Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

В наше время в педагогике всё более актуальными становятся современные технологии обучения. Новые образовательные технологии приходят на помощь и учителю начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление педагогического опыта

учителя начальных классов МОУ «Средняя школа №41»

г. о. Саранск

Горбуновой Людмилы Николаевны

Я, Горбунова Людмила Николаевна, закончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева. С 1990 года и по настоящее время работаю в МОУ «Средняя школа № 41» учителем начальных классов.

Педагогическая проблема, над которой работаю, «Использование современных технологий в образовательном процессе в школе в условиях ФГОС».

В наше время в педагогике всё более актуальными становятся современные технологии обучения. Они направлены на создание благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучших свойств и саморазвития  личности учащегося и повышения эффективности учебного процесса.

На помощь учителю приходят новые образовательные технологии. Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. В процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания осуществляется развитие личности учащегося. Ученика можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал.

Педагогическая технология - это система деятельности педагога, где все входящие в него действия стоят в определённой последовательности и целостности, а выполнение этих действий предполагает достижение необходимого результата.

«Педагогическая технология»,  по словам Б. Т. Лихачева, «Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

Технология обучения, или образовательная технология - это применение методики обучения к конкретным условиям с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.

1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Главной целью образования согласно ФГOС НОО становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. 

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках.

Моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.    

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Современные  образовательные технологии, которые я применяю на практике:

  • развитие критического мышления;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии;
  • ориентированно-личностное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • гуманно-личностная   технология;
  • проблемное  обучение;
  • педагогика сотрудничества;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технология «Портфель ученика» (Портфолио).

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.

Исследовательскую деятельность ведём на уроках, особенно дети любят уроки окружающего мира.

Урок, «Окружающий мир», «Кто такие звери?», 1 класс

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Учитель приветствует  учащихся, проверяет  готовность рабочих мест. Создает ситуацию успеха.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочих мест.

2. Целеполагание

Предлагает учащимся определить тему урока «Кто такие звери?». (Слайд 1). Просит учащихся сформулировать цель урока (помогает при необходимости).

Вводит учащихся в игровой сюжет урока, предлагает им стать юными зоологами.

Формулируют тему и цель урока (с помощью учителя).

Осмысливают. Принимают условия игры-исследования.

«Юные зоологи»

3. Актуализация знаний и умений

Учитель предлагает вспомнить группы животных, которые изучили раньше (Слайды 2-8).

Вспоминают методы исследовательской работы, обращает внимание учащихся на карту исследователя, имеющиеся у них.

Вывешивает на доску карточки с символическим изображением методов исследования (Приложение 1).Просит прокомментировать каждый метод (Слайд 9)

Учащиеся вспоминают группы животных, изученные ранее.

Учащиеся называют и комментируют методы исследования.

«Подумать», «Посмотреть в книгах», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Позвонить специалисту, родителям», «Посмотреть в компьютере, по телевизору», «Задать вопросы самому себе»

4. Первичное усвоение знаний

Учитель объясняет учащимся кто такие звери

Учитель предлагает тему тренировочной исследовательской работы «К какой группе животных относится мышь?»

Рекомендует продумать план исследования (последовательность методов исследования), обращая внимание на карточки с изображением символических методов исследования.

Учитель помогает сделать правильный выбор.

Организует исследовательскую работу тренировочного характера с использованием выбранных методов (Слайд…)

Слушают

Осмысливают тему исследовательской работы.

Продумывают план исследования.

 

Выбирают методы исследования, обосновывают выбор.

Проводят тренировочное исследование с помощью выбранных методов.

5. Осознание и осмысление учебного материала

Предлагает учащимся дополнительный дидактический материал (Приложение 2).

(Консультирует учащихся во время работы).

Работают в парах.

Самостоятельно собирают информацию, используя план исследования (последовательность методов).

6. Закрепление учебного материала

Предлагает каждому ученику продумать содержание своего выступления по теме исследования, используя при этом материалы, наработанные разными методами.

Помогает сделать выводы.

Учащиеся продумывают содержание выступления с демонстрацией материалов, наработанных разными методами.

Делают сообщения по теме исследования.

7. Информация

о домашнем задании

Предлагает учащимся уровневое домашнее задание:

1). Учебник стр. 27. Найти и раскрасить зверей.

2). Продолжить исследование на выбранную тему дома, включив неиспользованные методы исследования (для желающих).  

Учащиеся осмысливают, выбирают вариант задания (1) или(1+2).

8. Рефлексия

Учитель предлагает каждому ученику оценить собственную работу на уроке (с помощью цветных сигналов).Благодарит учащихся за работу.

Оценивают собственную работу с помощью цветных сигналов.

Технология критического мышления

Технология критического мышления – технология, которая развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

- чтение с остановками;

- работа с вопросниками;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- написание творческих работ;

- кластер;

- «Верно – неверно».

Эти приемы использую на всех уроках: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология проектного обучения 

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

В своей учебной и воспитательной деятельности я активно веду работу по проектной и исследовательской деятельности. С первого класса я практикую мини проекты в паре на уроках и во внеурочной деятельности. Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной научной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. В третьем классе работа - исследование более расширена. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. В четвёртом классе исследование выходит на новый уровень, становится более аналитическим. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации и оформить работу самостоятельно. Во время защиты проекта  учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.

Мои дети принимали участие в школьной Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» с темами «Могу ли я сказать, что в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне есть вклад моей семьи?», «Что было раньше – яйцо или курица?»,  «Почему в хлебе столько дырочек?»,  «Так ли важны драгоценные металлы для человека?».

Давыдов Михаил стал призёр в конкурсе «Школьники города – науке XXI века. Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей», с работой по теме «Влияет ли выбор профессии родителей на выбор профессии их детей». 

Фрагмент урока, Русский язык, «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих», 3 класс

VIII. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

1. Выборочный диктант

- Ребята, я читаю словосочетания, а вы выписываете только имена существительные, записывайте  в два столбика: в I столбик – мужского рода, во II столбик – женского рода.

(Солнечный луч, родная дочь, мясной фарш, ночная тишь, спелая рожь, старый морж)

- Вы, наверное, уже догадались, о чём сегодня на уроке пойдёт речь. 

(Дети формулируют тему урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»)

IX. Реализация построенного проекта

1. Работа со сказкой

- Вы любите сказки? Я хочу вам рассказать сказку. Слушайте…

- Попал как то мягкий знак в страну шипящих звуков. Идёт по улице, а кругом слышится шипение. Испугался мягкий знак и стал проситься в дом. Первым был дом, в котором жили  существительные мужского рода.

- Посмотрите и назовите, какие предметы жили в этом доме?

- Запишите названия этих предметов. (Плащ, меч, нож)

- Ну, так вот, зашипели они на мягкий знак и говорят: « НЕ мужское это дело - смягчаться. Мы, мужчины, воины, нам нужен плащ, меч, нож. И прогнали они мягкий знак.

Опечалился он и побрёл к дому, где жили слова женского рода. Идёт и думает: «Женщины всегда красивые, заботливые, добрые, как мама».

- Какие предметы жили в этом домике? 

- Запишите названия этих предметов. (Тушь, брошь, печь)

И верно, сжалились слова женского рода: «Проходи, посмотри, мы не только любим украшать себя, но и вкусно готовить в печи. Оставайся, живи». И взяли мягкий знак к себе жить. С тех пор во всех существительных женского рода на конце после шипящих  пишется мягкий знак.

- Ребята, повторите правило правописания имён существительных с шипящим звуком на конце. 

2. Самостоятельная работа

1) Составление алгоритма исследования

- Ребята, в течение всего времени, которое мы учимся в школе, в роли кого мы только не побывали! Мы были и учителями, и пожарными, и поварами, и кулинарами! А сейчас я предлагаю вам быть исследователями. Исследовать вы будете группу слов по алгоритму исследования. Работать будем в парах. По окончанию исследования сделайте свои выводы.

- Ребята, прежде чем начнём выполнять задание, нам нужно составить алгоритм исследования.

- Что нужно сделать нам вначале? (Прочитать слово)

- Что определяем дальше? (Часть речи)

- Затем что определяем? (Определяем, какие звуки слышатся на конце слова)

- После этого что определяем? (Определяем, на какие группы можно распределить слова)

- Что делаем дальше? (Записываем слова, распределив их в группы)

- Над чем нужно будет понаблюдать? (Понаблюдать, где пишется мягкий знак, а где не пишется)

- Что сделаем в конце работы? (Сделаем вывод) 

Алгоритм исследования: 

1. Прочитайте слово.

2. Определите часть речи.

3. Определите, какие звуки слышатся на конце слова.

4. Определите, на какие группы можно распределить слова.

5. Запишите слова, распределив их в группы.

7. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, а где не пишется.

8. Сделайте вывод.

2) Выполнение работы

Вещ…, дич…, чиж…, , ёж…, грач…, реч…, лещ…, тиш… .

м.р.                       ж.р. (Слайд №15)2

чиж                     вещь

ёж                       дичь

грач                     речь

лещ                   сушь

3) Составление алгоритма написания мягкого знака у имен существительных с шипящим на конце

- Составим алгоритм написания мягкого знака у имен существительных с шипящим на конце.

1. Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.

X. Музыкально-динамическая пауза

Информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ на различных уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

В процессе подготовки к уроку и на уроке я использую справочники, тренажёры, видеоуроки, составляю тестовые задания к урокам по отдельным темам, использую средства ИКТ для оформления исследовательских работ, составления мультимедийных презентаций, слайд - проектов. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благоприятный эмоциональный фон, содействует росту успеваемости учащихся по предмету.

Фрагмент урока, Литературное чтение, А.С. Пушкин «Зимний вечер», 3 класс

V. Открытие новых знаний

5. Слушание романса «Зимний вечер»

- В 1832 году один лицейский товарищ Пушкина Михаил Лукьянович Яковлев положил стихи на музыку. М. Л. Яковлев не был профессиональным композитором, но получился красивый романс. (Звучит запись романса)

- Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?

6. Беседа по картине Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина» 
- Ребята, посмотрите на слайд. На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Пушкина в селе Михайловском.
- Кого вы видите на картине? (Пушкина, няню и друга)
- К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин. Друзья общаются, а няня сидит за столом. Она занята вязанием и, в то же время, внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу. Но такие счастливые приезды друзей были очень редки. Няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском.

VI. Закрепление полученных знаний. Первичное закрепление

3. Физкультминутка для глаз

(Дети следят за движущимися предметами на экране)

VII. Обобщение и систематизация знаний

2. Слушание произведения Петра Ильича Чайковского «У камелька»

1) Беседа по вопросам

- Ребята, мы уже познакомились с музыкальным произведением на стихи Пушкина, написанным его другом. Кто этот друг? (М. Л. Яковлев).

- Познакомились с живописным произведением, на котором изображён другой друг Пушкина, который посещал его в ссылке. Кто этот друг и чьё это произведение? (На этой картине изображён Иван Иванович Пущин, художник Николай Николаевич Ге)

2) Слушание произведения П.И. Чайковского «У камелька»

- Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского  из цикла «Времена Года. Январь». Называется это произведение  «У камелька».

- А кто из вас знает, что такое камелёк?

- Камелёк - это небольшой камин, очаг для обогревания.

- Постарайтесь внимательно прослушать произведение, лучше будет это сделать с закрытыми глазами. Представьте холодный зимний вечер. За окнами воет буря, непогода, а в помещении горит огонёк и согревает своим теплом душу человека, который сидит у этого камелька.

Технологии дифференцированного обучения 

В моих классах бывают разные дети: и отличники, победившие в различных конкурсах и олимпиадах, и ученики со средним уровнем развития, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Я давно пришла к выводу о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое позволяет отказаться от уравнивания всех учеников и создаёт условия для успешного обучения каждого ребенка. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных способностей учащегося, часто использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. Считаю, что у каждого ученика должна быть ситуация успеха, а это возможно только тогда, когда он самостоятельно выполняет задание и получает положительную оценку. Для этого применение дифференцированного обучения как нельзя кстати. Выполняя задания разного уровня, каждый ученик может получить положительную оценку.

Фрагмент урока, Русский язык, «Правописание безударных личных окончаний глаголов», 4 класс

8. Упражнения в написании окончаний глаголов.

- Ребята будет работать в группах.

1-я группа - Пользуясь алгоритмом,  запишите словосочетания, вставьте пропущенную букву.

2-я группа - Пользуясь алгоритмом,  запишите словосочетания, вставьте пропущенную букву, определите грамматические признаки глагола.

Плач…т   в тиш__н ..

Записыва…..шь  в  блокнот..

Подар……м   мам..

Завис……те   от   сестры

Зна…..м   правила

Темне ….т  быстро

Ненавид….т  ложЬ

- Как вы действовали при написании окончания?

- Все ли необходимо называть грамматические признаки глагола, чтобы верно написать окончание? (Нет, достаточно определить спряжение). 

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

- И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне. В зимнюю стужу ель помога…т (………) птицам, корм…т (………) их своими семенами. Ранней весной роня….т (…………………) ель семечки на влажную землю. Прораста....т ( ……………….)  семечко, выглян…..т ( …………..) маленький росток.  Он даёт жизнь новому деревцу.

- Ребята будет работать в группах.

1-я группа – Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте пропущенные букв.

2-я группа – Выполните задание, определи спряжение, лицо, число.

Технологии игрового обучения

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. В своей работе я применяю различные виды игр на всех уроках.

Фрагмент урока, Письмо, «Письмо заглавной буквы В», 1 класс 

III. Актуализация имеющихся знаний и навыков

3. Игра «Соотнеси слова» 

- Ребята, перед вами слова в двух столбиках. Вам нужно соотнести слова из левого столбика со словами из правого столбика.

корова

Найда

корова

Бурёнка

река

Мурка

река

Волга

собака

Воркута

собака

Найда

кошка

Волга

кошка

Мурка

город

Бурёнка

город

Воркута

- С какой буквы написаны слова из 2-го столбика? (С заглавной)

- Почему? (Имена, клички животных, названия городов, рек пишутся с заглавной буквы)

IX. Закрепление пройденного материала

1. Составление предложения из слов

(На экране даны слова: ворона, вороненка, проворонила)

- Составьте предложение из слов. С этим предложением мы уже знакомы.

(Проворонила ворона вороненка.)

- Как его можно назвать? (Скороговорка)

- Проговорите это предложение быстро. (Дети проговаривают скороговорку)

- С какой буквы напишите первое слово? (С заглавной)

2. Игра «Угадай слово»

- Я называю слова, а вы хлопайте в ладоши, если это слово надо писать с заглавной буквы.

- Воронеж, воробей, Волга, Вера, ворона, Валя, Вова.

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Технология «Портфель ученика» (Портфолио)

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Важная цель портфолио - представить отчёт по процессу образования полростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Здоровьесберегающие технологии

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

На уроках я всегда организую смену видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; провожу уроки здоровья, беседы с мед. работником школы по профилактике заболеваний и гигиеническим вопросам; на переменах организовываю оздоровительные игры; соблюдаю требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, обязательным является дозированное домашнее задание и создание комфортной психологической обстановки на уроках. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Педагогика сотрудничества

Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно – личностную технологию Ш.А. Амонашвили. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. На своих занятиях я ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Результатом использования современных образовательных технологий считаю: дети уже и сами умеют делиться на группы и пары для работы на уроке по своим интересам и кругозору; создают проекты и умеют представить их; главным положительным результатом работы является высокая активность учащихся в процессе обучения. Независимо от подготовки, практически все учащиеся проявляют интерес к новым знаниям. Дети ждут новых уроков, новых открытий в себе и окружающем мире.

Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока

№ п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии

Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность  

Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

Психогимнастика

Алгоритмическая разминка

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах

Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

3

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках, четвёрках)

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК

Разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

4

Физкульт

минутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела,  слуха, глаз

Танцевально – ритмические паузы (под музыку)

Точечный массаж, дыхательная гимнастика

Упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная работа)

Индивидуальный и дифференцированный подход

Разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

Тестирование на ПК

Разноуровневые задания на ПК

6

Подведение итогов урока

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод

Подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно – личностная технология

Создание ситуации успеха

7

Рефлексия

Гуманно – личностная технология

Создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог … что не получилось?»

3. Наличие теоретической базы опыта

     В истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых актуальных. Проблема развивающего обучения интересовала педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения.

     Изучив литературу по проблеме «Технологии обучения младших школьников», я убедилась, что проблема привлекает учителей, ученых. Теоретической базой опыта в стали труды известных педагогов и психологов в области развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина. Личностно-ориентированного обучения: И.С. Якиманской,  С.В. Бондаревской и проблемного обучения: А.М. Матюшкина, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера.

А так же:

1. Идеи Г.И. Щукиной:  идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся -  необходимое  условие для воспитания их познавательного отношения к миру.

2. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А. Плешаков, М.И. Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

3. Планируемые результаты начального общего образования Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, которые  представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

4. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я. Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.

В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия. ХХI век называют веком технологий, ибо ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо относится к сфере образования.

4. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта - внедрение в учебный процесс новых современных образовательных технологий. Учитель должен создать условия для того, чтобы учение двигалось вперёд, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, уметь проводить рефлексию. Этому способствуют новые педагогические технологии, применяемые на уроках и в воспитательном процессе. На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся. Например, применение ИКТ  на уроках повышает интенсивность и результативность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за то же самое время в условиях традиционного обучения. Использование компьютера благотворно влияет на качество усвоения знаний учащимися.

Современным образовательным технологиям должны быть присущи определённые характеристики:

- гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования;

- эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать положительные результаты;

- наукоёмкость: технологии должны иметь серьёзное научное обоснование;

- универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

- интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять друг друга.

5. Оптимальность и эффективность средств

Используя современные образовательные технологии, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- дидактические игры;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- групповая работа;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ,

- использование современных образовательных технологий.

Повысить  у учащихся  интерес  к самостоятельному «творчеству»  позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок - КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и  интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною. 

6. Результативность опыта

Результаты своей деятельности я отслеживаю в различных тестах, мониторингах. Сегодня современные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать:

  • повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;
  • приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
  • активация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;
  • формированию личностных качеств ученика;
  • развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений;
  • формирование умения организовать сбор информации и правильно её использовать;
  • формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
  • идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших детей.

Разнообразные современные образовательные технологии, применяемые

современным учителем, способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень  мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции на более высоком уровне,  эффективнее развивать потенциальные способности учащихся, увеличивать число детей, принимающих участие в олимпиадах и  конкурсах. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Каждый год мои дети участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, как муниципального, так и российского уровня.

Участие на уровне образовательной организации:

1. 2016 г. Научно-практическая конференция «Шаг в будущее», участник в секции «Начальная школа», «Могу ли я сказать, что в победу над фашизмом

в Великой Отечественной войне есть вклад моей семьи?», Давыдов Михаил.

2. 2016 г. Научно-практическая конференция «Шаг в будущее», участник в секции «Начальная школа», «Что было раньше – яйцо или курица?», Белов Евгений.

3. 2016 г. Научно-практическая конференция «Шаг в будущее», участник в секции «Начальная школа», «Почему в хлебе столько дырочек?», Удовенко Дарья.

4. 2016 г. Научно-практическая конференция «Шаг в будущее», участник в секции «Начальная школа», «Так ли важны драгоценные металлы для человека?», Юсупов Артур.

Муниципальный уровень:

1. 2016 г. Призёр. Давыдов Михаил – призёр в конкурсе «Школьники города – науке XXI века. Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей», тема работы - «Влияет ли выбор профессии родителей на выбор профессии их детей». 

2. 2017 г. Победитель. Амелькин Кирилл – победитель в районном конкурсе новогодних поделок и игрушек «Фабрика Деда Мороза».

3. 2017 г. Призёр. Корбулатов Данила – призёр в районном конкурсе новогодних поделок и игрушек «Фабрика Деда Мороза».

4. 2018 г. Призёр. Тураев Илья – призёр в городском конкурсе композиций из природного материала «Дары Земли Мордовской».

5. 2018 г. Призёр. Федотов Артём – призёр в городском конкурсе композиций из природного материала «Дары Земли Мордовской».

6. 2018 г. Победитель. Лазарева Валерия - победитель в городском конкурсе «Новогодняя фантазия».

7. 2018 г. Победитель. Тураев Илья – победитель в городском конкурсе «Подарок Деду Морозу».

8. 2019 г. Призёр. Хахлев Данила – призёр в городском конкурсе поделок «Мастерская чудес».

9. 2019 г. Победитель. Толоконникова Елизавета – победитель в конкурсе-выставке «Пасха православная».

10. 2019 г. Призёр. Перфилова Дарья – призёр в городском конкурсе «День Земли».

11. 2019 г. Призёр. Сафонова Ирина – призёр в городском конкурсе «День Земли».

12. 2019 г. Призёр. Тураев Илья – призёр в городском конкурсе «Экология. Дети. Творчество».

Российский уровень:

1. 2019 г. Призёр. Толоконникова Елизавета – призёр в открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде  «Наше наследие».

7. Возможность тиражирования

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю на семинарах, заседаниях МО учителей школы. Для родителей провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации. И, самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.

Опыт своей работы размещаю   на страницах школьного сайта и на своих страничках сайтов: 

1. http://nsportal.ru/gorbunova-lyudmila-nikolaevna

2. http://www.maam.ru/users/354130

8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися смотрите на сайтах:

За время работы были разработаны:

1. Рабочие программы курсов по предметам начальной школы.

2. Сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий.

3. Выступления на семинарах, школьных методических объединениях учителей начальных классов, педагогических советах.

4. Разработка и использование в работе дидактических материалов для осуществления контроля знаний учащихся по предмету.

Используемая литература:

1. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2, 2009.

2. Инновационные технологии петербургской современной школы: концептуальный анализ: методическое пособие/ Е.А. Марковская, И.В. Муштавинская-СПб.: СПб АППО, 2010.

3. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.,1989.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.

6. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.

7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.

8. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.

9. Педагогические Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...