуры общения в коллективе, взаимоуважения и толерантности

-развитие чувства коллективизма

Виды занятий

- лекции и практика (в виде разбора шахматных позиций и партий, решения задач, тренировочных и официальных соревнований).

Ожидаемые результаты:

усвоение основ теории и практики шахматной игры с контролем в виде итоговых соревнований.

Особенностью этих занятий является отсутствие предварительного отбора. Делается попытка обучения всех учеников первого класса, находящихся на продленном дне. Для того, чтобы она была успешной, необходимо учесть следующее: часть учеников уже знакомы с шахматами в семье, другая же, часто большая часть, сталкивается с шахматами впервые. Задача преподавателя сделать так, чтобы у первых не пропал интерес, а у вторых он пробудился.

С этой точки зрения полезно условно разделить учащихся на две подгруппы – знакомых с шахматами и начинающими. В первой подгруппе большее внимание следует уделить, в особенности на первом этапе, индивидуальным заданиям и практическим занятиям. Во второй подгруппе – объяснениям азов теории шахмат. При этом программа обучения сохраняется общая для всех учащихся. Эта программа была сформирована на базе методических разработок автора:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/09/02/metodicheskie_rekomendatsii_po_obucheniyu_shahmatam.docx

Рекомендуемый учебный план:

№п/п

 

Раздел программы

 

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводные занятия. Основы правил игры и проведения соревнований

16

15

1

1.1

Цель и задачи шахматных занятий

2

2

 

1.2

История шахмат

2

2

 

1.3

Техника безопасности учебного процесса

1

1

 

1.4

Основные понятия: шахматная доска и фигуры

3

2

1

1.5

Правила игры

2

2

 

1.6

Шахматная нотация

2

2

 

1.7

Сравнительная ценность фигур

2

2

 

1.8

Мат и пат

2

2

 

2

Элементы шахматной тактики и стратегии

18

14

4

2.1

Рокировка

2

2

 

2.2.

Мат двумя ладьями

2

2

 

2.3

Мат ферзем и королем

2

2

 

2.4

Тренировочные партии

2

 

2

2.5

Мат на последней горизонтали

2

2

 

2.6

Проходная пешка

2

2

 

2.7

Тренировочные партии

2

 

2

2.8

Помощь короля при движении пешки

2

2

 

2.9

Разбор позиций

2

2

 

3

Элементы шахматной тактики и стратегии

16

8

8

3.1

Мат ладьей и королем

2

2

 

3.2

Мат двумя слонами и королем. Инструктаж по Т Б

2

2

 

3.3

Тренировочные партии

2

 

2

3.4

Разбор типовых позиций

2

 

2

3.5

Решение простых задач

2

 

2

3.6

Тренировочные партии

2

 

2

3.7

Мат на последней горизонтали, особенности

2

2

 

3.8

Мат ладьей и королем, повторение

2

2

 

4

Элементы шахматной тактики  

16

10

6

4.1

Шахматная тактика в тренировочных партиях

2

 

2

4.2

Мат в один ход

2

2

 

4.3

Тренировочные партии

2

 

2

4.4

Разбор позиций

2

 

2

4.5

Элементы тактики

2

2

 

4.6

Двойной удар ферзем

2

2

 

4.7

Двойной удар пешкой

2

2

 

4.8

Двойной удар конем

2

2

 

5

Простые комбинации

44

34

10

5.1

Тренировочные партии

2

 

2

5.2

Вскрытый шах.  

2

2

 

5.3

Разбор партий

2

2

 

5.4

Превосходство по количеству ударов

2

2

 

5.5

Двойной удар слоном

2

2

 

5.6

Двойной удар ладьей

2

2

 

5.7

Уничтожение защиты

2

2

 

5.8

Связка

2

2

 

5.9

Разбор партий

2

2

 

5.10

Освобождение поля

2

2

 

5.11

Тренировочный турнир

2

 

2

5.12

Отвлечение

2

2

 

5.13

Завлечение

2

2

 

5.14

Тренировочный турнир

2

 

2

5.15

Перекрытие

2

2

 

5.16

Тренировочный турнир

2

 

2

5.17

Слабость крайних горизонталей

2

2

 

5.18

Продвинутая пешка

2

2

 

5.19

Тренировочный турнир

2

 

2

5.20

Комбинация на ничью

2

2

 

5.21

Блокировка. Инструктаж по Т Б

2

2

 

5.22

Разбор партий

2

2

 

6

Принципы игры в дебюте

18

10

8

6.1

Классификация шахматных начал

2

2

 

6.2

Тренировочный турнир

2

 

2

63

Основы игры в дебюте

2

2

 

6.4

Тренировочный турнир

2

 

2

6.5

Дебютные ошибки

2

2

 

6.6

Тренировочный турнир

2

 

2

6.7

Итальянская партия

2

2

 

6.8

Тренировочный турнир

4

 

4

6.9

Другие дебюты

2

2

 

7

Основы игры в эндшпиле

12

10

2

7.1

Тренировочный турнир

4

 

4

7.2

Отдаленная проходная

2

2

 

7.3

Правило квадрата

2

2

 

7.4

Оппозиция

2

2

 

7.5

Превращение фигур

2

2

 

7.6

Патовые комбинации

2

2

 

 

Итого 

144

101

43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

Тема обучения иностраному языку в начальной школе остается актуальной уже долгое время. Некоторые особенности процесса обучения затронуты в этом выступлении , подготовленном для городского МО учителей...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе

Перед учителем английского языка  в начальной школе стоит сложная задача не только сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению иностранного языка, но и заложить прочные основы для его д...

Особенности обучения леворуких детей в начальной школе

Особенности обучения леворуких детей        Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть  человечества – пр...

статья "Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю"

Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю...

Особенности обучения младших школьников в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС НОО

При обучении школьников в объединенных классах структура урока имеет ряд особенностей, трудностей, отличающих его от уроков в традиционных классах. В условиях малокомплектной школы требований ФГ...

Особенности обучения предмету «Технология» в начальной школе

Основная задача предмета – обучить учеников знаниям и их применению в повседневной жизни и пользоваться разными источниками информации. Нужно у ученика развивать рефлексивные способности и умени...

"Особенности обучения аутичных детей в начальной школе"

      У нас в стране до настоящего времени для детей-аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе больниц (в системе Здравоохранения). Однако, по мнению ведущих спец...