Организация групповой работы в начальной школе
статья (2 класс)

Светлана Викторовна Васильева

Организация групповой работы в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_gruppovoy_raboty_v_nachalnoy_shkole.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Организация групповой работы в начальной школе

           Современный образовательный процесс уже невозможен без применения информационных и коммуникативных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения с новыми технологиями построения урока. Современный темп жизни, обилие информации диктуют новые требования к успешности и компетентности выпускника школы.

           Это означает, что образование должно давать не только фактические знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также умение быстро ориентироваться, способность постоянно обучаться, быть деятельным, активным и коммуникабельным. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей дошкольного и начального образования является актуальное и активное самостоятельное исследование окружающей жизни. Метод проектов, на мой взгляд, один из действенных способов организации личностного и речевого взаимодействия учащихся с окружающим миром.

             В условиях реализации ФГОС проектная деятельность приобретает особое значение.

Суть этой методики в том, что ребенок в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, прикладывает усилия, проживает конкретные ситуаций, вникает в суть явлений и событий.

             Как утверждает Е.С. Полат, профессор Института средств и методов обучения Российской академии образования, метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов, то есть проекта.  

             Одной из современных и популярных технологий, которая соответствует данным требованиям, является методика Scrum.

            Технология Scrum разрабатывалась в конце прошлого века  как методология, предназначенная совершенствовать проектное управление в сферах разработок компьютерных программных продуктов и в других производственных бизнес-отраслях. Scrum (Скрам) —  это  спортивный термин, который обозначает схватку вокруг мяча. Технология Scrum— это методология управления проектами, которая построена на принципах тайм-менеджмета. Основной ее особенностью является вовлеченность в процесс всех участников. Эта методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Эта технология показала себя очень эффективноой.

            Сейчас эта технология активно используется не только в бизнес-проектах, но и  в обучении в высших учебных заведениях.

            Познакомившись с этой технологией у меня возникло желание попробовать включить ее в обучение младших школьников. Я  использовала элементы этой технологии на уроках окружающего мира и русского языка  во 2 классе. И осталась очень довольна результатом.

            Основные термины, которые используются в технологии:

Владелец продукта— человек, который имеет непосредственный интерес в качественном конечном продукте (в нашем случае-знаниях), в школе эту роль выполняет учитель.

Scrum-мастер— это ребенок, которого можно назвать руководителем команды.

Scrum-команда— это команда детей

Бэклог— это список всех задач.

Спринт- отрезок времени, отведенных на выполнение задач и реализацию проекта. Это может быть один урок или же система уроков, объединенных одной темой.

             Строя работу над проектом, я включила следующие этапы:

  1. Командообразование- необходимо объединить ребят в команды по 3-5 человек. Я использую случайное объединение, предлагая ребятам карточки разного цвета. Состав команд не изменяется в течение одного спринта.
  2. Бэклог. Подготовка маршрутного листа. Проект — большая задача, которую сложно решить сразу. Ребятам начальной школы это дается с трудом. Я готовлю заранее маршрутный лист с перечислением основных заданий. Он  должен содержать название темы, перечень источников информации и заданий. Каждая команда записывает задачи на стикере своего цвета и крепит их на Скрам-доску.
  3. Каждой команде необходимо выбрать SCRUM-мастера– руководителя группы. Лидера, который отвечает за организацию работы группы, запись заданий на стикерах,  передвижение стикеров на доске. Оформление результата работы
  4.  Оформление Скрам-доски. Это помогает планировать работу, видеть результат своей деятельности.  Обеспечивает прозрачность и максимальную вовлеченность всех детей в процесс. Наглядно демонстрирует на каком этапе находится каждая команда. На доске должно быть по меньшей мере 3 столбца: «План», «В работе», «Сделано».  Постепенно, по мере выполнения, дети перемещают стикеры по доске.
  5. Спринт. Выполнение работы с строго оговоренным количеством времени. Начинаем спринт с планирования своей деятельности. Рассматриваем маршрутный лист: читаем темы, теоретическую информацию в учебнике и на дополнительных карточках, изучаем список заданий. Приступаем к выполнению работы. Каждому ученику необходимо скоординировать свою деятельность с деятельностью товарищей по команде.
  6. Представление результатов работы.
  7. Рефлексия. В конце занятия проводим рефлексию по поводу работы всей группы и каждого ученика.

- Что сделали?

- Как работала группа?


              Использование этой методики способствует развитию коммуникативных навыков школьников, объединению их интересов. В процессе работы выявляются дети склонные к лидерству и организаторской деятельности. У ребят повышается самооценка и уверенность в себе, понимание значимости своей личности в группе сверстников. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов, вести диалоги  и уважать взгляды других, вести обсуждения и дискуссии. Ограниченное количество времени помогает продуктивно организовать свою деятельность. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают культуру речи, умение аргументировать, защищать свое мнение.

               Итогами проектной деятельности следует считать не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников.  Работая с проектной деятельностью, в частности с использованием технологии Scrum, дети учатся самостоятельно учиться, планировать свою деятельность, добиваться поставленной цели, учатся сотрудничеству и работе в команде, доброжелательности.  Это залог их успешности и компетентности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы в начальной школе

Организация групповой работы в начальной школе...

"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"

В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...

Организация групповой работы в начальной школе

Цели, задачи, принципы групповой рабрты.Варианты комплектования групп. Виды групповой работы....

Статья "Организация групповой работы в начальной школе"

Основные приемы организации парной и групповой работы. Задания для групповой работы по русскому языку...

Технология организации групповой работы в начальной школе

Выступление на заседании ШМО по теме: Технология организации групповой работы в начальной школе содержит описание цели и задач групповой работы, способов формирования групп, видов групповой работы, а ...

Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Данный материал рассказывает о способах организации групповой работы в начальной школе и видах работы в группах....

Организация групповой работы в начальной школе.

Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно: учитель всегда выступает посредником между детьми.Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы р...