Технология РКМЧП,Технологическая карта, внеклассное чтение. "В гостях у сказки". 3 класс.
план-конспект урока

Кашкина Татьяна Михайловна

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В гостях у сказки» с использованием технологии РКМЧП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 3 Б классе

по литературному чтению «В гостях у сказки» с использованием технологии РКМЧП

Цель:

повторить и систематизировать знания о сказках;

- обобщить знания о сказках.

Задачи:

- учить детей узнавать героев сказок;

- формировать умение воссоздавать художественные образы,

- развивать творческое воображение, ассоциативную память;

- развивать речь, мышление, воображение,  любознательность, смекалку;

- уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, отвечать на вопросы, слушать товарищей, работать в группе.

- воспитывать любовь к сказкам, творчеству детских писателей, к русским народным сказкам и сказкам других народов, устному народному творчеству; - воспитывать культуру поведения и чувства взаимопомощи и ответственность каждого за успех команды.

Оборудование: выставка книг (сказки авторские и русские народные), иллюстрации различных сказок,  игровой домик, презентации, герои: Баба-Яга, Царевна Лиса, Журавль, конверт №1 с карточками к игре «Как вы думаете», карточки для кластера, карточки для синквейна, памятки о сказке, корзинка с предметами из сказок.

Ход занятия:

Класс представлен в виде 4-х команд.

  1. Вызов.

Учитель:

-Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться  добротой. Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие.
- Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка?  (Сказка – выдумка.  Сказка - это чудо!  Сказка - это волшебный мир.) Какие бывают сказки?  (Народные и авторские), по жанрам (бытовые, волшебные,  о животных). О чем говорится в таких сказках? Бытовые - о жизни, волшебные - о волшебных предметах, о животных – главные герои – животные).
Составление кластера.    

                                             Сказка

выдумка                   чудо                          волшебный мир

           народные                                 авторские

    бытовые                      волшебные                о животных

о жизни людей            о волшебных               главные герои –животные

                                      предметах

                                   зачин                    концовка

Учитель.

-Ребята, вы самые наблюдательные читатели и слушатели.  Скажите, какими словами начинаются сказки и заканчиваются?

Зачин

 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь.    

  Жил-был царь.

 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

Концовка

Я там был, мёд пил, по усам текло, а в рот не попало.

Кто не верит, – пусть проверит.

Тут и сказки конец, а кто слушал - молодец.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.  

  1. Осмысление.

Учащиеся читают стихотворения.

Ученик 1:

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей...

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Потянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Ученик 2:

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить.

Учитель.

   Ребята, я предлагаю вам вспомнить сказки. Сейчас мы поиграем в игру «Как вы думаете?»

              Перед вами  находятся   три зоны игрового поля (три карточки)   НИКОГДА   -   ИНОГДА      -      ВСЕГДА

    Правила игры «Как вы думаете».

   Каждая группа может воспользоваться  конвертом №1.  Перед вами карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда - всегда». Вы по очереди берете карточки, читаете суждение и по своему усмотрению раскладываете карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

     Группы учащихся получают по 10 карточек с суждениями.

Вопросы по сказкам.

  1. В русской народной сказке лягушка была квакушкой. (Никогда)   (Царевной)
  2. Маму-медведицу в сказке «Три медведя» звали Настасьей Петровной. (Всегда)
  3. Хвост в качестве удочки использовал в сказке кот.  (Никогда) Волк
  4. Братец Иванушка испил  из копытца и превратился  в лебедя (Никогда) в козленочка
  5. В одной русской сказке герой сидел на окне и студился. (Иногда) в остальное время колобок  катился по тропинке
  6. Лиса угощала в сказке журавля кашей. (Всегда)
  7. Перед Жучкой репку тянула Кошка. (Никогда) Внучка
  8. Средство передвижения Быбы Яги - велосипед. (Никогда) Ступа
  9. В сказках собрана народная мудрость. (Всегда)
  10. В сказках  побеждает добро.  (Всегда)

Учащиеся читают стихи про сказку

Артур
1. Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
Ксения
2. В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Арсений
3. Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
Даниил
4. И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
5. Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни - 
Непременно пропадешь.
Учитель.

Ребята, недалеко отсюда пролетал Финист Ясный сокол и обронил несколько перьев с загадками. Давайте отгадаем их.

Каждая из команд  забирает из сундучка волшебное перышко, на котором записаны загадки. Нужно их отгадать и сказать правильное название сказок.  (Проверяем по экрану)

1команда

  1.  «Зелёный беретик» -           «Красная шапочка»
  2. «Мышь в туфлях» -               «Кот в сапогах»
  3. «Девочка с ладошку» -            «Мальчик с пальчик»
  4. «Петушок бесцветный» -          «Курочка Ряба»
  1. команда
  1. «Квадратик» -                                         «Колобок»
  2. «Вундеркинд на Марсе» -                    «Незнайка на Луне»
  3.  «Больной Ой, здоров!» -                           «Доктор Айболит»
  4. «Щенок по кличке Мяу» -                  «Котёнок по имени Гав»
  1. команда

1. «Собака босиком» -                          «Кот в сапогах»

2.  «Ледяной король»–                        «Снежная королева»

3. «1 год»   –                                               «12 месяцев»

4. « Прекрасный цыпленок»  -          «Гадкий утенок»

        4 команда

1.«Жаба – домоседка» –             «Лягушка – путешественница»

2. «Великан – уши»      –            « Карлик нос»

3. «Принц на тыкве –                  «Принцесса на горошине»

4.«Утки – селезни»   -                   « Гуси – лебеди»

Написание синквейна (Команды получают листы для написания)

1команда работает со словом шапочка;

  1. команда – колобок;

3команда – кот;

4 команда -  лягушка.

                                                                                       Синквейн

Имя  существительное

Два прилагательных

Три глагола, свойственные данному явлению

Фраза (4 слова), усиливающая уже сказанное

Существительное, выступающее как вывод, итог

  1. Актерское мастерство.

Из-за домика выходит Баба-яга.

-Вот кто меня разбудил!

-Сидят они здесь, голубчики: мальчики и девочки! А я одна в сказочном лесу просиживаю!

- Ишь, чего, сказочки они здесь про меня рассказывают!

Б.Я. топает ногой.

-Не позволю!

Б.Я.всплакнула .

- Ну, ладно, не бойтесь, уж, сегодня я попробую быть доброй.

Моя младшая сестра сегодня отмечает свой День рождения.

Хотите узнать кто она? А кто её гости? Тогда отгадайте мои загадки.

Просмотр презентации с загадками.

В ступе летаю,

Детей восхищаю.

В избе на куриной ноге проживаю.

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Дети: Василиса Премудрая                  (Нет, Баба Яга).

В дремучем лесу, на болоте

Вы её непременно найдёте.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,  зовут её…

Дети: Снегурка                              (Нет, Кикимора).

Есть в лесу ещё один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Дети: Незнайка                         (Нет, Леший).

Внутри его водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки –

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Дети: Мороз                         (Нет, Водяной).

Он живёт в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну, конечно…

Дети: Пятачок                   (Нет, Кощеюшка).

А вот и гости Бабы Яги, моей младшей сестрички: Кикимора, Леший, Водяной, Кощеюшка.

- Ребятушки, примите меня в свою команду.

Учитель.

-Конечно, примем, бабушка, присаживайся.

Ребята сейчас покажут сказку, а ты, Баба Яга, посмотри с нами эту сказку!

Лиса и журавль

Русская народная сказка

Действующие лица:

Лиса
Журавль
Рассказчик

Рассказчик

Раньше звери в мире жили,
И встречались, и дружили.
Мы рассказ свой поведем
Про лисицу с журавлем.
Вот однажды по болоту
Шла лисичка на охоту,
Повстречала журавля.

Лиса

Ах! Давно мечтаю я
На обед вас пригласить
И по-царски угостить.

Журавль

Отчего же не придти.
Манной кашкой угости,
Очень мне она по нраву.

Лиса

Постараюсь я на славу!
Жду вас завтра в три часа.

Журавль

Буду вовремя, лиса!

Рассказчик

День журавль не ел, не пил,
Все туда-сюда ходил –
Нагулял серьезный вид
И отменный аппетит.
В предвкушении обеда
Сам с собой он вел беседу.

Журавль

Лучше друга в мире нет!
Закажу лисы портрет
И повешу над камином,
Как пример для дочки с сыном.

Рассказчик

А тем временем лиса,
Покумекав с полчаса,
Наварила манной кашки,
Да размазала по чашке.
Приготовила, и вот
На обед соседа ждет.

Журавль

Здравствуй, лисонька, мой свет!
Ну, неси скорей обед!
Чую запах каши манной.

Лиса

Угощайтесь, гость желанный!

Рассказчик

Целый час журавль клевал,
Головой лисе кивал.
Но, хоть каши той немало,
В рот ни крошки не попало!
А лиса, хозяйка наша,
Лижет потихоньку кашу –
Ей до гостя нету дела,
Всё сама взяла и съела!

Лиса

Вы должны меня простить,
Больше нечем угостить.

Журавль

Что ж, спасибо и на этом.

Лиса

Жаль, что каши больше нету.
Вы уж, кум, не обессудьте.
Да и, кстати, не забудьте –
Ваша очередь, сосед,
Звать подругу на обед!

Рассказчик

Затаил журавль обиду.
Хоть и вежлив был он с виду,
Но задумал он лисицу
Угостить как птица птицу!
Приготовил он кувшин
С горлышком длиной в аршин,
Да налил в него окрошки.
Но ни миски и ни ложки
Он для гостьи не припас.

Лиса

Тук-тук-тук!

Журавль

Сейчас, сейчас!
Здравствуй, милая соседка,
Ты совсем не домоседка.
Проходи, за стол садись,
Угощайся, не стыдись!

Рассказчик

Начала лиса вертеться,
Носом о кувшин тереться,
Так зайдет, потом вот так,
Не достать еды никак.
Запах угощенья дразнит,
Только лапа не пролазит,
А журавль себе клюет
И душа его поет –
Из кувшина понемножку
Съел он всю свою окрошку!

Журавль

Ты должна меня простить,
Больше нечем угостить.

Лиса

Нечем? Ты же сам все съел!
Обмануть меня хотел?
Вот тебе я покажу!
Всем в лесу я расскажу
Про твое гостеприимство.
Это не обед, а свинство!

Рассказчик

Долго так они ругались,
И кусались, и бросались
Всем, что под рукой нашлось…
И с тех пор их дружба врозь!

4.Работа с памяткой.

Впишите недостающие слова в памятки.

  1. . Сказка - это  __(занимательное)____ произведение о __(вымышленных)______________событиях,_(фантастических)____________ приключениях героев.
  2. . Сказки сочинялись в глубокой __(древности)____________ и передавались из уст в __(уста)_____________ талантливыми людьми из народа. В сказках выражена вера в победу_(добра)________ над __(злом)_______, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.

   В ___________________ сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев _____________ сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть.

  В сказках ___________________________ действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень.

Героями _________________ сказок являются солдат, мужик, барин, царь. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужик, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают  купца, царских придворных и даже самого царя.

Зачин

 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь.    

  Жил-был царь.

 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

Концовка

Я там был, мёд пил, по усам текло, а в рот не попало.

Кто не верит, – пусть проверит.

Тут и сказки конец, а кто слушал - молодец.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.  

Выходит девочка в русском народном костюме. В руках у нее

корзина с потерянными вещами.

У меня корзина есть.

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес её полпуда.

Угадайте поскорей, что в ней и откуда!

Каждая команда вытягивает потерянную вещь из корзины и должна назвать из какого она произведения и кто автор.

Палочка  (Владимир Сутеев“Палочка-выручалочка”.)

Зеркало   («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин)

Горошина   (Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Пятеро из одного стручка”.)

Лягушка    («Царевна лягушка», русская народная сказка)

Ложка    («Три медведя», русская народная сказка)

Яйцо     (русские народные сказки «Курочка Ряба», «Кощей Бессметрный»)

Мыло     («Мойдодыр».К. Чуковский)

Ключик    («Золотой ключик, или приключения Буратино», А. Толстой)

5.Рефлексия.

Учитель

-Ребята, сегодняшнее путешествие в сказку подошло к концу.

 Помните о том, что сказка ложь, да  в ней намек - добрым молодцам урок.

Предлагаю вам, ребята , подвести итог занятия:

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-я проявил себя…

-мне понравилось…

Читайте сказки, учитесь у сказок, любите сказки. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Конспект урока во 2 классе по внеклассному чтению « В гостях у сказки»

Материал предназначен для проведения внеклассной работыт в 1-4 классах коррекционной школы...

Тест по внеклассному чтению "В гостях у сказки" .

Викторина по внеклассному чтению для интерактивной доски для 3-4 класса...

технологическая карта урока чтения "В гостях у сказки"

Урок во втором классе коррекционной школы, обобщение к разделу "В гостях у сказки"...