Памятка для учителя
методическая разработка

Есть вечные ценности, которые помогают быть всегда нужным другим:

- строгая и требовательная любовь к ученикам;

- увлечение своим предметом и знание дела;

- умение и желание понять другого, независимо от разницы в возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_uchitelya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учителя

Есть вечные ценности, которые помогают быть всегда нужным другим:

- строгая и требовательная любовь к ученикам;

- увлечение своим предметом и знание дела;

- умение и желание понять другого, независимо от разницы в возрасте.

! Помня, что от природы все дети разные , создайте на уроке условия для решения учебной задачи разными путями.

Дайте возможность использовать:

- рисунок;

- рассказ;

- тесты;

расчетные задачи;

практическую работу;

игровые моменты;

создание проблемной ситуации и т.д.

! Создайте на уроке психологический климат, при котором дети не боятся высказывать ошибочные мнения, зная, что это поиск истины. Постарайтесь убедить ребенка в истине, не оскорбляя его и не вызывая обиду.

Щадите самолюбие человека. Будьте щедры на похвалу.

! Помните ,что интеллигентность – это умение думать о других. Успех придет к вам, пусть не сразу, если вы станете уважать человеческое достоинство другого; если не будет тона человека, стоящего «над». Не «над», а «вместе» по трудной дороге знаний и нравственного совершенствования – вот путь успеха в нашем деле.

А.П. Чехов считал, что воспитанные люди должны удовлетворять следующим критериям:

- они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, уступчивы;

- они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках;

- они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вдыхали и нянчились с ними.

Л.Н. Толстой считал, что в труде требуются и другие качества, кроме воспитанности, это:

- что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что;

- что исполняешь, исполняй хорошо;

- никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить;

- заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою;

- важнее всего в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности.

! При объяснении и контроле знаний используйте сочетание разных форм работы. Предоставьте возможность ученикам выбрать путь решения учебной задачи, исходя из индивидуальных особенностей.

Законы запоминания:

- четко определите, что необходимо запомнить;

- выясните, как и для чего нужно проводить наблюдение;

- получите впечатление о наблюдаемом объекте, явлении при помощи возможно большего числа органов чувств;

- старайтесь опираться прежде всего на зрительное восприятие;

повторение – основа прочного запоминания;

- старайтесь ассоциировать один факт с другим. Тот, кто умеет обобщать получаемые сведения и устанавливать между ними взаимосвязи, лучше запоминает.

Для работы с учениками 5-6 кл.

При выполнении практических работ надо помнить, что самостоятельно полученные данные активизируют познавательную деятельность учащихся, большинство ребят выполняют опыт (исследование) с удовлетворением.

При этом надо понятно (доходчиво) объяснять, что вы от них хотите получить.

Каким вы путем ни шли наши исследователи, в отчете все должны записать:

- зачем делаем опыт (цель)

- как делаем опыт (ход)

- что получили (результат)

- какие выводы можно сделать.

Роль учителя! Довести до детей мысль, что для успеха в любой самостоятельной деятельности необходимы такие качества личности, как смелость в суждениях, готовность принять на себя решение, способность признать свои ошибки при поиске.

! Спланируйте работу старшеклассников, сориентировав их на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности.

Вспомните слова Ч.Дарвина : «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился приобретено мною путем самообразования».

! Помня правило «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», дайте возможность не только успевающим ученикам использовать свои сильные стороны.

! Покажите ученику серьезное отношение к его первому в жизни открытию. Убедите его в том, что ошибки при поиске неизбежны и их не надо бояться.

Мы должны высоко оценить честный, хотя и неудавшийся отчет. Неудача может убить желание что-либо делать, а может воодушевить на новые поиски.

! Постарайтесь посетить уроки коллег для изучения психологического климата, взаимодействия учителя и ученика, особенно в классе, где у вас еще не все получается.

! Ученик как источник знаний может успешно использоваться в учебной деятельности творческого характера.

Предъявите вначале ученику требования, соответствующие его развитию, а затем постепенно «поднимайте планку».

Требования лишь тогда развивают, когда они посильны для ученика.

! Научив детей обращаться со справочным материалом, вы поможете им не только усвоить учебный курс, но и самостоятельно добывать знания.

! Постарайтесь в планировании учебного материала реализовать системный подход к обучению биологии. Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой из класса в класс постепенно раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живого.

Творческий подход к учебному процессу требует комплексного решения вопросов педагогики, дидактики и психологии.

Не случайно говорят о коллективном интеллекте, когда всем вместе под силу то, что каждый в отдельности решить не сможет.

Успешно учить и воспитывать можно, только опираясь на знание психологии.

Использовать широкий спектр индивидуальных различий учащихся непросто, но необходимо, а для этого приходится решать много методических проблем.

Меняются подходы к обучению, по-иному расставляются акценты в методике.

Какие же новые подходы к обучению видит психология сегодня?

Современная психология предлагает отойти от традиционного принципа последовательности усвоения знаний «от частного к общему» и опираться на принципы прямо противоположные.

Необходимость такого подхода объясняется действием одного из наиболее общих законов умственного развития – «т общего к частному».

В педагогической практике такой подход назван системно-структурным.

Каждая система имеет свою структуру. Структура не сводится к сумме частей, а включает изучение взаимосвязей ее элементов.

Вспомним высказывание биолога Н.И. Чуприковой: «Пока знаний было не так много, можно было как-то выходить из положения за счет эмпирического нащупывания лучших способов их подачи или просто за счет увеличения времени, которое идет на усвоение. Но когда объем знаний возрастает, оба эти источника все больше теряют свою значимость.

Следовательно, должна возрастать роль теории. При этом теория и лучшие образцы педагогической практики должны идти рука об руку, взаимно обогащая друг друга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учителя – руководителя УИД учащихся. Этапы работы над проектом.

 Работа над проектом включает четыре этапа:- планирование;- аналитический этап;- этап обобщения информации;- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)....

Памятка для учителей "Как организовать работу в группах "

Эта памятка была создана во  время работы над проектом "Групповая работа в учебном процессе". Буду рада, если она поможет в в организации групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности....

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Памятка для учителя

В материале предлагается памятка и анкета для учителя начальной школы, составленная логопедом...

Памятка для учителя начальной школы

В последнее время возросло количество детей с проблемами письма и чтения. Материал памятки поможет учителям в работе с детьми....

Памятка молодому учителю

Памятка Наставнику...

Памятки для учителя.

Правила организации работы со слабыми и инертными по своим индивидуально-типологическим особенностям детьми....