Система оценивания образовательных достижений
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Хаблак Елена Александровна

 - Положение о системе оценивания образовательных достижений

 - ДОКЛАД на МО "Формирование контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся в начальнй школе"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подготовила Хаблак Е.А.          

ДОКЛАД на МО

Формирование контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся в начальнй школе.

Нашему обществу нужны современные образованные, предприимчивые  люди, которые могут самостоятельно принимать решения, предвидя последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные.

      Для того чтобы воспитать таких людей, мы должны последовательно решать задачи начального этапа –сформировать учебную самостоятельность. Центром её развития и основной формой проявления и является контрольно-оценочная самостоятельность.        Целеустремлённая работа учителя должна быть направлена на становление у ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений.          Понимая важность этой проблемы и изучив опыт коллег я ввела в практику развёрнутую систему оценочных взаимоотношений. Моей целью стало помочь ребёнку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны – столь же здоровую самокритичность (без самоедства). Считаю, что школьная система оценивания, должна осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, а на определённом этапе – и об общем уровне её выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем чтобы он мог обратить на них особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных целей; ориентировать ученика на успех, в том числе связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих; отражать достижения всех детей, а не только ограниченной группы учащихся; отмечать с её помощью даже незначительные успехи учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения).

     Подробно изучив опыт Е.Г Кузьминой я предлагаю применить план работы по развитию контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся

План работы по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Рейтинговая контрольная работа.(проводится в конце изучения темы или четверти)

Рейтинговая контрольная работа.(проводится в конце изучения темы или четверти)

Рейтинговая контрольная работа.(проводится в конце изучения темы или четверти)

Рейтинговая контрольная работа.(проводится в конце изучения темы или четверти)

«Подиум» (место для презентации детских работ)

«Подиум» (место для презентации детских работ)

«Подиум» (место для презентации детских работ)

«Подиум» (место для презентации детских работ)

«Карта успеха»+ «диагностика самоконтроля» (словесная оценка учителем)

«Карта успеха»+ «диагностика самоконтроля» (ученики сами называют ошибки, ищут правила в учебнике, делают работу над ошибками)

«Карта успеха»+ «диагностика самоконтроля» (ученики определяют тему и отмечают допущенную ошибку)

«Карта успеха»+ «диагностика самоконтроля» (ученики определяют тему и отмечают допущенную ошибку, приводят свои примеры)

«Рефлексивна карта ученика»

«Рефлексивна карта ученика»

«Рефлексивна карта ученика»

Портфолио ученика

Портфолио ученика

Презентация исследовательских работ

Презентация исследовательских работ

Портфолио ученика

Олимпиады по предметам

 1. Рейтинговая контрольная работа. Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Публикация рейтинга важна для родителей и детей. Их волнует не только то, продвигается ли ребёнок в усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его результаты по сравнению с другими детьми. Родителям рейтинг демонстрируется уже в 1м классе, а для детей он вводится позднее. Время открытия рейтинга для детей определяет учитель. Рейтинговая контрольная работа используется нечасто. Как итоговая работа она может быть проведена в конце изучения большой темы и в конце четверти. Непременное условие – рейтинг должен быть анонимным. Результат демонстрируется на родительском  собрании или при индивидуальном собеседовании.

2. «Подиум». Это место для представления детьми выполненных работ перед классом, показ как он делал задание.

3. «Карта успеха» + методика «диагностика самоконтроля». «Карта успеха» работает на ученика, позволяет дифференцированно подойти к оцениванию, формирует его самостоятельность и ответственность. На начальном этапе в 1-м классе вводится словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, умный вопрос или творческое проявление. По мере того как у ребят накапливается учебный опыт, определённые знания и умения, им становится мало словесных оценок. Постепенно учитель во 2-м классе вводит разбор ошибок, допущенных учениками, выписывает их на доску и предлагает создать игровую ситуацию. Затем ребёнок ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно даёт совет, о чём нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, например какое правило повторить. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике, объясняет свою ошибку. Подобная работа завершается самооценкой и рекомендациями – «советами самому себе».       Особое внимание на уроке необходимо уделять совместному определению критериев оценивания различных видов работ, на что тратится 3–4 минуты, но это время окупается: учащиеся становятся участниками процесса оценивания. Ребёнок оценивает свою работу сразу после её выполнения. Такая самооценка прежде всего стимулирует ученика к самоконтролю: «Оцени, верно ли ты выполнил задание. Если верно, то поставь знак "+", а если допустил ошибку, то поставь "-"». В 3-м и 4-м классах работа с «Картами успеха» усложняется. Ученики в специальных тетрадях записывают основные темы программы и отмечают, как они справились с работой: безошибочно или допустили ошибки, сколько и на какую орфограмму, числовое выражение, задачу. Эта работа позволяет ученику чётко видеть не усвоенные и неотработанные умения. Методика «диагностика самоконтроля» подразумевает отслеживание развития навыков самоконтроля. Методика эта трудоёмка, так как применяется индивидуально. Используемый материал – карточки с заданиями типа: текст с грамматическими или орфографическими ошибками на изученное правило; математическая задача с неправильным решением.

4. «Рефлексивная карта ученика». Каковы цели её составления? Для учителя – это средство оценивания интеллектуальных проявлений ребёнка, уровня овладения им предметными знаниями, умениями, навыками. Для ребёнка эта карта помогает дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы. «Рефлексивная карта» представляет собой листы бумаги – они вклеиваются в дневник ученика, где отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения. Набор рубрик, вносимый в карту, составляется учителем. Чтобы этот набор стал понятным и осмысленным для детей, необходима специальная работа. Так, в начале изучения каждой темы учитель совместно с учащимися определяет, что дети должны усвоить и уметь в результате. При проверке выполненных заданий акцент делается на том, на развитие каких умений они направлены. В конце каждой четверти ученик (ему эту работу помогает выполнить «Карта успеха») и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки. Например: ! – знаю или умею очень хорошо; * – иногда ошибаюсь; ? – пока самостоятельно не выполняю. ( или определяется цвктом)

Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит свои коррективы. В конце учебного года карта должна быть вложена в «Портфолио ученика». «Рефлексивная карта» даёт учителю возможность контролировать процесс овладения учащимися определёнными умениями и навыками, однако работа с ней может стать формальной, если не приучать детей к самоанализу.  

5. «Портфолио ученика». Цель составления портфеля учебных достижений для ученика – выработка положительной мотивации и интереса к учению, развитие самоанализа и самооценки. Материал собирают сами дети, обсуждая его с учителем и родителями. Элементы портфолио переходят вместе с учеником из класса в класс. На одном из заседаний методического объединения были утверждены разделы, из которых должен состоять портфолио.

Это оглавление, работы учащихся по русскому языку и математике (итоговые контрольные работы, тестовые и зачётные работы, лучшие тетради), творческие работы (лучшие сочинения, изложения, рассказы и стихи собственного сочинения), образцы художественного и технического творчества (лучшие рисунки, поделки), исследовательские проекты, «Карта успеха», достижения (различные грамоты, дипломы, наградные листы). Весь материал ученики собирают в папку с прозрачными файлами.

Работа по технологии портфолио позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании их самооценки, определить преобладающую мотивацию ребёнка.

 6. Презентация исследовательских проектов. Оформление результатов проектов происходит в виде газет, рефератов, сборников задач, сценариев праздников и т.д. Система работы по развитию умений самооценки даёт положительные результаты. Педагогическая диагностика (качественный и количественный мониторинг достижений обучающихся по каждому предмету) позволяет видеть успехи и трудности не только каждого учащегося в отдельности, но и класса в целом, а также вести конструктивный диалог с родителями. Большинство обучающихся научились – видеть границу между известным и неизвестным; – соотносить результат своей деятельности с образцом; – находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; – вырабатывать критерии для оценки учебной работы; – оценивать свои и чужие действия по заданным критериям и т.д.  

Применяя опыт этой работы,  можно сделать вывод, что система работы по формированию контрольнооценочной самостоятельности на 1-й ступени даёт стабильные положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, является необходимым условием успешности обучения и адаптации обучающихся при переходе со ступени начального общего образования на основную, гарантирует достаточно полную педагогическую диагностику уровня обученности и личностного развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений....

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...

Система оценивания образовательных достижений

Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.В зависи­мости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...