Статья "Проблемное обучение"
статья (3 класс)

Основной задачей обучения в школе является формирование гармонично развитой личности.

Технология проблемного обучения позволяет решать эту задачу, так как развивает мышление школьников и их творческие способности. Основная цель проблемного обучения  – научить детей самостоятельно получать знания и применять их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проблемное обучение19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение в начальной школе

Данилова Елена Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ лицей № 144 г. Санкт-Петербурга

Основной задачей обучения в школе является формирование гармонично развитой личности.

Технология проблемного обучения позволяет решать эту задачу, так как развивает мышление школьников и их творческие способности. Основная цель проблемного обучения  – научить детей самостоятельно получать знания и применять их.

В основе проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности учеников. Учитель создает проблемные ситуации и  управляет деятельностью учащихся направленной на усвоение новых знаний. В результате у учеников вырабатывается навык самостоятельно думать и действовать, развивается внимание, творческое воображение, повышается мотивация к обучению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не отступает перед проблемами, а стремится их разрешить.

Проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь основной задачей начальных классов является формирование умений и навыков и на это уходит много времени. Я считаю, что проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний.

На уроке постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс, это мотивирует учеников к усвоению нового.

Диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Во время поиска решения задействованы: речь, внимание, память, мышление. Проблемный диалог позволяет ученику почувствовать радость самостоятельного открытия знания, позволяет не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его.

Проблемный урок строю по следующей структуре:

 

1.Организационный момент

 2. Актуализация знаний:

    - повторение понятий и алгоритмов, необходимых

      для «открытия» нового знания;

   - подводящий диалог;

3. Постановка учебной проблемы:

    - определение, где возникла проблема;

    - определение необходимости нового знания;

4. «Открытие» учащимися нового знания:

    - выдвижение гипотезы;

    - проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление:

    - оформление новых алгоритмов;

    - фиксирование новых знаний.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

    - самостоятельное решение типовых заданий;

    - самостоятельная проверка учащимися своей работы (по образцу).

7. Повторение

    - включение нового материала в систему знаний;

    - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия.

Примеры проблемных ситуаций на уроке математики:

1. Практическое задание не выполнимое на данном этапе.

Тема: « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».

14 + 23=                52 + 16=                        36 + 18=

Побуждающий диалог:

-Ребята, вы могли выполнить задание?

- Какие примеры не решили?

- Почему возникло затруднение?

- Значит, какие примеры будем решать?

2. Столкновение противоречивых мнений и фактов.

Тема: «Порядок действий в выражениях».

9 – 3 + 2 = ?

9 – 3 + 2 = 4

9 – 3 + 2 = 8

3. Проблемная ситуация на уроке окружающего  мира.

    Тема: « Отечественная война 1812 года».

- За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»?

- Найдите в тексте темы 12 информацию о том,  в каких военный действиях принимала Россия в начале 17 века.

- Занесите данные в колонки таблицы.

Время события.

При каком правителе.

С кем была война.

С какой целью Россия вступила в войну.

Какая часть населения принимала участие.

Чем закончилась война.

В начале  ХV11 века

В начале ХV111 века

В начале Х1Х века

(1812)

Для справок:

1. Польша,   Швеция, Швеция, Франция, армии других  стран

 2. Междуцарствие      Пётр Первый      Александр Первый

3. Защита государства от завоевателей.    За выход к Балтийскому морю.

4. Ополчение (народ).   Армия и флот.    Армия, ополчение, партизаны.

5.Изгнание захватчиков.        Выход России к морю.

Ученики, анализируя результаты своей работы, сопоставляя данные таблицы, находят ответ на вопрос, который возник в начале урока.

Плюсы проблемного обучения:

- новую информацию учащиеся получают в ходе решения практических задач;

- в ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, уровень их активности и самостоятельности повышается;

- повышенная активность способствует развитию познавательных мотивации и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;

- учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...