Система опыта работы
статья

Наталья Николаевна Пазникова

Система опыта рабооты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание системы работы343.66 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы опыта работы учителя начальных классов
МБОУ «ЦО №32 имени генерала Ивана Васильевича Болдина»
Пазниковой Натальи Николаевны

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования мотивации.

Проблему положительной мотивации у школьников я начала изучать 2,5 года назад. Проведя наблюдения, я обратила внимание, что, чем старше становятся дети, тем ниже опускается уровень положительной мотивации. Это подтвердило и анкетирование на начало 4 класса.

Как известно, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а, в конечном счёте, к совершению подростками правонарушений. Поэтому, целью моей работы я поставила создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у младших школьников и, как следствие, повышению результативности обучения. Для обеспечения этой цели были сформулированы следующие задачи:

  • Способствовать  формированию мотивации  к обучению и познанию;
  • продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
  • повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
  • формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
  • развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

В основу моего педагогического опыта легли  принципы:

  • принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  • принцип сознательности и активности обучаемых;
  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип системности.

Щукина Г.И., одна из ведущих разработчиков проблемы формирования устойчивой мотивации в процессе учебы считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
  • методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

В своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы, приёмы и методы повышения учебной мотивации, учитывая факторы, влияющие на её формирование.

Факторы, влияющие на формирование учебной мотивации

 

Для создания эмоциональной атмосферы, я стараюсь использовать следующие приёмы:

  • По возможности стараюсь на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  • Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
  • Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами преподаваемого. (Например, часто использую зрительные диктанты, упражнения на внимание, кинезиологию и т.д.)
  • Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы одного курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Для формирования ситуации успеха наиболее часто использую приём “Следуй за нами”.
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. Так как в этом возрасте дети часто повторяют друг за другом, любят принимать участие в групповых соревнованиях, то этот приём, на мой взгляд,  наиболее подходит для создания «общей радости». Так же практикую метод похвалы, что значительно повышает активность учащихся и необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания я вначале подвожу ребенка к пониманию общей цели, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Важно, чтобы эти цели были реально достижимы. Использую для этого специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Примерное содержание таких заданий:

- определите собственные цели урока (его этапа);
- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на уроке;
- определите важность, значимость изучаемого материала;
- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;
- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);
- определите способ решения своей учебной задачи;
- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;
- определите свои затруднения во время занятия;
- представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.

Использование игровых технологий превращают обучение в творческую лабораторию. Для младших школьников, с учётом их возрастной психологии, наиболее подходят ролевые игры. Например, игра «Почтальон» не требует особой подготовки. Для её проведения нужно: конверты, с вложенными заданиями, и сумка почтальона. Игра «Аукцион» предполагает наличие детского молоточка. «Покупатели» рассказывают по заданной теме. После ответов учащихся учитель спрашивает «Кто больше?» Последний отвечающий становится обладателем приза. В зависимости от класса и предмета можно использовать следующие задания: рассказать об имени существительном, рассказать о витаминах и т.д. Интересна ребятам и игра «Вопрос-ответ». Учитель задаёт вопрос ученику и кидает ему мягкий мячик. Если ответ правильный, ребёнок задаёт свой вопрос и кидает другому учащемуся и т.д. Если ответ неправильный мячик возвращается к учителю. На уроках окружающего мира при изучении связей в живой природе, можно использовать игру «Сеть». Распределяются роли, и с помощью клубочка ниток формируется цепь питания. Также использую театральные мини-постановки и сценки, проектный метод и др. Тесная связь с родителями, их участие вместе с детьми во внеклассных мероприятиях,  позволяет сделать школьную жизнь детей более увлекательной и поднимает самооценку учащихся.

                   

       Зрительный диктант                        

Большое значение для формирования положительной мотивации имеет дифференцированный подход. Наиболее часто я использую дифференциацию по уровню трудности. Так как учащиеся моего класса имеют очень разные уровни развития, то применяю дополнительные сборники и задачники (есть у каждого ребёнка), позволяющие подобрать соответствующий материал. В тоже время,  трое очень медлительных детей не успевают сделать работу вместе со всеми. Для них использую карточки с меньшим объёмом заданий. Использование такого подхода, основанного на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности.

Индивидуальные особенности учащихся, задействую и при групповых и парных формах работы на уроке.  Основная идея этих приёмов заключается не только в том, что учащийся несет ответственность за результаты группы в целом, но прежде всего в том, что каждый учащийся ощущает свой индивидуальный вклад и видит свой очевидный прогресс в обучении, что качественно изменяет его мотивацию.

Применение на уроках презентаций, с красочными иллюстрациями, видео-фрагментами также помогает создать на уроке особую эмоциональную атмосферу,   уроки становятся более наглядными и интересными, что положительно сказывается на повышении учебной мотивации.

Таким образом, проводя целеноправленное изучение мотивации и её влияние на повышение качества знаний удалось достичь следующих результатов:

  • повышение мотивации  к обучению и познанию;
  • повышение уверенности в себе у  учащихся;
  • создание атмосферы эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
  • повышение качества знаний учащихся.

Анкетирование на конец года показало качественный рост уровня учебной мотивации в 4 классе:

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Источники информации:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/18/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-i-ee-formirovanie-v-mladshem
  2. http://www.libpsyx.ru/?Article=78  
  3. http://school11.tomsk.ru/motiv
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2011/11/06/gruppovaya-forma-raboty-na-urokakh-v
  5. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся. – под ред. В.Г. Моньева, С.А. Бешкова, И.И Борисова, М.А. Ефимова. М. изд. НГПИ. 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

Описание системы опыта работы. Конкурс "Профессионал - 2015"

Описание системы опыта работы. Конкурс "Профессионал - 2015"Автор: Бунина У.А....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...