Развитие монологической речи у младших школьников.
статья (1 класс) на тему

Дьячкова Светлана Александровна

Документ содержит актуальность темы, упражнения для развития монологичесой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_monologicheskoy_rechi.docx103.02 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Речь-это один из видов общения , которое необходимо людям в их совместной

деятельности , в социальной жизни   , в обмене информацией , в познании , в

образовании .

Речь разнообразна . Это     и разговор друзей , и горячий призыв оратора, и монолог

артиста , и ответ ученика. В разных ситуациях  речь выступает в различных формах . Речь

бывает внутренней и внешней . Внутренняя речь – это речь мысленная , протекающая  ,

хотя на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений . Это как разговор с

самим собой . Она отрывочна , лишена грамматических форм.

Внешняя речь – это речь –общение , речь для других.

Внешняя речь бывает диалогической и монологической.

Монолог – это речь одного  человека , например: рассказ, сообщение , пересказ.

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры .

Методическая работа по формированию  культуры речи  учащихся         складывается из

следующих компонентов : развития речевого слуха ; работ над  орфоэпическим ,

литературным произношением ; работы над словарным запасом учащихся , над

предложением , над связной речью , включающей пересказ и рассказывание.

1.1.Характеристика ведущей идеи.

Вопросы  воспитания культуры речи всегда волновали ученых , методистов и педагогов –

практиков . Выдающиеся     отечественные          психологи  Л.С.Выготский ,

С.Л.Рубинштейн показали , что психика ребенка развивается       в  основном путем

«социального наследования» , присвоения общественного опыта . Поскольку исторически

сформировавшееся содержание   человеческого опыта обобщено в словесной форме , то

передача и усвоение его предполагают        участие речи в этом процессе .Речь открывает  

ребенку доступ       ко всем достижениям культуры. С развитием речи у ребенка связано

формирование как личности в целом   , так и всех основных психических процессов.

Вопросы  культура речи в современном обществе имеют первостепенное значение  

.Большинство ученых озабочено снижением общего уровня речевой культуры.    

Н.Г.Комлев отмечает ,что  культура речевого воздействия упала до самой низкой черты

.Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов  русской словесности .Она

становится всё более примитивной , стилистически беспомощной , вульгарной.

Поскольку ребенок младшего школьного возраста находится в большой  эмоциональной

зависимости от учителя , то огромная роль в развитии речи  учащегося,  как компонента

его общего развития ,принадлежит именно учителю. Общеизвестно , что «уровень  

сформированности  речевой культуры отдельного человека в значительной мере

определяет его интеллектуальную и эмоциональную   культуру, и в целом

общекультурное состояние социума».Поэтому необходима систематическая работа по

развитию речевой культуры    на уроках , особенно на уроках литературного чтения .

Проблеме формирования         культуры    речи учащихся             посвящены исследования

многих методистов  , в частности    Львова М.Р.,  Ладыженской  Т.А., Соловейчик М.И.,

Титовой Н.Ф. и др. Система работы       над  формирование культуры   на уроках в их трудах  

разработана  достаточно глубоко.

1.2.Актуальность данной темы.

С другой стороны    богатый материал и большие возможности для формирования    

речевой культуры дают уроки литературного чтения , В связи  с этим актуальность данной

темы состоит в разработке  системы  приемов  формирования  культуры  речи  учащихся          

младших классов на уроках литературного чтения ,так как у детей младшего школьного

возраста речь  скудная , насыщенная словами-паразитами.

1.3. Проблема данной темы.

Основная проблема  заключается в том , что ребенок  может использовать один тип слов  

при общении с учителем , другой – при общении со взрослым родственником , и третий –

при общении со своими друзьями .Навыки  грамотной речи ,полученные в школе не

закрепляются в повседневной жизни.

Для ребенка хорошая речь—залог успешного обучения и развития. Вначале язык

усваивается ребенком стихийно , в процессе общения. Но этого недостаточно , стихийно

усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые    очень            важные

аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся  в ведении школы.

Это , во-первых ,усвоение   литературного  языка, подчиненного норме, умение отличать  

литературный « правильный», от нелитературного , от просторечия , диалектов, жаргонов      

.Школа учит литературному языку в его художественном , научном и разговорном

вариантах . Это огромный объем материала , многие сотни новых слов , тысячи новых

значений уже известных слов , множество    таких сочетаний , которых    дети до школы не

употребляли. И здесь необходима система учебных воздействий на учащихся  ,нужна

планомерная работа , четко  и определённо дозирующая материал , нужно      

соблюдение ступеней  формирования речи. Во-вторых учащиеся овладевают чтением и

письмом .И чтение , и письмо- это речевые навыки  , опирающиеся на систему

языка. Учителю при работе по формированию    связной  речи учащихся следует уделять

внимание  не только развитию      письменной речи с опорой      на устные высказывания ,

но и специальным занятиям устной , успешность которых  непосредственно связана с

учетом мотивации речи.

Речь возникает из потребности   высказаться , а высказывания человека порождаются

определенными побуждения . Л.С.Выготский считал , что наличие мотивации речи

означает  ,что у школьника не только есть мысли   и чувства , которые   могут быть

выражены им , но и что ему хочется поделиться      , т.е. у него имеется внутренне

побуждение к тому , чтобы высказать свои мысли и чувства. Мотив речи      возникает     у

детей при наличии эмоций , связанных с яркими впечатлениями , интересом к  той работе

, которую  предлагает учитель.

2.1.Цель: формирование связной  устной монологической речи на уроках чтения.

Задачи:

  • Развить умение логично , лаконично, последовательно  излагать свои мысли.
  • Обогащение словарного запаса , усвоение новых слов и значений .
  •  Развить познавательные  интересы учащихся, обеспечить речевую практику.
  • Развить умение самоконтроля   при общении .

2.2.Культура речи -неотъемлемое качество     образованного человека.

М.Р.Львов выделил           основные уровни развития речи учащихся.

Развитие речи учащихся.

Произносительный уровень

Словарный уровень

Морфологический уровень

Синтаксический уровень

Уровень текста

Дикция

Обогащение словаря

Образование новых слов

Образование и употребление словосочетаний разных типов

Анализ разных типов текста

Орфоэпия

Активизация словаря

Употребление частей речи

Образование и употребление предложений разных типов

Изложение

Интонация

Образование и употребление форм склонения , спряжения ит.д.

Сочинение

Выразительность

Повествование описание рассуждение.

(Работа над словом , над словосочетанием и предложением ,работа над связной речью)

все эти три линии  развиваются параллельно , хотя они находятся в то же время в

подчинительных отношениях ; словарная работа дает материал     для предложений , для

связной речи ; при подготовке к рассказу , сочинению проводится работа над словом  и

предложением. Упражнения в связной речи : рассказы  , пересказы   ,сочинения и т.п. –

представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений , в них

сливаются все умения :в области словаря , и на уровне предложений , и по логике и

композиции текста, умение накапливать материал , Важнейшие требование     ,

предъявляемые к речевым упражнениям – систематичность( последовательность ,

перспективность , взаимосвязь               разнообразных упражнений , умение подчинить их

единой цели .Каждое новое упражнение , будучи связано с предыдущим , в то же время

должно   вносить что-то новое , хотя бы небольшой элемент нового.

Важно  предусмотреть определенную , конкретную цель каждого      речевого

упражнения. Это значит определить , какое новое умение по сравнению с уже усвоенным

сформирует это упражнение. Так , одно сочинение знакомит с элементами описания ,

следующее- с более сложными зарисовками по наблюдению.

Необходимо также разнообразие  видов упражнений. Одно из требований

систематичности состоит в том , чтобы в процессе обучения          более или менее

равномерно представлены  все доступные возрасту виды работ , например все виды

устных монологических упражнений:  описание предмета , пересказ , близкий к тексту,

пересказ сжатый ,пересказ с творческими дополнениями , рассказ по наблюдениям ,

рассказ по серии картин  и по одной картине , рассказ по аналогии и пр.

Система речевых упражнений  эффективна лишь тогда , когда есть условия ,

составляющие фон для речевого развития .Таким фоном является атмосфера постоянного

внимания к языку и речи , здоровая речевая среда, которую создает школа.

Речевые упражнения , как правило ,не дают заметного эффекта за короткий срок. В

развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя ,учащихся и

родителей.

2.3.Требования к речи учащихся.

Первое требование –требование содержательности речи. Говорить можно  лишь о том ,

что сам хорошо знаешь .Лишь тогда           рассказ ученика будет хорош , интересен , когда

он будет построен на знании фактов , на наблюдениях  , когда в нем будут передаваться

обдуманные мысли , искренние переживания или воображаемые картины.

Второе требование-требование логичности ,последовательности , четкости

построения речи. Хорошее знание  того , о чем ученик  говорит ,помогает ему не

пропустить существенное ,логично переходить от одной части к другой , не повторять

одно и тоже несколько раз .Правильная речь  предполагает обоснованность выводов (

если они есть), умение не только начать , но и закончить , завершить высказывание.

Под точностью речи понимают умение говорящего не просто передавать факты ,

наблюдения , но и выбрать для этой цели наилучшие слова ,словосочетания, которые      

передают  именно те черты ,которые присущи изображаемому предмету .Точность

требует богатства языковых средств , их разнообразия, умение выбрать слова, синонимы ,

наиболее подходящие к содержанию.

Речь только тогда воздействует на  слушателя с нужной силой , когда она выразительна.

Выразительность речи- это умение ярко ,убедительно , сжато передать мысль ,это

способность воздействовать на людей интонациями , отбором фактов, построением  

фразы, выбором слов , настроением рассказа.

Ясность речь –это ее доступность  тем людям , к кому она обращена. Речь всегда имеет

адресата .Говорящий должен учитывать интеллектуальные возможности адресата. Речи

вредит излишняя сложность, перегруженность терминами.

Чрезвычайно важна также  произносительная сторона речи          :хорошая дикция ,

отчетливое  выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии- произносительных

норм литературного языка, умение говорить выразительно ,достаточно громко, но не

кричать , владеть интонациями , паузами, логическими ударениями и пр.

И выразительность , и ясность речи предполагают также ее чистоту ,т.е.отсутствие      

лишних слов, грубых просторечных слов и выражений.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи ,т.е. соответствие

литературной норме. Орфоэпическая , произносительная правильность.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть

получена  только при соблюдении всего комплекса требований.

Основываясь на собственном педагогическом опыте и на методических разработках

ведущих педагогов М.Р.Львова, К.Д Ушинского, Н.А.Жинкина , работу по развитию

связной устной монологической   речью учащихся я начинаю с первых дней поступления

ребенка в школу.

3.1.Характеристика класса.

Необходимость     работы по развитию устной монологической речи  выявилась  при

первом  знакомстве с классным коллективом. Из 17 учащихся  5 человек были другой

национальности (узбек , азербайджанец , татары).Артыков Фаррух  приехал из

Узбекистана ,не владея русским языком.  Общение с детьми и со мной вызывало у него

огромные трудности . Со стороны родителей помощь не оказывалась , т.к. в домашней

обстановке общение проходило на их родном языке.  Почти у всех остальных ребят

оказался бедный словарный запас . Они не умели  давать полные , развернутые ответы на

поставленные вопросы .

3.2.Педагогическая деятельность в 1- ом классе.

В 1 –ом классе  с первых дней обучения  я начала   работу  над  произносительным

уровнем. Для развития речевого аппарата проводилась  артикуляционная гимнастика,

направленная  на развитие мышц  губ, языка ,челюстей ,рта.

Организация упражнений для отработки артикуляции гласных и согласных звуков.

  • Развитие правильного звукопроизношения(внятности речи), чему способствуют чистоговорки, артикуляционная зарядка.
  • Отчетливое произношение слов,фраз.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Увеличение силы и высоты голоса.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Достижение  выразительности речи через подражания при заучивании стихотворений с голоса учителя.

Великий педагог К.Д.Ушинский  писал: «В этом возрасте я советую разучивать

стихотворения не иначе ,как в классе».  С первых дней обучения грамоте  детям

предлагаются   для заучивания на уроке пословицы , поговорки, чистоговорки ,

скороговорки . Учащимся дается определение пословицы и поговорки.

Пословица -краткое народное изречение с  назидательным смыслом.

Поговорка – образное выражение .

При  изучении каждой новой буквы и звука  выучивается пословица или поговорка ,

начинающаяся с этой буквы.

Упражнение №1

Задание- повтори пословицу  или поговорку .Объясни как ты её понимаешь.

Аккуратность красит человека .

Без задних ног.

В глаза не хвали , а за глаза не кори.

Грамоте учиться  - всегда пригодится.

Для работы  над дикцией  и  интонацией  я использовала следующие упражнения

Упражнение №2

Задание –произнеси четко и ясно чистоговорку ( скороговорку).

Произнеси с разной интонацией ( грустно ,весело , тревожно , раздраженно ,строго и т.д.)

Алеша Ульяне сигнал подает, услышит Ульянв - Алешу найдет

Белые бараны били в барабаны.

 Водовоз вёз воду от водопровода.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга – ни шага.

Дедушка дал Диме дольку дыни.

Упражнение № 3

Задание – произнеси скороговорку  очень тихо ,  произнеси шепотом,  произнеси громко ,

но не кричать , произнеси усиливая голос .Произнеси  как кошка , как котенок , как

медведь и т.д.

С мышами во ржи                    Испугались медвежонка

Подружились ежи.                  Еж с ежихой и ежонком,

Ушли в камыши ,                     Чиж с чижихой и с чижонком,

И во ржи –ни души.                 Стриж с стрижихой и стрижонком.

На произносительном уровне с 1 –го  класса проводится работа над орфоэпией ,

выразительностью.  

Путешествие в гости к сказке.

Задание- вспомни , назови и расскажи сказку .Тебе помогут сказочные герои  и

волшебные предметы. (На доске или экране иллюстрации ).

  • Царь ,три сына , стрела , болото ,лягушка. «Царевна –лягушка».
  • Отец ,мачеха , три дочери , король, фея. «Золушка».
  • Мачеха , две дочери , деде Мороз «Морозко».
  • Баба Яга ,гуси , яблонька, печка ,речка «Гуси-лебеди».

Путешествие в страну Вежливых  Слов.

Задание -выучить в классе  стихотворение и произнести выразительно.

Добрые слова не лень     повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота всем идущим на работу,

Кузнецу ,ткачу , врачу, «С добрым утром !»- я кричу.

«Добрый день!»-кричу я в след    всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.

Очень нравится детям младшего школьного возраста  упражнение по добавлению слов.

Добавлялки.

Задание- повтори и добавь слово.

Ра- ра- ра –начинается………

Ры-ры-ры-у мальчиков ………

Ро-ро-ро –у Раи новое ………

Ар-ар-ар- кипит наш …………

Ло-ло-ло-  а на улице.......

Ша-ша-ша – мама моет …….

Жа-жа-жа-есть иголки у …….

Са-са-са – в лесу бегает ……..

Су-су-су- было холодно в ………..

На словарном уровне  в 1 классе происходит знакомство с новыми словами . их

использование в речи.

Выполняются упражнения по подбору  синонимов ,антонимов , омонимов  .

Задание –прослушай     предложения .Объясни что обозначает слово язык. Составь с ним

свои предложения.

У колокола- язык.

Колокол без языка нем.

Солдаты были в разведке  и привели языка.

Вот ботинок.У ботинка –язык.

Что обозначает слово ключ?

Много разных      есть ключей: ключ родник среди камней ,ключ скрипичный , завитой, и

обычный ключ дверной.

Очень часто на уроках чтения использую такие задания-описания.

Задание-  задумай и опиши предмет так , чтобы ребята догадались что ты задумал.

Опиши  внешность и характер своего одноклассника , друга , брата,  домашнего

животного.

Почему так назвали?

Задание – подумай и объясни  название  месяца.

Сентябрь-хмурень.

Октябрь- грязник.

Ноябрь- листогной.

Для  составления рассказов  я использовала серии картинок. Все картинки объединены

общей темой. Расположенные в нужном порядке , они помогают осознать не только

содержание , но и структуру повествования , облегчают работу над составлением плана

рассказа ( озаглавливанием картинок ), помогают в обучении рассказыванию по плану.

Целесообразно подбирать картинки , которые по тематике близки к уроку чтения.

К концу первого года обучения   учащиеся стали давать более развернутые ответы .

Фаррух Артыков          научился говорить на русском языке , но сложность заключалась в

том  , что  учащиеся , для который русский язык не являлся родным , очень плохо

заучивали стихи , они не понимали смысл рифмы  .Каждое стихотворение  они

пересказывали . Весь первый год на уроках обучения грамоте и чтения  проводилось

работа по пересказу текста , но это являлось  для многих большой трудностью . Ученики

плохо пересказывают без наводящих вопросов .                                                                                          

С первых дней обучения я отслеживала и оценивала результаты  , опираясь на

информационно -  методический сборник «Система контроля и оценки в начальной

школе».

Критерии оценки :

«5»-нет фактический ошибок, правильно построены предложения.

«4»-содержание передано правильно, имеются  незначительные нарушения

последовательности  .

«3»-допущено существенное отклонение  от  авторского текста.

«2»-допущено существенное отклонение от авторского текста , много фактических

неточностей.

Так как в 1-ом классе существует безотметочная система обучения , ученики оценивались

устно или поощрялись звездочками. По результатам оценивания    я для себя составила

таблицу уровня развития монологической речи.

Пересказ на «5»

Пересказ на «4»

Пересказ  на «3»

Пересказ на «2»

Киселева

Квашенникова

Самсонов

Артыков

Бочкарева

Сесоров

Галеев

Хапина

Морозова

Зейналов

Королев

Юсипова

Низамиев

Киселев

Сутырин

Кузнецов

Логинова

                                                                                                                                                                               

Работу по развитию устной  монологической речи  я продолжила во 2- ом классе.

3.3.Педагогическая деятельность во 2 –ом классе.

Во втором  классе развитие  речи  переходит на морфологический уровень  (образование

новых слов, употребление частей речи ) и синтаксический уровень( употребление

словосочетаний и предложений различных типов. Учащиеся знакомятся с видами

монологов: монолог –сообщение , монолог – описание , монолог - рассуждение , монолог

– повествование ,монолог – убеждение.  На уроках литературного чтения я использовала

 индивидуальную ,  и групповую формы работы . На  уроках я использовала

дифференцированный подход . Дифференциацию я разделила на три уровня  : по степени

трудности , по уровню творчества , по объему. Их я применяла к выполнению заданий

Артыковым , Галеевым , Зейналовым ,Сутыриным ,Низамиевым.

Упражнение №1

Задание – узнать слово по его определению.

  • Большой , бесформенный кусок льда , земли (глыба).
  • Занимающий слишком много места , слишком большой ( громоздкий).
  • Крайне усталый ,утомленный ( изнуренный ).

Упражнение №2

Задание- представь , что ты встретил иностранца и он просит объяснить  значение слов.

Автомобиль , автобус ,  мотоцикл.

Молоток .пила , топор.

Кустарник , дерево ,  трава.

Упражнение № 3

Задание –  подумай из каких слов образовалось слово ,объясни  его значение .

Самолет ,пароход , юннаты , телевидение  и т.п.

 На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с фразеологизмами.

Фразеология ( в переводе с греческого –наука о значении и происхождении устойчивых

выражений ).Ученики воспринимают фразеологизмы  как выражения , употребляемые в

переносном  смысле .

«Вывести на чистую воду»- разоблачить кого-либо, поймать кого-либо      на

совершении чего-либо  запретного. Вода в народных поверьях и обрядах      всегда имела

исключительное значение. До сих пор  в деревнях России можно услышать немало

рассказов и легенд о чудесных исцелениях  с помощью воды . Для того ,чтобы

«волшебство» было успешным , вода должна быть чистой , прозрачной.

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда .

Слово    нос тут вовсе     не означает орган обоняния , всего лишь памятную дощечку ,

бирку для записей, В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие

дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки называли

носами.

Опростоволоситься- опозориться. В старину на Руси не принято было женщинам

появляться на людях с непокрытой головой , простоволосой .Это считалось позором

Упражнения по работе с фразеологизмами.

Задание –подберите к каждому слову      фразеологический оборот из правой колонки.

Метко                                                          стреляный воробей

Неожиданно                                               не в бровь , а в глаз

Тесно                                                             яблоку некуда упасть

Темно                                                            как снег на голову

Опытный                                                       хоть глаз выколи

Задание –найди фразеологизм.

1.Я не нашел себе места и встал     в проходе. Отец не находил себе места от

волнения.

2.В двух словах он допустил  три ошибки , В двух словах    изложите свою просьбу.

3.За едой малыш прикусил язык и заплакал Он чуть было не проговорился , но вовремя

прикусил язык.

4.Я подхватил  упавшего ребенка и осторожно поставил его на ноги .Немало было у

отца  забот . пока  он не поставил нас на ноги.

Задание – подобрать как можно больше    речевых оборотов со словами :голова , ухо  

,язык и т.п..

Например: человек с головой ,морочить голову ,вскружить голову, потерять голову,не

сносить головы , как снег на голову, отвечать головой , держать ухо востро ,

пропустить мимо ушей , покраснеть до ушей. Медведь на ухо наступил , развесить

уши, слышать краем уха , ушки на макушке. Язык без костей , острый язык , тянуть за

язык , прикуси язык , злые языки ,проглотить язык , язык не поворачивается , найти

общий язык ,держать язык за зубами, язык до Киева доведет.

Работа с фразеологизмами обогащает словарный запас  учащихся  .Эти упражнения очень

нравятся ученикам , расширяют     их кругозор  , усиливают познавательный интерес к

урокам литературного чтения      к истории родного языка.

Очень часто я использую упражнения  , направленные на поиск и исправление речевых

ошибок  , упражнения  на замену просторечных слов литературными словами. Это

обогащает словарный запас  и способствует  развитию  монологической речи ( рассказу,

пересказу и т.д.).

Упражнение №1

Задание – замените просторечные слова литературными.

Кочет – (петух)

Гутарить , баять , калякать – (говорить )

Майдан-(площадь)

Гляделки –( глаза)

Шибко- ( очень)

Упражнение №2

Задание –найди и исправь речевые ошибки.

Повар посолил суп солью.

Мама подарила мне молодого щенка .

У нас в парке много деревянных деревьев.

Упражнение №3

Задание- подобрать к заимствованным словам близкие по значению  русские слова.

Абсолютный- ( полный , совершенный )

Активный  - ( деятельный )

Идеальный – (совершенный , образцовый )

Контакт – ( связь , общение , соприкосновение )

Оригинальный – (своеобразный )

Хобби – ( увлечение ).

 Во 2 –ом классе  происходит обучение монологической речи на базе текста .

Работу с текстом я провожу по следующему плану.

1.Определите     тематическую принадлежность текста .

2.Скажите , кому адресован  текст?

3.Определите  вид  текста ( описание , повествование , сообщение , рассуждение)

4.Определите стиль текста ( научный , художественный   ,документальный)

5.Найдите в тексте предложение , в котором сформулирована тема текста.

6.Ответьте на вопросы к тексту.

7.Разбейте текст на смысловые части и озаглавь их .

8.Расположите пункты плана , данного на доске , в соответствии с логикой изложение

  материала в тексте.

 9.Назовите главную мысль текста.

 Учащиеся  более  подробно знакомятся с видами пересказа текста .

Они узнают , что пересказ бывает подробный , сжатый , краткий , выборочный .

В конце  2-го класса я составила таблицу  качества    сформированности  устной

монологической речи.

     Пересказ на «5»

Пересказ на «4»

Пересказ на «3»

Пересказ на    «2»

Киселева

Бочкарева

Самсонов

Артыков

Квашенникова

Королев

Сесоров

Зейналов

Логинова

Морозова

Галеев

Хапина

Низамиев

Юсипова

Сутырин

Киселев

Кузнецов

Из таблицы видно , что  произошел рост в обучении монологической речи , но  у

большинства учащихся еще плохо сформированы  навыки пересказа , рассказа,

сочинения. Артыков , Зейналов и Галеев  научились пересказывать  только отдельные

части текста , заучивать небольшую часть из стихотворения. Исходя из этих результатов  

работу над развитием устной монологической речи я продолжила в 3-ем классе.

3.4.Педагогическая деятельность в 3-ем классе.

В 3- ем  классе  я  продолжила работу с учащимися  над  формированием всех уровней

развития речи:  произносительным ,словарным , морфологическим , синтаксическим ,

уровнем текста.

На уроках литературного чтения я использовала упражнения , которые проводила в 1-ом

и во 2-ом классах , но более усложненные , соответствующие возрастному развитию

ребят.  Так как в младшем школьном возрасте у детей возникает потребность сочинять ,

фантазировать , придумывать ,то и  упражнения  я старалась подбирать с творческими

заданиями.

Задание-        представь , что ты волшебник и все можешь .Помечтай сам( про себя)  .

Я- волшебник…………………………………………….

А теперь расскажи , что ты придумал.

Задание –прочитай стихотворение .О  чем разговаривали рыбки? А что в это время думал рыбак?

В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала:

-Здравствуй!

-Здравствуй!

-Как дела?

-На рыбалке я была ,я удила рыбака, дядю Петю –чудака.

--Где же твой рыбак? Попался ?

- Нет, ушел хитрец! Сорвался.

Задание- произнеси стихотворение Б.Заходера «Куда спешат головастики»  используя

разный темп произношения.

Кто -налево, кто- направо-  

Так и носится орава вдоль пруда…                  быстрый темп

Вокруг пруда….

Почему? Зачем?                                                       Медленный, как бы размышляя

Куда ?

Головастики спешат                                            спокойно , размеренно.

Превратиться в лягушат.

Задание- рассмотри картинку , опиши зайчика, его настроение .Расскажи  о том, что с ним

могло произойти.

На каждом уроке  проводятся     упражнения по выделению голосом логического

ударения.

Задание- прочитай  рассказ , перескажи , выделяя голосом подчеркнутые слова.

Нашу кошку зовут Мурка ,а я её зову Мурочка, потому  что она очень  красивая. Головка

у  неё кругленькая. Ушки беленькие, усы и брови у неё длинные ,шерстка пушистая.

Очень любят дети работу со сказкой .С удовольствием рассказывают свои любимые

сказки , придумывают новые. В третьем классе они уже хорошо  определяют вид

сказки(волшебные ,бытовые , о животных )  

Задание – придумай и доскажи сказку .1 ряд –сказка бытовая.2 ряд –сказка о животных.3

ряд –волшебная сказка.

Жили – были старик со старухой. Ели они как-то горох и уронили одну горошину на пол.

Покатилась горошинка по полу и …………………………………

Большая работа проводится для устранения из речи учащихся слов –паразитов , повторов.

Им предлагаются тексты  с использованием этих слов , а ученики должны их найти и

произнести  текст  правильно.

Для обогащения речи  младших школьников я предпочитаю выбирать тексты из

произведений К.Г.Паустовского , М.Пришвина , В.Бианки.

Задание – прочитай  отрывок из повести «Золотая роза» К.Г.Паустовского. Найди слова

или словосочетания  , которые обозначают, какой бывает дождь ,другие _ обозначают

действия дождя.

Но вот начинают крапать первые капли. Потом дождь расходится. Тогда-то и

возникает чудесный прохладный запах земли , впервые смоченной дождем .Он

держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы , особенно крапивы.

Характерно , что независимо от того , какой будет дождь, его  всегда называют

ласково- дождиком .»Дождик собрался» , «дождик припустил» .Чем , например,

отличается спорый дождь от грибного ?.Спорый дождь   льется отвесно , сильно. А

мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит , а шепчет что –

то свое , усыпительное. О  слепом дожде , идущем при солнце , в народе говорят :

«Царевна  плачет». Все это- ничтожная часть того , что можно сказать о дожде…..

Детям предлагается вспомнить слова , описывающие дождь и действия дождя , составить

свой рассказ  или сказку о дождике.

В  начальной школе дети знакомятся с понятием художественная  и деловая речь .  Перед

детьми ставится задача  -составить рассказ так , чтобы слушатель  увидел нарисованные  

картины  такими , какими их видел ты   ,почувствовал то же , что чувствовал ты .

Задание- опиши снег ,  пользуясь художественной и деловой речью.

Примерные тексты , которые  рассказывают дети.

Снег белый , холодный , красивый. Я люблю , когда  зимой идет снег, На солнышке он

искрится , блестит , переливается разными цветами.

Снег-  это вид осадков .Он выпадает зимой , когда становится холодно.

На уроках литературного чтения          учащиеся знакомятся   со структурой текста( начало ,

средняя часть , концовка). Здесь можно  использовать как фронтальную работу , так и

индивидуальную .

Один ученик придумывает начало , другой -середину , третий придумывает

концовку.  Дети  учатся составлять план и пользоваться  готовым .

Задание – расскажи сказку   «Медведь и мужик» по плану.

План:

  1. Медведь грозиться мужика « сломать».
  2. Уговор мужика и медведя.
  3. Мужику достается репа ,медведю- ботва.
  4. Новый уговор медведя и мужика.
  5. Медведь получает корешки , мужик берет рожь.
  6. «С тех пор у медведя с мужиком     вражда пошла».

Иногда ,чтобы была понятна основная мысль текста , надо    передать все детали ,

подробности повествования , а иногда в этом нет необходимости , поэтому дети учатся

пересказывать  и кратко и подробно.

Краткий пересказ всегда вызывает больше трудностей  , чем подробный ,так как в этом

возрасте ученики плохо выделяют основные , важные слова , а часто заучивают целыми

предложениями ,частями. Детям трудно из большого текста сделать маленький , да так ,

чтобы все было понятно  ,поэтому  на уроках чтения  учащиеся  упражняются в

составлении  кратких рассказов.

1.Ты пришел в библиотеку , чтобы взять книгу  для заболевшего друга , но название

книги забыл. Хорошо , что ты помнишь ее содержание .                                  

     

   Задание-  перескажи содержание книги библиотекарю , чтобы он нашел ее.

2.Задание- попробуй передать содержание отрывка из сказки «Маша и медведь» в одном

предложении.

Идет медведь в лесу между    березок , в овражки  спускается , на пригорки

поднимается , устал и говорит: «Сяду на пенек , съем пирожок!».

3. Каким одним словом можно заменить все выделенные слова?

На птичьем дворе утки щипали, куры клевали гадкого утенка. Утята толкали и

дразнили его , Девушка , которая давала корм птицам , отталкивала гадкого утенка

ногой . Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят.

 4. Учащимся предлагается составить устное объявление – приглашение в цирк ,

приглашение на день рождения , объявить следующую остановку  ,объявить прогноз

погоды. Представь , что к тебе  с просьбой обратилась добрая фея. Дело в том , что

она открыла магазин игрушек   , но никто не знает о ее удивительном магазине .Вот

фея и просит тебя  объявить по радио так   ,чтобы все ребята , как только услышат

его , сразу же  прибежали в этот волшебный магазин.

 На своих уроках я стараюсь научить детей   мыслить ,  рассуждать , делать выводы.

Задание-  вспомни сказку Д.Н.Мамана-Сибиряка «Серая шейка»                и закончи

рассуждение , в котором не дописан вывод.

«Река , на которой плавала Серая Шейка , замерзла , полынья покрылась льдом. Теперь

лиса могла добраться до Серой шейки. Вот почему бедной уточке….»

Задание- прочитай внимательно рассуждение ученика. Как  ты думаешь , на какой вопрос

по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина он отвечал( что он объяснял )?

«Я считаю , что золотая рыбка  не захотела выполнить последнее желание старухи

потому , что старуха была очень привередливая и злая..За жадность ,

неблагодарность наказала рыбка старуху».

Задание – прочитай вступление и   закончи рассуждение.

Ребята  , когда вы гуляете по лесу , нередко встречаете лесных детенышей : птенчика,

 ежонка  или даже зайчонка. Некоторые ребята уносят их домой.

Нельзя уносить……………………………..

Задание – составь рассказ -рассуждение   по теме «Лето» ,используя    слова: во-первых,

во-вторых , в- третьих.

Задание – назови несколько причин , по которым  ты  не  хочешь  куда-то уезжать.

Задание- представь , что тебе надо убедить родителей , чтобы они купили тебе щенка.

Используй слова ,убеждающие их в необходимости покупки .

 Мне очень нравится  упражнение « Учись рисовать словами» .

Задание- опиши  домашнее животное.

Задание – представь , что та пришел в новый класс , где тебя никто не знает .Расскажи о

себе.

Задание – сравни и опиши предметы.

Яблоко------апельсин.

Роза ----------ромашка.

Синица-------воробей.

Мухомор-------лисичка.

Во втором и третьем классе на синтаксическом уровне развития устной речи я провожу

работу по  образованию и употреблению словосочетаний ,  предложений разных видов.

Задание – восстановить деформированный текст. Артыкову ,Зейналову , Галееву и

Сутырину предлагается пересказать текст , уже составленный ребятами.

                             

                 Два товарища.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

А он мне сказал , что плохие люди те ,которые в опасности от товарища убегают.

Шли по лесу два товарища , и выскочил на них медведь.

Когда медведь ушел , тот слез с дерева и смеется.

Один бросился бежать , влез на дерево и спрятался , а другой остался на дороге.

Медведь понюхал ему лицо , подумал , что он мертвый , и отошел.

Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

-Ну что , говорит , медведь тебе на ухо говорил ?

Составление словосочетаний в начальных классах играет огромное значение  в

развитии устной речи.

 Задание - составь словосочетание.

Крошки ………………..

Осенние…………………

Воробей………………….

Во дворе…………………….

Составь предложения , используя эти словосочетания.

Задание –восстанови текст , озаглавь его , перескажи и дополни своими предложениями.

                                  (Весной ).

Пришла…………………Настали……………………деньки. Журчат ………………………….

У крыльца выросла…………….травка.

Школьники идут гулять в……………Там поют ………..птицы. Весь день  ребята были в

 …….лесу. ……….. радуются ……………..

Такие задания обогащают словарный запас учащихся .

К концу третьего года обучения    у ребят увеличился словарный запас , они стали  лучше

составлять рассказы , пересказывать тексты. Лучше , но недостаточно хорошо.

В  конце  3-го класса я составила таблицу по результатам  устных пересказов .

Пересказ на «5»

Пересказ на «4»

Пересказ на «3»

Пересказ на «2»

Киселева

Бочкарева

Галеев

Зейналов

Квашенникова

Королев

Сутырин

Логинова

Хапина

Артыков

Морозова

Сесоров

Юсипова

Самсонов

Кузнецов

Киселев

Низамиев

           

Глядя на эту таблицу , становится видно ,что результаты  в развитии устной

монологической речи есть , но очень незначительные . Трудность  в работе с этим классом

заключалась в том ,что не было помощи со стороны родителей  Зейналова , Артыкова ,

Галеева.   Еще одна трудность в работе с этим  заключалась в том , что практически все

родители  работающие люди   . Они не уделяют должного количества времени для

общения со своими детьми  , поэтому речевая практика у учеников достаточно мала.

Аналогичную работу по развитию  устной монологической речи я продолжила   и в 4-ом

классе. Отличие состояло лишь в том , что  предлагались более сложные речевые обороты

и увеличился объем пересказываемого текста .

Все годы обучения в начальной школе    происходило оценивание умений и навыков

учащихся . По их результатам была составлена итоговая таблица .

            «5»

           «4»

           «3»

Киселева

Юсипова

Сутырин

Квашенников

Киселев

Галеев

Логинова

Хапина

Артыков

Морозова

Сесоров

Зейналов

Королев

Самсонов

Бочкарева

Низамиев

Кузнецов

Заключение.

Я.Корчак   отмечал , что родной язык – это не нарочно придуманные для ребенка правила  

и нравоучения , а воздух , которым  дышит его душа наравне с душой всего народа.

На уроках литературного чтения я старалась привить любовь и уважение к родному языку,

сделать речь   ребят богаче , разнообразней .Развить умение выражать свои мысли точно ,

ясно , грамотно.                                                                                                                                                      

Опираясь на составленные по оценке знаний таблицы  1-го и  4-го классов    

просматривается  повышение качества речевого развития учащихся.    

Я надеюсь ,что проведенная работа  по развитию устной монологической речи  на уроках

литературного чтения , повлияет на качество обучения в старших классах , так как  

успеваемость  ребят по многим предметам   зависит от умения правильно выражать свои

мысли.

               Литература.

1.Ладыженская  Т.А.«Речь.Речь. Речь.» Москва «Педагогика» 1990 год.

2.Леонович Е.Г.   «Толковый словарь» Москва «АСТ-ПРЕСС»      , 1997 год

3Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов»,    Москва«Просвещение» ,1984 год.

      4. Волина  В.В. «Фразеологический словарь» ,Москва «АСТ-ПРЕСС», 1997 год.

5. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей»,Ярославль «Академия развития» ,1996    год.

6.Волина В.В. « Пословицы , поговорки ,ребусы»С-Петербугр «Дидактика Плюс»,1997 год.

7.Потапова Е.Н. «Радость познания» Москва «Просвещение» 1990 год.

8.Львов М.Р. «Методика развития младших школьников» , Москва «Просвещение» 1985 год.

9.Яшина Н.Ю. «Система контроля и оценки в начальной школе» , Н.Новгород  НИРО 2007 год.

10.Выготский Л.С.  «Мышление и речь» ,Москва 1982 год.

11.Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех» ,Москва «Первое сентября» , 2000 год.

12.Комлев Н.Г. «Компоненты содержания структуры слова» , Москва    1969 год.

13.Комлев Н.Г. «Вопросы языкознания» ,Москва   «Просвещение» 1980 год.

14.Константинов Н.А. «История педагогики» , Москва «Просвещение 1982 год.

15.Гончаров Н.П. «Педагогическая система Ушинского» ,Москва 1980 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».

Доклад для региональной  научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"....