Технология РКМЧП, Технологическая карта: Внеурочная деятельность." Бесшовные куклы". 2 класс.
план-конспект урока

Кашкина Татьяна Михайловна

Тема занятия: «Бесшовные куклы» (Кукла яблонька-веснянка)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Внеурочная деятельность, «Умелые ручки», 2 класс,2018-2019 учебный год;  использованы приемы технологии РКМЧП.

Учитель: Кашкина Т.М.

Вид деятельности: Социальное творчество

Тема занятия: «Бесшовные куклы» (Кукла яблонька-веснянка)

Цели: Обобщить знания о мордовском народном костюме; формировать экологическую культуру учащихся; познакомить с технологией изготовления бесшовных кукол; расширение общекультурного кругозора; создание пространства для межличностного общения

Учебные задачи:

Личностные:

  • формировать  основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • формировать  коммуникативную  компетенцию;
  • формировать познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • формировать  внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

  • учить,  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
  • формировать умение контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • овладевать  основами  саморегуляции  в учебной и познавательной деятельности;
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

Познавательные УУД:

  • формировать  мотивацию к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
  • формировать  навык смыслового чтения;
  • учить ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знание) для решения учебной задачи;
  • формирование умения добывать новые знания,  извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, ребус,  игра,  пословица,  инструкционная карта;
  • учить переосмысливать полученную информацию, наблюдать,  делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • развивать умение  доносить свою позицию до других: оформлять свою  мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, консультанта, оратора).

Предметные:

  • различать мордовский и русский народные костюмы;
  • понимать культурные традиции мордовского и русского народа;
  • анализировать  конструкцию изделий и технологию их изготовления;
  • моделировать с помощью трансформации новые образы.

Оборудование: волшебный клубочек, инструкционная карта по изготовлению куклы яблоньки-веснянки, заготовки из ниток, ножницы; презентация; куклы-мордовочки; раздаточный материал: конверт № 1: карточки для игры «Как вы думаете?»; карточки для кластера: «Российская Федерация», «Республика Мордовия», «мордва», «эрзя», «мокша», «рыбалка», «охота», «земледелие», «пчеловодство», «рукоделие»; ребусы «Саранск – столица Мордовии»;  конверт № 2: «Мордовские пословицы и загадки», мордовская народная сказка «Благодарный медведь», ребусы, правила игры «Ручеек»; сказочные герои: Вирява – хозяйка леса в мордовской мифологии; Путеводитель в прошлое: легенды, игра «Как вы думаете», сказки, загадки, пословицы, ребусы, игры; творческая мастерская.

№п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

Стадия вызова.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Использование приема путешествия на машине времени.

(5 мин.)

Стадия осмысления.

Работа с информационным текстом

(7 мин.)

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята!

Поздоровайтесь друг с другом глазками и улыбнитесь!

  Представьте, что в наш информационный век, изобретена машина времени, на которой можно перенестись в прошлое.

  Предлагаю вам совершить это путешествие. (Слайд 2)

Давайте поверим в добрую силу спряденного руками клубочка, как в сказке, выберем его своим провожатым. (Учитель бросает клубочек) Куда ниточка потянется, туда нам идти.

- А в пути помните о взаимоподдержке, доброжелательности, о такте. 

Активизация учащихся.

- Друзья мои, а что нас может заинтересовать  в путешествии? Постарайтесь подумать и в правильной последовательности расставить задачи урока.

Учитель прикрепляет задачи  на доску.

Составляем кластер.

 - Мы с вами живем в стране, имя которой – Российская Федерация. Но у каждого человека есть еще и малая родина – это место, где человек родился, вырос. Наша малая родина Республика Мордовия.

Мордва – это народ, с которым связано имя нашей республики. Мордва состоит из двух групп – эрзя и мокша. Наши предки жили в небольших деревнях, которые находились в окружении лесов и рек. Они ловили рыбу, охотились, разводили домашних животных, занимались пчеловодством, рукоделием.

 

Первая остановка в нашем путешествии.

Работая в группе, помните о правилах:

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об  услышанном,  задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Знакомство с легендой о рождении мордовского народа. (Легенда-предание об историческом событии).

Контроль   выполнения  задания.  Побуждение к активному поиску.

Прием «Инсерт».  Памятка находится на экране.

(Слайд 3)

Проведение инструктажа.

- Друзья мои, читая текст, будьте внимательны, делайте, пожалуйста, пометки на полях после каждого абзаца:

«v»-известная информация;

«+»-новая информация;

«?»-непонятная информация;

Легенда(Слайд 4).

Предлагает детям ответить на вопросы:  (Слайд 5)

- Как раскрылся первый яблоневый цвет на яблоньке?

- Кто превратил яблоньку в девицу-красавицу?

-Как рождался мордовский народ?

- Какими качествами мордовский народ был наделен?

Здороваются друг с другом. Рассаживаются по группам. Настраиваются на занятие.

Учащиеся ставят задачи, которые будут решать:

  1. Знакомиться с культурой  мордовского народа.
  2. Учиться   пользоваться новой информацией.
  3.  Сделать открытие о том, как изготовляли куклы наши предки.
  4. Исследовать новые технологии и материалы.

Ребята выходят к доске и составляют кластер:

- Российская Федерация;

- Республика Мордовия;

   - мордва;

    -зрзя, мокша.

Учащиеся дополняют кластер понятиями: рыбалка, охота, земледелие, пчеловодство, рукоделие.

 Ученики  читают самостоятельно текст. Делают карандашом пометки на полях.

Переработка информации.

   После работы с текстом ребята обсуждают и цитируют абзацы. Отвечают на вопросы:

- Как раскрылся первый яблоневый цвет на яблоньке?

- Кто превратил яблоньку в девицу-красавицу?

-Как рождался мордовский народ?

- Какими качествами мордовский народ был наделен?

Регулятивные УУД:

- развитие мотивов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

-выбор индивидуальной образовательной траектории;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в группах;

Познавательные УУД:

-умение извлекать информацию, наблюдать, делать собственные выводы;

-формирование навыка смыслового чтения;

Коммуникативные УУД:

-оформление своей мысли в устной речи на основе небольшого текста;

Регулятивные УУД:

-обнаружение учебной задачи;

3

Групповая работа с  использованием приемов РКМЧП

Графическая систематизация изученного материала

Побуждение к активному поиску

Вторая остановка в путешествии, как указывает путеводитель.

Игра «Как вы думаете».

Каждая группа может воспользоваться  конвертом №1.  Перед вами карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда - всегда». Вы по очереди берете карточки, читаете суждение и по своему усмотрению раскладываете карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

Карточки с суждениями:

1. Символом города  Саранск была лошадь.  (Никогда)

2. Главное занятие коренных народов Мордовии - охота. (Всегда)

3. В мордовских сказках звери верят лисе.  (Иногда)

4.  В женском костюме мордвы рубаха имеет название - панар. (Всегда)

5.Головной убор эрзянского костюма отличается от головного убора мокшанского костюма. (Всегда)

6.На гербе Мордовии нарисована лиса. (Всегда)

7. В Мордовии живут люди разных национальностей. (Всегда)

8.  Герой мордовских сказаний – богатырь Сияжар вместе с русскими воеводами защищал свой край. (Всегда)

9.  В Мордовии берегут редких животных и птиц.  (Всегда)

10.  В старину детвора круглый год ходила в лаптях.  (Никогда).

Выслушивание мнений учащихся.

Высказывание своей точки зрения.

 Консультации друг с другом и с учителем.

Работа в группах, направленная на решение поставленных задач.

Дети раскладывают карточки на игровом поле.

 Проверка  с комментированием.

Отчет о работе.

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Познавательные УУД:

-формирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свое предположение;

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

Познавательные УУД:

- формирование  умения добывать новые знания;

4

Стадия осмысления.

Активизация деятельности учащихся.

(10 мин.)

Третья остановка в путешествии в прошлое.

Юные путешественники, предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа выбирает себе задание и,  используя знания  и накопленный опыт,  выполняет его. Воспользуйтесь конвертом №2

1 группа: инсценировка мордовской народной сказки «Благодарный медведь».

2 группа: работа с загадками и пословицами.

Загадки.

В огороде кустик,

На каждой веточке красная девица.  (Малина)

Девушка ходила за водой,

Уронила серебряное колечко;

Луна увидела–оставила, Солнце увидело – взяло.  (Роса)

Пословицы.

Соловей маленький, да голос золотой.

Дятел век долбит, а мастером никак не станет.

3  группа:

Отгадывание ребусов.

4 группа: Игра «Ручеек». Дети встают в «ручеек» – делятся на пары, и, держась за руки, поднимают их вверх. Кому-то пары не достается – он становится водящим. И держит в руках куклу – Виряву (хозяйку леса в мордовской мифологии). Его задача – пройтись по длинному «живому» коридору и выбрать себе напарника, а оставшемуся отдать куклу. Новая пара встает в конец «потока». А тот, у кого забрали друга, ищет ему замену – теперь его очередь выбирать!

Молодцы, ребята, вы были очень активными!  Что вы узнали, путешествуя в прошлое?

 

Поиск путей решения проблемной задачи.

Обсуждение, проверка  полученной информации.

Дети во время игры в «Ручеек»  учатся преодолевать застенчивость и делиться своими симпатиями.

Учащиеся отвечают:

-Загадки, пословицы, игры, мордовские сказки.

Коммуникативные УУД:

- умение доносить свое мнение до других, оформлять свою речь;

-умение выполнять различные роли в группе;

Познавательные УУД:

-умение добывать новые знания в разных формах: иллюстрация, ребус;

Регулятивные УУД:

-умение находить учебную задачу;

5

Физкультминутка

(1 мин.)

«Сова»

В руках у учителя сова-тыковка

Совушка-сова,

 Большая голова,

 Летела, летела,

На пенечек села.

Глазками хлоп-хлоп.

Ножками топ-топ.

Головой повертела-повертела

И дальше полетела.

Учащиеся участвуют в физкультминутке.

6

Совместное открытие знаний. Соотнесение «новой» информации со «старой».

Выполнение

практической работы.

(15 мин.)

 

Четвертая остановка в прошлое. Творческая мастерская.

- У каждого из вас в доме непременно найдется клубок ниток. А вот  в стародавние времена нитки пряли вручную. Пропущенное через пальцы волокно собирало тепло и силу человека. Может, поэтому в сказках путнику в качестве помощника и проводника давали клубок ниток.

-Лет двести тому назад крестьяне делали себе одежду из материалов, которые давала природа. Это овечья шерсть, лен, хлопок. Это занятие называется – рукоделие. Обратите внимание на кластер.

Посмотрите на этих кукол. Это яблоньки-веснянки. (Слайд 6)

 Они сделаны из шерстяных ниток.  С приходом весны такие украшения принято дарить друг другу.

Это не просто украшение, это символическое изображение цветущей весны. Яблонька имеет цветы как раз этих двух оттенков – красного и белого.

- Кукла делается из трех пучков нитей: один пучок побольше,  из него получается туловище и голова, второй пучок - это девичья коса, третий пучок поменьше, это руки. (Учитель показывает с комментированием на примере кукол). Фигурка получается путем перевязывания пучков в нужных местах цветной ниткой.

 -Мы будем делать кукол  с помощью тех же приемов, что и старинные мастера. - Повторяем правила техники безопасности. (Слайд 7).

-В работе используйте инструкционные карты.

Чтобы у нас осталось хорошее воспоминание о путешествии, мы сделаем куклу яблоньку-веснянку. Как когда-то накануне светлого праздника Пасхи делали кукол  ваши предки.

И конечно, вы можете здесь вспомнить легенду, где яблонька  стала девицей!

Учащиеся рассматривают готовых кукол.

Работают с инструкционными картами.

Выполняют практическую работу по изготовлению куклы яблоньки-веснянки из ниток двух цветов-красного и белого.

Повторяют правила техники безопасности при работе с ножницами.  (Слайд 7)

Содержание инструкционных карт учащиеся исследуют и работают по ним:

C:\Documents and Settings\имя\Рабочий стол\Кукла\кук.jpg

Этапы работы:

1. Заготовки для туловища  и косы соединены. Важно понять, где какой элемент.

2. Перевязать нитью туловище, создавая голову куклы.

3. Заготовку для создания рук вставляем внутрь туловища.

4. Перевязываем нитью туловище, фиксируя талию.

5. Расправляем юбочку, получилась кукла яблонька-веснянка.

Познавательные УУД:

-умение извлекать информацию, наблюдать, делать собственные выводы;

-формирование навыка изготовления куклы из ниток;

- формирование навыка пользования инструкционной картой.

Коммуникативные УУД:

-умение работать самостоятельно и в группе;

Регулятивные УУД:

-обнаружение учебной задачи;

7

Этап проверки понимания нового материала.

(3 мин.)

.

Рассматриваем продукт деятельности.

-Молодцы, ребята, вы справились отлично!

Выслушивание мнений учащихся.

Ученики рассматривают получившиеся куклы.

Девочки читают заклички:

  1. Благослави, мати, весну закликати!

Ай, лели-лели, весну закликати, зиму провожати!

  1. Ты нам, зимушка-зима, надоскучила,

Ручки с ноженьками обморозила,

Метель глазки повыхлестывала,

Хлеба с солью много покушала.

  1. А мы весну ждали – ждали,

Кудель допрядали!

  1. Весна – красна пришла,

Тепло-радость принесла!

  1. Весна! Весна-красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей, согрей детей!

Приди к нам с милостью!

Приди к нам с радостью!

Со льном высоким!

 С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Будем все рады!

Познавательные УУД:

-ориентирование в своей системе знаний;

-умение переосмысливать полученную информацию;

Коммуникативные УУД:

-умение формулировать и доносить свою позицию до слушателя;

-инициативное сотрудничество в поиске и обобщении информации;

- умение слушать и понимать других;

8

Стадия рефлексии.

Применение нового знания.

(5 мин.)

Возвращение учащихся к первоначальным предположениям.

- Какие задачи вы ставили в начале путешествия?

 Вы решили все задачи?

  1. Сделать открытие о том, как делали куклы наши предки.
  2. Знакомиться  с культурой  мордовского народа.
  3. Учиться   пользоваться новой информацией.
  4. Исследовать новые технологии и материалы.

–Ребята, можете ли вы утверждать, что научились делать кукол как и ваши предки?

- Прошу вас, оцените  сегодняшнее занятие-путешествие.

На слайде представлены фразы из рефлексивного экрана. (Слайд 8) Пожалуйста, высказывайтесь по кругу, выбирая начало фразы:

*сегодня я узнал…

*было интересно…

* я проявил себя…

     * я смогу применить …

-Благодарю вас, ребята, за работу! Вы – настоящие путешественники, трудолюбивые!

Анализируют собственные мысли, чувства.

Ребята вспоминают задачи урока и выясняют их решение. Соотносят  новую информацию с  известной, полученной на стадии осмысления.

Отчет о проделанной работе.

Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения.

Самооценка и самоопределение.

Коммуникативные УУД:

-умение распределять роли в группе (лидера, исполнителя, оратора, консультанта);

Познавательные УУД:

- формирование мотивации к обучению через игру;

Регулятивные УУД:

-самооценка деятельности на уроке;

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли;

- умение вести небольшой диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия.