Пути развития диалогической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (1, 2, 3 класс)
Пути коррекции диалогической речи младших школьников с ОНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пути развития диалогической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
Абдуллина П.В.
ГБОУ СОШ № 77 г. Санкт-Петербург
Речь человека – это основной показатель уровня его культуры, мышления и интеллекта. Речь формируется с раннего детства: сначала в виде отдельных слов; потом, при знакомстве с окружающим миром; при обучении различным дисциплинам – она становится более богатой и сложной.
Связная диалогическая речь является одной из важнейших психологических функций, которая особенно важна ребенку для успешного обучения в школе. В младшем школьном возрасте диалог – наиболее привычная форма общения. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одно из требований к результатам освоения программы начального общего образования является овладение универсальными учебными коммуникативными действиями, в том числе диалогической речью.
О важности развития диалога у младших школьников говорится в работах А.С. Львовой, И.С. Назметдиновой и др.
В литературе отмечается проблема развития коммуникации у детей с ОНР у детей школьного возраста в работах Е.Л. Черкасовой, Р. Е. Левиной, О. Е. Грибовой и др. Они показали, что у детей коммуникативная деятельность недостаточно сформирована и имеются трудности в овладении диалогической речью.
На основе анализа литературы выделены основные нарушения диалогической речи у младших школьников с ОНР: упрощенные синтаксические конструкции, сложности в восприятии собеседника, сниженная инициативность участия в диалогах.
Методические рекомендации по развитию диалогической речи предполагают учет следующих концепций и положений:
- Концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев)
- Единство законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев).
- Принцип учета ведущей деятельности (Д.Б. Эльконин)
Было выделено 3 этапа по развитию диалогической речи у младших школьников с ОНР.
На подготовительном этапе проводится работа по формированию вопросно-ответной формы речи.
Для развития навыков давать полный ответ на вопрос нами предложена игра: кто больше?
Учитель задает вопрос, например: «Какие неживые предметы ты видишь в кабинете? И первым дает вариант ответа: «Я вижу в кабинете … компьютер». Дети произносят свои предложения.
Второе направление подготовительно этапа: Формулирование закрытых вопросов. Например, в игре «Кто я?». Каждому ребенку на лоб крепится карточка с изображением так, чтобы он не видел, остальные участники видят изображение. Каждый игрок во время своего хода должен угадать, кто он, с помощью закрытых вопросов.
3 направление подготовительного этапа - Формулирование вопросов репродуктивного и поискового характера.
Игра «Спрашиваешь – отвечаем». По рисунку (иллюстрации) необходимо составить вопросы. Логопед начинает задавать вопросы, дети отвечают, а потом должны придумать другие вопросы по этой же картинке.
Например, по иллюстрации из произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа» логопед спрашивает: кого вы видите на картинке? Ученики отвечают, а потом начинают придумывать свои вопросы с помощью логопеда. Что делают мальчики? Где сидят мальчики? Сколько мальчиков? Кто спрятался под шляпой? Под чем спрятался кот? И т.д.
На основном этапе необходимо научить детей вступать в диалоги на заданные темы.
Сначала детям предлагаем вспомнить сказку, и прогиграть ее по ролям. После, логопед предлагает детям в небольших группах придумать продолжение, какие бы диалоги могли быть у жителей теремка, если бы они, например, готовились к Новому Году или захотели бы создать огород рядом с Теремком.
На заключительном этапе формируются умения начать, поддерживать разговор, и закончить разговор.
Упражнение: дети объединяются в пары, за 15 секунд необходимо придумать тему для обсуждения, и далее в течение трёх минут выстраивается диалог. Во время беседы по сигналу учителя один из собеседников встает и переходит к другому участнику (меняются участники пар) и начинает обсуждать заданную ранее тему другой группы. Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм».
Становление диалога играет важную роль в ходе речевого развития детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Данные методические рекомендации могут помочь логопеду развивать диалогическую речь у таких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения...

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...
Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...
Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...

Развитие словаря младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и лексических упражнений. Консультация для педагогов.
Острой проблемой для ОУ, реализующих основные образовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениям...
