Пути развития диалогической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (1, 2, 3 класс)

Абдуллина Полина Владимировна

Пути коррекции диалогической речи младших школьников с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути развития диалогической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи

Абдуллина П.В.  

ГБОУ СОШ № 77 г. Санкт-Петербург

Речь человека – это основной показатель уровня его культуры, мышления и интеллекта. Речь формируется с раннего детства: сначала в виде отдельных слов; потом, при знакомстве с окружающим миром; при обучении различным дисциплинам – она становится более богатой и сложной.

Связная диалогическая речь является одной из важнейших психологических функций, которая особенно важна ребенку для успешного обучения в школе. В младшем школьном возрасте диалог – наиболее привычная форма общения. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одно из требований к результатам освоения программы начального общего образования является овладение универсальными учебными коммуникативными действиями, в том числе диалогической речью.

О важности развития диалога у младших школьников говорится в работах А.С. Львовой, И.С. Назметдиновой и др.

В литературе отмечается проблема развития коммуникации у детей с ОНР у детей школьного возраста в работах  Е.Л. Черкасовой, Р. Е. Левиной, О. Е. Грибовой  и др. Они показали, что у детей коммуникативная деятельность недостаточно сформирована и имеются трудности в овладении диалогической речью.

На основе анализа литературы выделены основные нарушения диалогической речи у младших школьников с ОНР:  упрощенные синтаксические конструкции, сложности в восприятии собеседника, сниженная инициативность участия в диалогах.

Методические рекомендации по развитию диалогической речи предполагают учет следующих концепций и положений:

  • Концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев)
  • Единство законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев).
  • Принцип учета ведущей деятельности (Д.Б. Эльконин)

Было выделено 3 этапа по  развитию  диалогической речи у младших школьников с ОНР.

На подготовительном этапе проводится работа по формированию вопросно-ответной формы речи.

Для развития навыков давать полный ответ на вопрос нами предложена игра: кто больше?

Учитель задает вопрос, например: «Какие неживые предметы ты видишь в кабинете? И первым дает вариант ответа: «Я вижу в кабинете … компьютер». Дети произносят свои предложения.

Второе направление подготовительно этапа: Формулирование закрытых вопросов. Например, в игре «Кто я?». Каждому ребенку на лоб крепится карточка с изображением так, чтобы он не видел, остальные участники видят изображение. Каждый игрок во время своего хода должен угадать, кто он, с помощью закрытых вопросов.

3 направление подготовительного этапа - Формулирование вопросов репродуктивного и поискового характера.

Игра «Спрашиваешь – отвечаем». По рисунку (иллюстрации) необходимо составить вопросы. Логопед начинает задавать вопросы, дети отвечают, а потом должны придумать другие вопросы по этой же картинке.

Например, по иллюстрации из произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа» логопед спрашивает: кого вы видите на картинке? Ученики отвечают, а потом начинают придумывать свои вопросы с помощью логопеда. Что делают мальчики? Где сидят мальчики? Сколько мальчиков? Кто спрятался под шляпой? Под чем спрятался кот? И т.д.

На основном этапе необходимо научить детей вступать в диалоги на заданные темы.

Сначала детям предлагаем вспомнить сказку, и прогиграть ее по ролям. После, логопед предлагает детям в небольших группах придумать продолжение, какие бы диалоги могли быть у жителей теремка, если бы они, например, готовились к Новому Году или захотели бы создать огород рядом с Теремком.

На заключительном этапе формируются умения начать, поддерживать разговор, и закончить разговор.

Упражнение: дети объединяются в пары, за 15 секунд необходимо придумать тему для обсуждения, и далее в течение трёх минут выстраивается диалог. Во время беседы по сигналу учителя один из собеседников встает и переходит к другому участнику (меняются участники пар) и начинает обсуждать заданную ранее тему другой группы. Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм».

Становление диалога играет важную роль в ходе речевого развития детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Данные методические рекомендации могут помочь логопеду развивать диалогическую речь у таких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи.

   Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся  в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения...

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...

Развитие словаря младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и лексических упражнений. Консультация для педагогов.

Острой проблемой для ОУ, реализующих основные образовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениям...