Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".
статья

Строкова Юлия Сергеевна

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_andrusevoy.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 Речь, являясь одной из важнейших, центральных психических функций, средством самореализации и вливания в общество, несет в себе огромное влияние на развитие и формирование психических процессов умственно отсталого ребёнка, а также на его общее развитие.

Проблема речевого развития умственно отсталых учащихся раскрыта в работах Г.М. Дульнева, М.Ф. Гнездилова, В.Г. Петровой, С.Н. Лалаевой,                         Р.Е. Левиной, Д.И. Орловой, М.Е. Хватцева. Особенности связной речи отражены в работах В.К. Воробьёва, Р.И. Лалаевой, В.Г. Петровой,                            С.Я. Рубинштейна, Т.Б. Филичевой.

Речевое воспитание детей направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) средств.

Развитие речевых навыков у учащихся с умственной отсталостью совершается медленнее и встречается с большими проблемами, нежели у детей с нормой интеллекта. Это сопряжено с тем, что речевые умения, начиная с детства, формируются сначала в процессе общения с другими людьми, в ходе игр, а умственно отсталые учащиеся характеризуются инертностью, неконтактностью и отсутствием речевой мотивации. Следовательно, работа по выработке речевых умений у детей данной категории должна вестись с самого раннего возраста.

Одним из компонентов коммуникативной компетенции является инициативная монологическая речь.

Проблема обучения монологической речи является одной из самых актуальных проблем в обучении умственно отсталых детей. Обучение монологической речи достаточно трудоемкий и длительный процесс. Монологическое высказывание можно рассматривать как часть процесса общения любого уровня парного, группового, массового.

По определению Л.П. Якубинского, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания. Он считает, что монолог – это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающее наличие собеседника.

Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

Таким образом, монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в сравнении с диалогической речью она характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

Развитие монологической речи проходит три этапа:

1) На первом этапе вырабатываются языковые автоматизмы. Вырабатывается навык быстрого и безошибочного пользования лексическим, фонетическим, грамматическим материалом. Происходит это на основе имитативной, ассоциативной речи, речи называния, хоровой и условно-коммуникативной речевой деятельности.

2) На втором этапе учатся отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания при этом находится выражение содержания с помощью адекватного языкового материала. На данном этапе вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.

3) Третий этап направлен на развитие инициативной монологической речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания. Среди признаков монологической речи выделяются также непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство), последовательность, логичность речи, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность высказывания.

Инициативная речь – речь, требующая программирования и исходящая не из стимулов собеседника, а из внутреннего замысла человека, формулирующего высказывание. При инициативной речи говорящий руководствуется собственной инициативой, самостоятельно выбирает содержание высказывания, языковой материал и выразительные средства языка.

Инициативная речь – самостоятельная речь, которая осуществляется по собственному побуждению (по собственной инициативе), без специального задания или вопроса со стороны взрослого.

Возникновение инициативной речи требует:

  1. наличия хотя бы небольшого запаса слов;
  2. некоторого уровня развития связной, фразовой речи;
  3. установления контакта между детьми;
  4. пробуждения доверия ко взрослому, к которому обращена речь ребенка, и желания с ним общаться;
  5. развития потребности и мотивов общения словесной речью.

У нормально развивающихся детей инициативная речь возникает, как правило, на втором году жизни. Развитие инициативной речи у умственно отсталых учащихся задерживается в результате нарушения познавательной деятельности, отсутствия педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной и, в частности, внешней и внутренней потребности в речевом общении.

Развитие инициативной монологической речи у умственно отсталых учащихся проходит ряд ступеней, дополняющих, но не исключающих друг друга: появляется эта речь прежде всего при виде предметов и действий, названия которых усвоены детьми (собака бежит; автобус; мишка на стуле; упал). Такие высказывания являются простой констатацией наличия предметов, совершившихся действий и их обозначением. Мотивами констатирующих обозначений могут быть стремление разобраться в знакомых предметах и их названиях, желание снискать похвалу, гордость за свои знания и непосредственная радость узнавания. Иногда констатация имеет в своей основе просьбу, требование, призыв к помощи («Вася ударил»; «палец болит») или удовольствие, восхищение, удивление («поезд идет!»; «слоник!»).

Мотивами высказывания могут быть самоутверждение, восстановление порядка, стремление к ласке, общению; встречаются прямые просьбы, направленные на удовлетворение своих нужд или косвенных просьб: «Дай бумагу, краски, хочу рисовать»; «Тепло на улице, сухо».

Следующая ступень – вопросы, служащие общему развитию ребенка и развитию его речи.

Источниками развития инициативной монологической речи служат:

  • организация жизненного, чувственного, практического опыта детей;
  • речевое обозначение предметов, действий, ситуаций;
  • обеспечение богатства и разнообразия впечатлений;
  • специальное обучение и коррекция речи;
  • общение детей друг с другом;
  • правильная, четкая, доступная пониманию речь взрослых и старших детей;
  • рассказывание, чтение с инсценировками и иллюстрациями;
  • игра, сопровождающаяся речевым общением; систематическое общение взрослых с детьми.

Монолог  это форма речи, развернутое высказывание одного лица, которое может быть обращено к самому себе или к слушателям. Монолог как вид речевой деятельности считается сложнее, чем диалог. Он не сопровождается репликами, вследствие этого для монолога необходимо сильные внутренние мотивы для продолжения речи. Для того чтобы быть понятным слушателям, монологическая речь должна основываться на логичности, развернутости, последовательности.

Известные педагоги И.Г. Песталоцци, В.М. Сухомлинский,                                К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий считали игру важной частью детства, отмечали ее весомое значение в обучении и воспитании детей.

Наибольшее влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета.

На основе анализа работ Н.А Виноградовой, Р.И. Жуковской,                         Н.В. Краснощековой, Г.С. Швайко мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте в специальной (коррекционной) школе большое значение в речевом развитии детей имеет игра, а наиболее рациональным для развития инициативной монологической речи младших школьников с умственной отсталостью является использование сюжетно-ролевых игр Игра – один из видов человеческой деятельности, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе [13].

У умственно отсталых детей в следствие своего аномального развития игровая деятельность развита достаточно плохо. У них отсутствует интерес к игре, наблюдается быстрая насыщаемость предметами, в следствие чего проявляется плохое, порой неадекватное поведение. Дети с умственной отсталостью играют сами по себе, т.е. молча, не вступают в контакты с другими детьми.

Воображение у умственно отсталых школьников так же имеет специфическое развитие, вследствие этого дети могут играть только с реальными предметами или макетами предметов. Такие дети чаще всего не являются инициаторами или активными участниками игр, потому что зачастую не понимают содержания игры.

Сюжетно-ролевая игра в развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т.д. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, инициативной речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.

Сюжетно-ролевые игры помогают сформировать у умственно отсталых детей чувство родного языка и умение грамотно произносить слова, с легкостью овладевать грамматическими нормами языка. Они дают возможность детям овладеть определённым объёмом знаний и учат их пользоваться этими знаниями; содействуют развитию творческой и мыслительной деятельности; помогают решать умственные задачи в игровой форме, одолевая при этом трудности речевого развития, таких как связная речь.

Так, во время проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок пополняет свой словарный запас, поочередно овладевает приемами выражения в слове необходимого содержания и по итогу овладевает умением выражать свои мысли максимально полно и точно. Формирование грамматического строя речи в игре ориентировано на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно применять грамматические формы падежа, рода, числа.

Таким образом, инициативная монологическая речь – самостоятельная речь, которая осуществляется по собственному побуждению, исходит из внутреннего замысла человека, формирующего высказывание. Наибольшее влияние на развитие данного вида речи оказывают сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра содействует улучшению ориентирования в реальных жизненных ситуациях умственно отсталых учащихся, помогает развитию связной речи, различных ее характеристик и видов.

Развитие инициативной речи у умственно отсталых задерживается в результате нарушения интеллекта или вследствие интеллектуальной неполноценности, отсутствия педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной и, в частности, внешней и внутренней потребности в речевом общении.

Список литературы:

  1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов /                                             А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
  2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : Астрель, 2006. – 158 с.
  3. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М. : Академия, 1998. – 386 с.
  4. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
  5. Лалаева, Р. Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. Н. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
  6. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Академия, 1998. – 348 с.
  7. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы /          В. Г. Петрова. – М. : Педагогика, 1977. – 157 с.
  8. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С. Я. Рубинштейн. – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2005. – 192 с.
  9. Якубинский, Л. П. О диалогической речи  / Л. П. Якубинский.  – М. : ИНИОН РАН, 2003. – 274 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Развитие монологической речи у младших школьников.

Документ содержит актуальность темы, упражнения для развития монологичесой речи....

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью

В работе представлены особенности связной речи умственно отсталых школьников, упражнения по развитию связной речи....

«Особенности грамматического строя речи младших школьников с умственной отсталостью»

Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от...