Использование ИКТ в начальной школе - проблемы и решения
статья

Гревцева Ольга Сергеевна

В данной статье рассказывается об использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Гревцева Ольга Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ-СОШ с. Звонаревка

Марксовского района

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  • повысить мотивацию обучения;
  • повысить эффективность процесса обучения;
  • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
  • совершенствовать методики проведения уроков;
  • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
  • планировать и систематизировать свою работу;
  • использовать, как средство самообразования;
  • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Одна из ключевых проблем обучения в начальной школе – проблема удержания внимания учащихся. На своих уроках я стараюсь чаще использовать компьютер, который позволяет удерживать внимание в течение всего урока, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора. При этом внимание носит не созерцательный характер, а иммобилизующий, так как, то, что происходит на экране, требует ответной реакции.

Кроме того, изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Применение компьютера в современной школе не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшие ранее проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения

(максимум работы с каждым учащимся);

  • компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  • средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер – хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений – всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
  • возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

  • сделать урок более интересным, наглядным;
  • вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
  • стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:

  • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет-ресурсов, и т. д.);
  • введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
  • проведение урока с использованием информационных технологий (ИТ) (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

В моем классе каждый ученик имеет возможность занять отдельную рабочую зону, оснащенную ноутбуком, в каждом из которых содержатся учебные презентации по предметам, упражнения и задания, электронное тестирование, а также личные папки учащихся с учебными заданиями и творческими работами (работа с текстом, сочинения, написание докладов, создание презентаций).

В своей педагогической деятельности я использую ИТ и во внеклассной деятельности и в работе с родителями, что также организует эту деятельность и способствует дальнейшему закреплению знаний и мотивации учебной деятельности (использование презентаций, видеороликов).

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы учащихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Поэтому, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.

Какие же возможности ИКТ помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные:

  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
  • создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
  • использование готовых программных продуктов;
  • поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание тестовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде.

Таким образом, применение компьютера в начальной школе позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Во-вторых, обучение в начальной школе – это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача – добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применение компьютерных обучающих систем на уроке. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать за компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижение класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

В-третьих, применение на уроках компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

То есть, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.

Итак, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются такие знания, как: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Intel Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. - М. : Издательско-торговый дом Русская Редакция, 2004.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учеб.пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр "Акаде-мия", 2001. - 272 с.

Сайт "Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" [Электронный ресурс]: http://ito.edu.ru/sp/SP/

Сайт "Фестиваль педагогических идей" [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/

Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 ‒  2009г. ‒ с. 38

Зайцева, С.А Современные информационные технологии в образовании// http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером [Текст]: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 124 с.

Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. [Текст]: Начальная школа.- 2006г.- № 11.- с.87

Павлова С. А. Роль ИКТ в реализации системно-деятельностного подхода к обучению. //Начальная школа. № 8 – 2011 г. – с. 20

bukvarenok.ucoz.ru›publ…ikt_na…v_nachalnoj_shkole…

nsportal.ru›Начальная школа›…-ikt-v-nachalnoi-shkole

festival.1september.ru›Использование ИКТ на уроках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы

Статья предназначена учителям начальной школы с целью обмена опытом...

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....

Эссе "Современная начальная школа: проблемы и перспективы"

  Главная функция учителя современной начальной школы – управление процессами обучения, воспитания, развития. Не учить, а направлять у...

Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы (Педсовет)

Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разную группу усвоения изучаемого матери...

Чтение в начальной школе: проблемы и пути их решения.

В статье показаны приемы, помогающие в решении проблем, связанных с чтением в начальной школе....