Статья
статья

Валерия Николаевна Солодухина

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pub110704.zip24.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

В.Н. Баева

Аннотация. В статье рассматриваются разные модели феномена «психологическая безопасность», их сильные и слабые стороны, анализируется методологический аспект введения и использования понятия психологическая безопасность в образовательной среде, предлагается собственная модель психологической безопасности.

 Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическая культура.

 Summary. The article examines different models of the “psychological security” phenomenon, their advantages and disadvantages. The authors analyze the methodological aspect of introducing and using the notion of psychological security in the educational environment and present their own model of psychological security which is undergoing.

Keywords: psychological security, educational environment, psychological diagnosis skills.

      Для свободного проявления своих   индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности. Безопасность является безусловной ценностью человеческого существования, и значимость этой ценности неуклонно повышается, поскольку только при ее обеспечении могут реализовываться все другие ценности, человек может быть активен в постановке и достижении целей. Безопасность — это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом. 

   Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты: безопасности для физического здоровья детей (санитарно-гигиенических условий, экологических факторов, медицинского сопровождения, двигательной активности), безопасности для психического и социального здоровья.

    Важность психологической безопасности – как личной, так и коллективной – сегодня признана достаточно широко. Однако четкого представления и прагматичного подхода к ее формированию в отечественной психологии и педагогике до сих пор не сложилось. Мы рассмотрим методологический аспект введения и использования понятия «психологическая безопасность» в образовательной среде. Наиболее значимой в настоящее время является концепция психологической безопасности И. А. Баевой, которая полагает, что психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [1].

    Она складывается из психологической защищенности, удовлетворенности потребности в личностно-доверительном общении и референтной значимости среды. При отказе от психологического насилия, соблюдении принципов диалога и сотрудничества в образовательной среде мы можем рассчитывать на воспитание психологически здоровой личности [2].

    При обследовании образовательного учреждения города Курска подтверждается наличие всех заявленных компонентов психологической безопасности по И. А. Баевой, но при этом нормой являются психологические срывы, агрессия и насилие как часть повседневной коммуникации. Кроме того, к названной модели может быть предъявлено несколько теоретических возражений. Во-первых, она содержит в себе целый ряд так называемых неявных полаганий, начиная с того, чему атрибутируется психологическая безопасность. Всякий раз, когда речь идет о «среде», требуется прояснение этого термина: как понимается среда, как она складывается, что мы в нее включаем, а что отбрасываем; какой способ ее анализа и конструирования выбран. Пока мы не выбрали определенный способ конструирования среды, у нас нет представления и о том, кем (и между кем) она формируется, а значит, нет и способов воздействия на нее.

     Во-вторых, понятие психологической безопасности в трактовке И. А. Баевой не дает критериев разграничения безопасного и небезопасного. Так, например, руководствуясь им, мы не сможем отличить текущее естественное «трение» в сообществе от реальной психологической опасности. Иначе говоря, таким способом образованное понятие не работает как индикатор психологической безопасности, чем и обусловлены результаты обследований в школах.

     В-третьих, в таком виде понятие не содержит нормативного потенциала, показывающего, как должна быть реализована психологически безопасная среда. Мы сталкиваемся здесь с разрывом описания и предписания («внедрения»), который в педагогической практике должен быть сведен к минимуму. Если понятие требует дополнительных средств «внедрения» помимо тех, что содержатся в нем самом, значит, оно неполно и недостаточно прояснено. Действительно необходимое понятие, через которое лучше открывается тот или иной фрагмент нашей практики, не нуждается в таких усилиях: его внедрение совершается естественным образом в коммуникации между теми, кто будет им пользоваться.

      В-четвертых, «референтная значимость» той или иной среды относится скорее не к ее внутренним характеристикам, а к структуре отношений в обществе. Только в совокупности сложившихся социальных связей можно увидеть и повлиять на существующие в ней референции.

    В-пятых, понятие, применимое в социальных практиках, должно быть, с нашей точки зрения, изначально задано таким образом, чтобы включать очевидную схему воздействия для изменения этих практик.

    Проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды приобретает сегодня особую актуальность, так как она является важнейшим условием социализации подрастающего поколения. Создание безопасной образовательной среды обеспечит не только комфортные условия для реализации физического и психического потенциала личности ребенка, но и будет способствовать его успешности в будущем.

Психологическая безопасность образовательной среды является ведущим компонентом, влияющим на психическое здоровье субъектов учебно-воспитательного процесса, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.

    Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, влияющим на психологическое здоровье участников образовательного процесса.

    Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний.     Важным условием снижения числа   стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.

Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.

    Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.

     Вместе с тем, и практический опыт реализации стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.

     Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.

Для того чтобы дети комфортно чувствовали себя в школе, для создания атмосферы доверия, гуманного доброжелательного отношения ко всем участникам образовательного поцесса наша образовательная организация ставит перед собой следующие цели : создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения;  выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса ; отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов,  родителей и обучающихся на образовательную среду с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;

     Условия организации безопасной образовательной среды .

-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в школе;

-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов,  родителей;

-формирование у обучающихся навыков овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации

      Направления работы педагогов  по обеспечению психологической безопасности

    Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.

     Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа  педагогов и родителей совместно с обучающимися:

  • по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;
  • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
  • по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).

Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся с целью:

• выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;

определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;

     Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

                Принципы работы:

1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;

2. Принцип психологической защиты личности;

3. Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;

4. Принцип добровольности в принятии психологической помощи

              Прогнозируемый результат:

Создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения.

            Основные проблемы, исследуемые при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения:

  • Определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий.
  • Профилактика правонарушений.
  • Изучение индивидуально личностных особенностей участников образовательного процесса

             Работа с обучающимися:

  1. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся , с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды школы.
  2. Социально-психол огическое сопровождение первоклассников и пятиклассников в адаптационный период (в форме психологических бесед и консультаций, тренинговых занятий);
  3. Определение психологического климата в классах и эмоционального фона на занятиях  и уроках  (социометрия, метод включенного наблюдения)

4.Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыков работы в команде («Рыцари Камелота», «Быть самостоятельным, значит быть взрослым», «Искусство жить с собой и с миром»)

5.проведение занятий на темы: «Познай себя», «Толерантность в современном мире», «Я взрослый?» с элементами ролевых игр.

           Работа с педагогическим коллективом включает в себя:

1. Проведение семинаров на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», , «Возрастные особенности обучающихся», «Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)», «Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».

2. Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания («Удиви всех – общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние – залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);

                      Работа с родителями:

1. Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ), с целью определения социально-психологического климата в семье;

  1. Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;
  2. Проведение  родительских собраний на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет добиваться того, что дети чувствуют себя психологически защищенными.

Профессия педагога требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени, предполагает в условиях высокой степени неопределенности, быстрой смены ситуаций взаимодействия, проявление толерантности, и в этих условиях педагог должен уметь предупреждать возможные риски и угрозы для комфортной образовательной среды ввиду острой важности данного аспекта образовательной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баева И. А. Психологическая защищённость и психологическая безопасность современного человека. Доклад на конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». Москва, 12 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.web. ruscenter.ru/conf2/baeva.doc.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб., 2002.

3. Чадаев А. В. Национализировать безопасность. К пленарному заседанию ОП РФ 25–26.09.2008. – Опубликовано в блоге автора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // chadayev. livejournal.com/89853.html.

4. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды / Под ред. И. А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006.

 5. Рассоха Н. Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников. Автореф. … канд. псих. наук. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2005.

6. Абакумова И. В., Суприянов В. В. Средовой подход к проблеме психологической безопасности личности. Методические указания к курсу «Педагогическая психология» для студентов факультета психологии ЮФУ. – Ростов-наДону, 2007.

7. Личутин А. В. Почему нужны школы для одаренных детей? // Русский журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.russ.ru/pole/ Pochemu-nuzhny-shkoly-dlya-odarennyhdetej. 8. Тарасенко В. В. Осторожно: Стивен Кови! – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...