«Проектная деятельность как основа активизации процессов самообразования и саморазвития учащихся»
методическая разработка

Авдонина Юлия Владимировна

Публичное представление педагогического опыта на тему :«Проектная деятельность как основа активизации процессов самообразования и саморазвития учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_opyta.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как основа активизации процессов самообразования и саморазвития учащихся»

Актуальность и перспективность опыта

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим ведущим направлением образовательной деятельности становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности в системе образования обеспечивается за счет использования в учебно-образовательном процессе современных педагогический технологий. На мой взгляд, именно проектная технология способствует реализации системно-деятельностного подхода, овладению обучающимися универсальными учебными действиями, создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. 

     Проектную технологию, можно рассматривать как надежный путь повышения качества обучения, т. к. она:
- позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

 - направлена на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяет сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;                                                                                                                            

  - обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностями посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения;                                                                                                    

 - обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования путем осуществления последовательного перехода к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности;                                                                                              

   - обеспечивает возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Условия формирования опыта

Проектная деятельность является одни из ключевых звеньев   современных образовательных технологий .

 Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

 Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании проектной деятельности.

Были определены следующие цель и задачи.

Цель: усовершенствовать методы оптимальной организации обучения в начальных классах посредством использования проектной деятельности.

Задачи:

 • изучить разные варианты использования проектной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности;

 • научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя;

 • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся;

 • разработать рекомендации по использованию проектной деятельности на разных этапах урока.

Выявив несоответствие между поставленными задачами и реальными результатами учебно-воспитательного процесса, я пришла к необходимости определения условий достижения желаемых результатов. Была выдвинута следующая гипотеза: внедрение  проектной деятельности, на уроках в начальной школе повлечёт за собой повышение эффективности урока и всего учебного процесса.

Предположительно этого достичь можно за счёт:

 • проведения уроков с использованием готовых проектов;

 • создания обучающих презентаций;

 • проведения занятий контроля и коррекции знаний;

 • создания тестов;

 • выполнения творческих домашних заданий с использованием проектной деятельности;

 • работы над групповыми проектами;

 • работы над индивидуальными проектами в начальной школе.

Технология опыта

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

-   коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

-   интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

- оценочно-самооценочный (адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;  обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания).

     

Результативность проектной деятельности младших школьников позволяет проследить развитие у учащихся познавательной и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности

Диагностика, упражнения для тренировки и развития внимания, памяти, восприятия и наблюдательности,  используемые в ходе проектной деятельности учащихся в течение обучения в начальном звене, позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности.

   Проектная деятельность также способствует стимулированию творческого мышления младших школьников. Они учатся сравнивать различные объекты, анализировать, делать обобщения и выводы. В ходе исследований уровня сформированности интеллектуальных умений использовались методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов: способность выделять существенное, способность сравнивать понятия, способность обобщать, способность классифицировать понятия, предметы, явления, анализ отношений между понятиями.

 «Школа будущего – школа проектов.»

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать.

Я думаю, со мной согласятся коллеги -   с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим.

Это и есть главная идея проектной методики.

Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

        Проект – это подробно описанный прообраз  будущего объекта или способа деятельности.

        Метод проектов (от греческого слова «путь исследования») ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации.

Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.

Через метод проектов реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения. Кроме того, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.

Существует большое разнообразие типов, видов проектной деятельности, но мы для себя определили наиболее приемлемые.  

           По участию в разработке проекта выделяют следующие группы:

  • индивидуальные, личностные;
  • парные;
  • групповые;

Приступая к внедрению метода проектов  необходимо знать, какие бывают по времени выполнения проекты:  

  • Мини –проекты могут укладываться в один урок или 2 урока.
  • Краткосрочные требуют выделения – от 3 до  6 уроков;
  • Долгосрочные  -  от одной четверти и более.

Далее выделяются проекты - по комплексности или же мы их ещё называем - по содержанию:

  • Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета.)
  • Межпредметные (интегрируется смежная тематика       нескольких   предметов);

Также проекты могут быть различными по характеру контактов между участниками:

  • внутриклассные;
  • межклассные;
  • внутришкольные;
  • межшкольные;
  • городские;
  • региональные;
  • межрегиональные;

При разработке проектов необходимо знать виды по доминирующей в проекте деятельности:

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

        Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, гор.

2. Исследовательский проект – по структуре напоминает подлинно научное исследование.

        При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

        Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

 

  Работа над проектом объёмная, кропотливая  поэтапная работа.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов:

 I этап - мотивационный

 Учитель:    заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный   настрой;

Ученики:    обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы;  то есть – разработка проектного задания:

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта:

     

  •   определяются тема и цели проекта;
  • формулируются и уточняются задачи;
  • уточняется информация (источники);
  • вырабатывается план действий;
  • определяются средства достижения цели;
  • устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
  • согласовываются способы совместной деятельности.
  • выбор способа оформления результатов и сценария презентации;

выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.    

 («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)

III этап - информационно-  операционный (выполнение проекта)

Ученики:

  • собирают материал;
  • разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; (составляют графики, диаграммы, таблицы, схемы, фотографии, видеоматериалы и т.д.);
  • проводят исследование;
  • работают с литературой и другими источниками;
  • непосредственно выполняют проект;
  • оформляют проект; (оформлением материала для презентации могут быть -  заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.;)
  • составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.

  Учитель:

  • наблюдает за ходом выполнения проекта;
  • координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;
  • поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;
  • участвует в заседаниях групп;
  • оказывает содействие процессу творчества учащихся;
  • сам является источником информации.

IVэтап - рефлексивно-оценочный

Ученики:

  • представляют проекты на экспертизу;
  • защищают проект;
  • участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;
  • оценивают достижение поставленных целей;
  • осуществляют устную или письменную самооценку;
  • исправляют или дополняют содержание проекта;
  • рефлексируют;

Учитель:

  • выступает участником коллективной оценочной деятельности;
  • переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания.

           Непростая творческая задача участников проекта – это выбор формы               продукта проектной деятельности, т.к. от её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта  будет увлекательным, а защита проекта –презентабельной и убедительной.                                                                                      Возможные выходы проектной деятельности:

  • выставки творческих работ;
  • оформление тематических папок и стендов, кабинетов;
  • музыкальные произведения, презентации, праздники;, справочники, статьи, сказки, сценарии, учебные пособия;
  • создание моделей, макетов, костюмов
  • газеты, журналы, письма, …

Выбор формы презентаций проекта - задача не менее, а то и более сложная. Потому что здесь требуется особый полёт фантазии( в сочетании                                                     с обязательным учетом интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.)

Виды презентационных проектов могут быть различными.

Для создания ситуации успеха, необходима оценка работ, мы придерживаемся таких критерий оценивания:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Знание предмета

Базовый

Повышенный

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Критерии оценивания

Регулятивные действия

Базовый

Повышенный

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Критерии оценивания

Коммуникация

Базовый

Повышенный

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

       Почему мы используем такие критерии оценивания, т.к. цель проектной  деятельности развитие универсальных учебных действий.

А что мы понимаем под универсальными учебными действиями?

- А это система действий самого ребёнка, которая способствует к его развитию и самосовершенствованию.

При организации проектной деятельности, самая большая проблема для учителя – не превратиться в человека, диктующего своё мнение.   Или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

Памятка для учащихся «Как работать с проектом».

  • Выбери тему.
  • Определи цель.
  • Выбери форму выполнения проекта. (Альбом, газета, книжка-раскладушка, коллекция, макет, модель, плакат, реферат, серия иллюстраций, сказка, стенгазета, фотоальбом, поделка-сувенир, музыкальная подборка, журнал…)
  • Подбери по теме научно-популярную литературу (посоветуйся с учителем, родителями).
  • Выполни проект.
  • Подготовь защиту (презентацию) проекта.
  • Памятка для учащихся «Как подготовить защиту (презентацию) проекта».
  • Назови тему.
  • Почему ты начал разрабатывать этот проект?
  • Какова основная идея твоего проекта?
  • Какие ещё идеи были у тебя? Почему ты их отверг?
  • Какие использовались материалы?
  • Чему пришлось учиться?
  • Сколько времени потребовалось для выполнения проекта?
  • Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?                                        
  • Критерии оценки:
  • Реальность воплощения проекта.
  • Детальность проработки.
  • Доступность применяемых материалов и инструментов.
  • Оригинальность решений.
  • Качество и аккуратность исполнения.

Возможные выходы проектной деятельности:

  • Web-сайт
  • Анализ данных

 социологического опроса

  • Атлас
  • Атрибуты несуществующего

государства

  • Бизнес-план
  • Видеофильм
  • Видеоклип
  • Выставка
  • Газета
  • Действующая фирма
  • Журнал
  • Законопроект
  • Игра
  • Карта
  • Коллекция
  • Костюм
  • Макет
  • Модель
  • Музыкальное произведение
  • Мультимедийный продукт
  • Оформление кабинета
  • Пакет рекомендаций
  • Письмо в …
  • Праздник
  • Прогноз
  • Публикация
  • Путеводитель
  • Серия иллюстраций
  • Система школьного самоуправления
  • Сказка
  • Справочник
  • Сравнительно-сопоставительный анализ
  • Статья
  • Сценарий
  • Учебное пособие
  • Чертеж
  • Экскурсия

Виды презентаций проектов

  • Деловая игра
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий
  • Диалог исторических и литературных персонажей
  • Защита на ученом совете
  • Игра с залом
  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события
  • Научная конференция
  • Научный доклад
  • Отчет исследовательской экспедиции
  • Пресс-конференция
  • Путешествие
  • Реклама
  • Ролевая игра
  • Соревнования
  • Спектакль
  • Спортивная игра
  • Телепередача
  • Экскурсия.

Диагностика познавательных процессов младших школьников

Использование проектной деятельности в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, повышает интерес учащихся, влечет к увеличению познавательной активности школьников.

 Современные возможности проектной деятельности способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться. Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что проектная деятельность – это не игра и путешествие, а инструмент для нахождения нужной информации.

При использовании проектной деятельности проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.

Используя на своих уроках проектную деятельность, я стараюсь сочетать в работе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом проходит гораздо легче.

Благодаря внедрению элементов проектной деятельности учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Прежде всего, начиная свою работу над проектом, я пробуждаю у учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект я начинаю очерчивать проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.

На втором этапе я организую деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь я, как учитель, уже могу отойти на второй план, предоставив детям свободу творчества. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как я их подготовила. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Именно на этом этапе работу ребят нужно направить нужное русло, указать где они могут найти источник необходимой для них информации.  

На последнем этапе моя роль велика, необходимо помочь ученикам сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

Для успешной работы на этапе презентации я сжато излагаю свои мысли, логически связно выстраиваю сообщение, готовлю наглядность, вырабатываю структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации я обобщаю, резюмирую, даю оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Наша работа над проектами начинается с 1 класса. Дети, еще не умеющие читать и писать, с удовольствием выполняют проекты в рисунках, схемах.

Первоклассники работают над проектами: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», «Мой класс, моя школа», «Математика вокруг нас», «Живая Азбука». Я заметила, что дети с большим удовольствием и интересом работают над групповыми проектами. Дети учатся работать со сверстниками, учатся распределять роли, договариваться, учатся представлять результат работы. 

Анализ результативности

Итогом работы по проблеме «Проектная деятельность как основа активизации процессов самообразования и саморазвития учащихся» на основе системно – деятельностного метода обучения» является следующее: дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них вырабатывается адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы. 

       Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

  • Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
  • Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
  • Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
  • Формирование личностных качеств ученика,
  • Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
  • Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,
  • Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

    Полученный педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Совместно с учащимися мною была успешно организована работа над проектами, которые были представлены на конкурсах исследовательских работ различного уровня:

2015-2016 уч. г. – Соломатина Алиса призер XV Всероссийского детского конкурса научно исследовательских работ «Первые шаги в науке».

2016-2017 уч. г. – Зинченко Дмитрий, победитель школьной научно-практической конференции «Юный исследователь»;

Киселева Варвара , призер школьной научно-практической конференции «Юный исследователь».

2017-2018 уч. г. – Сизов Олег, победитель школьной научно-практической конференции «Юный исследователь;

 Зинченко Дмитрий, участник конкурса «Ярмарка идей».

2019-2020 уч. г. –  Самарина Полина, победитель научно-практической конференции школьников «С наукой в будущее», победитель Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ школьников и студентов «Юный исследователь»;

Паракшина Александра, призер научно-практической конференции школьников «С наукой в будущее», призер Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ школьников и студентов «Юный исследователь»;

 Долотин Тимерлан, призер Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ школьников и студентов «Юный исследователь».

Адресность опыта

  • Использование опыта возможно, как в работе начинающего учителя, так и учителя с большим опытом.
  • Для работы в общеобразовательных классах.
  • Для индивидуальных занятий.

Вывод

Результаты работы показывают, что работа над проектами развивает у обучающихся умение находить необходимую информацию, они овладевают алгоритмом деятельности при решении проблем, учатся анализировать объекты, сотрудничать и договариваться между собой, учатся выступать перед товарищами. И родители отмечают, что улучшилось общение между детьми, стали более самостоятельными стали контролировать свое поведение, дети стали самостоятельными, рассудительными, появилась заинтересованность узнавать и находить что-то новое. Таким образом, я делаю вывод: работа над проектом формирует коммуникативные универсальные учебные действия, что и требуют новые образовательные стандарты.

Включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того, учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки, и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников. 

Список используемой литературы

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам)
  2. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся // Литература в школе. 2002. №7. С.39-42.
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  4. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы // Литература в школе. 2008. №11. С.36-37.
  5. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7
  6. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как основа обучения и развития активной творческой личности

В данной работе описываются критерии работы над проектом...

«Проектная деятельность учителя – основа компетентности учителя»

Слово «компетентность произошло от латинского «compete» - добиваюсь, соответствую, подхожу (эциклопедический словарь). Иными словами компетентность – это способность учиться всю жизнь....

Проектная деятельность как основа духовно-нравственного воспитания в начальной школе

Презентация    создана для проведения  обучающих семинаров  учителей начальных классов и посвящена основным моментам проектной деятельности:видам проектов и  их использованию ...

Проектная деятельность как основа работы с одаренными детьми

В статье описан опыт проектно- исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми....

Мастер-класс «Приёмы проектной деятельности, используемые при организации процесса систематизации знаний учащихся»

Приёмы проектной деятельности, используемые при организации процесса систематизации знаний учащихся....