Мотивация обучающихся средствами интерактивных технологий
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Колбасина Елена Сергеевна

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.

Среди причин, определяющих уровень развития мотивации, видятся следующие:

  • особое построение образовательной системы, в рамках которой осуществляется учебная деятельность;
  • специальная организация образовательного процесса;
  • субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими и т. д.);
  • субъектные особенности педагога, прежде всего, система его отношений с учеником;
  • специфика учебного предмета;

Среди множества способов, позволяющих влиять на уровень учебной мотивации ребенка, наиболее современными и актуальными в условиях реализации ФГОС НОО, являются интерактивные технологии.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» - inter (взаимный), act (действовать). Интерактивные технологии обучения – это организация процесса обучения, в котором организовано участие каждого ребенка в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе обучающего познания.

На наш взгляд, необходимо разграничить понятия «технология» и «форма» интерактивного обучения. К примеру, работа в парах, широко применяемая на уроках в школе, – это форма обучения, поскольку является внешним выражением «согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме». А педагогическая технология — это все-таки «содержательная техника реализации учебного процесса».

Поэтому предлагаемые разными авторами «интерактивные технологии» мы разделила на две группы: формы интерактивного обучения (как мы делаем) и технологии интерактивного обучения (что мы делаем).

Интерактивные формы обучения, как правило, используются на этапах «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону», «Включение в систему знаний и повторение», «Рефлексия учебной деятельности на уроке». Этапы выделены в соответствии с технологией деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.

Опишем некоторые формы и технологии интерактивного обучения.

Работа в парах. Обучающиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, в зависимости от скорости выполнения заданий имеют возможность смены пар. Иногда дети разбиваются на пары таким образом: каждый берет себе одну часть картинки (открытки) и находит свою вторую половинку, в течение 5 мин обменивается информацией по предложенной теме. Очень важно давать партнерам для обмена информацией ограниченное количество времени – это побуждает участников к диалогу, к проявлению умения слушать и слышать. Далее парам поочередно предлагается оперативно представить полученную информацию, причем, каждый участник передает не свою мысль, а идею собеседника. В завершение работы проводится рефлексия состоявшегося взаимодействия.

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Как результат, происходит активное взаимодействие участников движения, дающее возможность общения с большим количеством партнерами.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают заданную ситуацию в круге, а остальные наблюдают за ними и анализируют результаты взаимодействия. Применение данной технологии на уроках способствует возникновению у школьников внутренней мотивации поведения, осознанию ценности толерантности, коррекции собственных стереотипов восприятия и поведенческих установок. Указанная технология позволяет во время дискуссионного обсуждения создать условия, обеспечивающие благоприятный психологический климат в классе через соблюдение принципа открытого диалогового пространства для каждого из участников процесса обучения.

«Дерево решений». Класс делится на три или четыре группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий без критики и исправлений уже имеющихся на листе записей.

Технология «Карусель». Дети образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это стоящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики, через каждые 30 секунд передвигающиеся по часовой стрелке. Таким образом за несколько минут они успевают проговорить несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника, что формирует толерантность и умение слушать другого, способствует закреплению изученного материала. Главная задача технологии «Карусель» – создать условия для интенсивного общения обучающихся с большим количеством партнеров. Применяется технология для обсуждения какой-либо острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний (например, понятий, идей), для развития идей аргументировать собственную позицию, для преодоления барьеров общения. Также этот метод подходит для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.

Интерактивные технологии существенно влияют на мотивационную сферу обучающихсяЭто предположение подтверждается результатами ежегодной психолого-педагогической диагностики, демонстрирующей качественное изменение ситуации.

Учителю интерактивные технологии помогают:

  • делать учебный процесс разнообразным с точки зрения различных форм и технологий обучения, позволяющих достигать многоплановые цели, сформулированные в виде результатов образования;
  • повышать интенсивность учебного процесса;
  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять свои творческие способности;
  • вовлекать пассивных детей в процесс обучения, делать его для них понятным и привлекательным;
  • структурировать самостоятельную работу обучающихся;
  • обеспечивать моментальную обратную связь;
  • объективно оценивать действия учащихся;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

Таким образом, использование интерактивных технологий способствуют повышению мотивации школьников к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние ИКТ технологий и ЦОР на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся на уроках русского языка

В сообщении содержатся основные аспекты применения ИКТ технологий и ЦОР на уроках русского языка в целях приобщения обучающихся к современным информационным технологиям....

Мотивация обучающихся средствами интерактивных технологий

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности....

Игровые образовательные технологии, способствующие развитию мотивации обучающихся

      В современных условиях особенно актуальными целями образования становятся адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего ус...

Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся

Описание   современных педагогических  технологий позволит  использовать их в своей учебной деятельности, что будет способствовать повышению  учебной и творческой мотивации об...

Статья " Обучение проектированию на уроках технологии как средство повышения мотивации обучающихся".

Статья-эссе содержит в себе попытку структурировать информацию по заданной теме в максимально сжатом виде.Это один из авторских подходов и нестандартный взгляд на педагогическую деятельность....

Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся

Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относится проблема развития ...

Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся

Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, повышают познавательный интерес...