ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
статья

Чайкина Марина Михайловна

Статья посвящена работе по написанию изложений на уроках развития речи обучающихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие умение детей с ТНР письменно пересказывать тексты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Аннотация: Статья посвящена работе по написанию изложений на уроках развития речи обучающихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие умение детей с ТНР письменно пересказывать тексты.

Ключевые слова, понятия: работа с текстом, схемы обучению изложению, задания, ТНР, развитие письменной речи, памятки- зарисовки, алгоритм обучения изложению.

Основная цель обучения в школе связана с практическим владением русским языком в его разновидностях.

Всем известно, что основным методическим принципов обучения русскому языку является коммуникативный. Этот принцип предполагает рассмотрение текста как частью речевой деятельности человека, как реализацию замысла высказывания, задачей же речевого развития учеников становится обучение восприятию и изложению текста.

В связи с необходимостью усилить коммуникативную направленность обучения младших школьников с ОВЗ русскому языку мы рассматриваем изложение как вид учебной работы, который помогает учащимся овладеть и развить речевую деятельность.

Основная задача навыка творческой работы – научить детей свободно и правильно выражать свои чувства, мысли в устной и письменной форме, вкус к точному, образному языку, расширить словарный запас ребят. Эта творческая работа включает в себя обучение написанию изложению на уроках развития речи, русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Всем ясно, внимание учеников с ОВЗ начальной школы непроизвольно, неустойчиво, мало по объему. Поэтому школьный процесс и воспитание ребенка с ОВЗ направлены на формирование всех психических процессов. В школе необходимо произвольное внимание. Его можно развивать вместе с другими функциями: интересом учеников, ответственностью за результат своей учебы. Пользуясь в качестве средства общения при обучении изложению активным прослушанием, учитель и ученики стремятся к достижению формирования внимания.

В это же время школьник развивает память, учится воспринимать и создавать большое количество слов и предложений. А результатом этого станет новый текст, который надо оценивать с точки зрения принадлежности к конкретной языковой личности.

Работая в классах для детей с ТНР, мы поняли, что есть проблема слабой памяти у детей. Хорошие способы, используемые раньше при написании изложения, сейчас не работают, и мы часто слышим от учащихся: «Я не помню начало». А как вспомнишь, если память не развита, не хочет ребенок запоминать. Ведь в современном мире благодаря интернету можно найти ответ на любой вопрос за несколько минут, поэтому память не тренируется. Так на своих уроках развития речи, русского языка и чтении мы учим детей внимательному прослушанию.

Активное прослушание способствует развитию познавательных процессов и «втягиванию» ребят в увлекательную игру: «От слов к изложению (пересказу)». Иногда учащиеся не верят, что передача текста из чего-то сложного и нелюбимого превращается в достаточно простую задачу.

Чтобы составить план работы над изложением, мы взяли известную схему и два пути, направленные на активное прослушание: прием быстрого повторения и памятки.

Известная всем схема обучению изложению построена следующим образом:

-педагог читает текст;

-учащиеся записывают (или предлагается готовый план);

- записывание учениками опорных слов по памяти (или даются в готовом виде);

-изложение по плану выполняет один или несколько учащихся;

-ученики самостоятельно работают над изложением (в черновике);

-педагог еще раз читает текст;

-учащиеся вносят дополнения и пометки, и полученный текст пишут в тетрадь.

Эта схема-ловушка для детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых не развиты психологические процессы. Мы поняли это, когда начала работать с детьми с тяжелыми нарушениями речи, у которых имеется фонематическое нарушение в общении. В дошкольном возрасте это нарушение непонимания не дает развить у детей речь до необходимого уровня. Это препятствие осложняет работу педагога, так как развитие мышления у детей тесно связано с их речью. Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи мы используем прием активного прослушания, которое предполагает наличие слов-памяток. Скажем, что учащимся без тяжелых нарушений речи можно пояснить способ рисования в ходе прослушания текста (памятки-зарисовки), этот прием развивает основные психические процессы. Ребята, обучившиеся изложению по памяткам – зарисовкам, быстрее учатся, написанию изложения и им легче дается этап обучения изложению с элементами сочинения и сочинению. Для учеников с тяжелыми нарушениями речи, имеющих фонетические отклонения, этот прием является дополнительным.

Уже при первичном прочтении текста мы использовали прием быстрого повторения слов и использование памяток. Памятки – слова записываются по ходу прослушания (желательно с сокращениями), или рисунки.

Проанализировав опыт трудностей, учащихся с тяжелыми нарушениями речи при написании изложения, мы составили следующий алгоритм обучения изложению:

*положите черновик и простой карандаш;

* внимательно послушайте учителя;

*слова-памятки для каждого предложения запишите;

*оставляйте между предложениями место для дополнений и пометок;

*прослушав текст, закройте глаза и представьте  картинки, которые появились при прослушивании текста;

*нарисуйте себе рисунок или схему, сделайте их на обратной стороне листа;

*из слов запишите предложения;

*внимательно послушайте следующее чтение текста учителем, пишите изменения и дополнения на оставленном вами месте на листочке;

*выполните работу над изложением в черновике: исправленное или дополненное предложение запишите на пустом месте;

*прочитайте то, что получилось, исправьте ошибки;

*напишите свое изложение в тетрадь.

Работая по данному алгоритму, ученики выполняют несколько заданий на развитие памяти: упражнение на словесную память, задания - «разорванное предложение», «от слова к рассказу», «картинка-слово-предложение-рассказ».

После этого мы поняли, что пора переходить к обучению изложению с элементами сочинения. В то же время учим, использовать этот алгоритм,при  пересказе на уроках чтения, где пользуемся совместной работой  по записи опорных слов, составлении плана пересказа. Обязательно включаем опорные слова- «архаизмы», «историзмы», «трудные» слова.

Есть ряд условий, которые мы стараемся соблюдать:

-при обучении изложению, используем наглядность и технические средства обучения для заинтересованности учеников;

-во 2 классе текст читаем медленно, а в 4 классе  - чтение с обычной скоростью;

-создаем без оценочную атмосферу отношений (проводим сравнительную работу).

Результаты хорошие: у ребят отсутствует страх не справиться с работой; написание изложения (пересказ) проходит легко; формируется внимание, память, мышление.

Развитие умений – процесс медленный, но сразу формируется навык написания изложения (пересказ). В любой учебной деятельности «нужно выбирать самое необходимое». Вызвав интерес при активном прослушании получается сделать обучение более полезным, интересным, а ученика активным.

Список литературы:

1.Алимбекова А. Как писать изложение в школе.// Русский язык. - № 29. - 2002 г.

2.Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. Изд. Academa – М.,2009

3.Бондаренко С.М.  Изложение с продолжением // Рус. яз. в шк. -2009, -№6-с.31-34

4.Вьюшкова Л.Н. Учимся слушать // Рус. яз. в шк.-2008,-№5.- с.9

5.Поздеева С.И. Пишем изложение с удовольствием: Учебно-методическое пособие. Томск: Издательство Томского ЦНТИ.2013.-53с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Изложение "Грачи прилетели" 3 класс.

Материал представляет собой разработку урока по развитию речи....

Презентация к уроку развития речи. Обучающее изложение "Как родилась зима"

Презентация к уроку развития речи по тексту К. Ушинского "Как родилась зима"...

Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у...

Изложение "Шапокляк". Урок развития речи

Урок развития речи в системе уроков русского языка с использованием презентации...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ Развития РЕЧИ.

статья содержит материал по организации работы с обучающимися с ТНР. В данной разработке есть задания по каждому этапу работы над изложением....