Главные вкладки

    Технология РКМЧП,Технологическая карта: Литературное чтение.Мордовская народная сказка: "В лесной избушке" 3 класс.
    план-конспект урока

    Кашкина Татьяна Михайловна

    Тема урока: Мордовская народная сказка «В лесной избушке».

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    Предмет: литературное чтение, 3 класс

    Учитель: Кашкина Т.М..

    Тема урока: Мордовская народная сказка «В лесной избушке».

    Тип урока: урок развивающего контроля.

    Цели: Обобщить знания о творчестве мордовского народа; формировать экологическую культуру учащихся;  расширение общекультурного кругозора; создание пространства для межличностного общения

    Учебные задачи:

    Личностные:

    • формировать  основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
    • формировать  коммуникативную  компетенцию;
    • формировать  внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни.

    Метапредметные: 

    Регулятивные УУД:

    • учить,  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
    • формировать умение контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • овладевать  основами  саморегуляции  в учебной и познавательной деятельности;
    • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

    Познавательные УУД:

    • формировать  мотивацию к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
    • формировать  навык смыслового чтения;
    • учить ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знание) для решения учебной задачи;
    • формирование умения добывать новые знания,  извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, ребус,  игра,  пословица;
    • учить переосмысливать полученную информацию, наблюдать,  делать самостоятельные выводы;

    Коммуникативные УУД:

    • формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
    • развивать умение  доносить свою позицию до других: оформлять свою  мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
    • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, консультанта, оратора).

    Предметные:

    • различать мордовский и русский народные костюмы;
    • понимать культурные традиции мордовского и русского народа;
    • моделировать с помощью трансформации  новые образ;
    • прививать интерес к национальной культуре посредством мордовских сказок и мордовского языка.

    Организационный момент.

    Оборудование: волшебный клубочек,  презентация; Вирява - хозяйка леса в мордовской мифологии, куклы-мордовочки; раздаточный материал: конверт № 1: карточки для игры «Как вы думаете?»; карточки для кластера, мордовская народная сказка «В лесной избушке», сказочные герои, пословицы, «Дерево предсказаний».

    №п/п

    Этапы занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1

    2

    Стадия вызова.

    Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

    Использование приема путешествия на машине времени.

    (7 мин.)

    Стадия осмысления.

    Работа с информационным текстом

    (10 мин.)

    Приветствует учащихся.

    - Здравствуйте, ребята!

    Подарите друг другу улыбку!

      Представьте, что в наш информационный век, изобретена машина времени, на которой можно перенестись в прошлое и оказаться героями мордовской сказки.

           

    Давайте поверим в добрую силу спряденного руками клубочка, как в сказке, выберем его своим провожатым. У каждого из вас в доме непременно найдется клубок ниток. А вот  в стародавние времена нитки пряли вручную. А в сказках путнику в качестве помощника и проводника давали клубок (Учитель бросает клубочек) Куда ниточка потянется, туда нам идти. Клубочек останавливается у слова «сказка».

    Активизация учащихся.

    - Друзья мои, а что нас может заинтересовать  в путешествии? Постарайтесь подумать и в правильной последовательности расставить задачи урока.

    Учитель предлагает детям прикрепить  задачи  к «Дереву предсказаний», яблоньке, которая является героиней мордовских песен и сказок.

    -У каждого человека есть малая родина – это место, где человек родился, вырос. Наша малая родина Республика Мордовия.

    . Наши предки жили в небольших деревнях, которые находились в окружении лесов и рек.

    - Начинаем составлять кластер.

    Они ловили рыбу, охотились, разводили домашних животных, занимались бортничеством, рукоделием, пели мордовские песни, и конечно сочиняли сказки. По вечерам мордовские девушки собирались на посиделки, где за вышиванием приданого исполняли песни, сказки. На эти же посиделки в долгие зимние вечера приходили любители их рассказывать. Это так называемые сказочники, люди, знавшие много сказок. Их возили с одних посиделок на другие. Таких людей всегда принимали как почетных гостей.

    Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов за пушниной, жили месяцами в лесных избушках, называемых зимницами. В долгие зимние вечера здесь, в лесу, звучали сказки о богине и матери леса -Виряве. Считалось, что Вирява приходила  слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время ловили птицу и зверей.

    Вот и сегодня у нас в классе присутствует  Вирява, видно пришла вас послушать!

            А летом, перед тем, как отправиться в лес, охотники собирались у костра и также рассказывали сказки Виряве. Если они нравились покровительнице леса, то охота была удачной.

        

    Учащиеся дополняют кластер понятиями: мордовский народ, рыбалка, охота, земледелие, бортничество, рукоделие, песни, сказки

    - Соберите из слогов название сказки,  с которой мы сегодня познакомимся.

    В

    ке

    лес

    ной

    из

    буш

     

    Первая остановка в нашем путешествии, как указывает путеводитель.

    Знакомство со сказкой  «В лесной избушке»

    - Ребята,  расскажите сказку от лица Вирявы-хозяйки леса в мордовской мифологии. Возьмите куколку в руки, прижмите к сердцу и начинайте сказку.

    Работа с пословицами.

    1.Соловей маленький, да голос золотой.

    2.Дятел век долбит, а мастером никак не станет.

    3.Хвастовство само себя наказывает.

    Контроль   выполнения  задания.  

    -Кому из героев сказки подходят эти пословицы?

    -Ребята, вы не изменили свое впечатление и мнение о героях сказки.

    - Попробуйте написать синквейн, отразив лучшие черты героев сказки.

    Составление синквейна.

    - Предлагаю вам составить синквейн «Герои сказки» - бычок, баранчик, петушок.

    Добавление в кластер слов: трудолюбие, смелость, смекалка

    -Ребята, вы увидели, какие качества ценил мордовский народ?

    Улыбаются друг другу. Рассаживаются по группам. Настраиваются на занятие.

    Учащиеся прикрепляют  к «Дереву предсказаний», которым является яблонька,  задачи, которые будут решать

    1. Знакомиться с культурой  мордовского народа.
    2. Учиться   пользоваться новой информацией.
    3.  Сделать открытие о том, как в сказках мордовский народ отражал характер героя.
    4. Развивать творческие способности через игру.

    В то время, когда учитель рассказывает,

    учащиеся составляют кластер:

    Мордовский народ,

    рыбалка, охота, земледелие, бортничество, рукоделие, песни, сказки.

    Дети составляют из слогов название сказки на мордовском языке: (В лесной избушке):

    Ви

    куд

    са

    рень

    ня

     Ученики  рассказывают сказку от лица Вирявы – хозяйки леса в  мордовской мифологии «по-цепочке»,  взяв куклу в руки.

       

    Работают с пословицами (мордовские  народные)

    Пословицы разобраны на части, дети должны их собрать и пояснить.

    1. Соловей маленький, да голос золотой.

    2. Дятел век долбит, а мастером никак не станет.

    3. Хвастовство само себя наказывает.

    Учащиеся составляют синквейн:   Бычок (трудолюбивый, смекалистый),

    Баранчик (смелый),

    Волк (трусливый).

    Добавление в кластер слов: трудолюбие, смелость, смекалка.

    Регулятивные УУД:

    - развитие мотивов учебной деятельности;

    Познавательные УУД:

    -выбор индивидуальной образовательной траектории;

    Коммуникативные УУД:

    -планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в группах;

    Познавательные УУД:

    -умение извлекать информацию, наблюдать, делать собственные выводы;

    -формирование навыка смыслового чтения;

    Коммуникативные УУД:

    -оформление своей мысли в устной речи на основе небольшого текста;

    Регулятивные УУД:

    -обнаружение учебной задачи;

    3

    Групповая работа с  использованием приемов РКМЧП

    (10 мин)

    Графическая систематизация изученного материала

    Побуждение к активному поиску

    Вторая остановка в путешествии, как указывает путеводитель.

    -Ребята, предлагаю вам поиграть, а заодно и проверить ваши знания.

    Игра «Как вы думаете».

    Каждая группа может воспользоваться  конвертом №1.  Перед вами карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда - всегда». Вы по очереди берете карточки, читаете суждение и по своему усмотрению раскладываете карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

    Карточки с суждениями:

    1. Символом города  Саранск была лошадь.  (Никогда)

    2. Главное занятие коренных народов Мордовии - охота. (Всегда)

    3. В мордовских сказках звери верят лисе.  (Иногда)

    4.  В женском костюме мордвы рубаха имеет название - панар. (Всегда)

    5.Головной убор эрзянского костюма отличается от головного убора мокшанского костюма. (Всегда)

    6.На гербе Мордовии нарисована лиса. (Всегда)

    7. В Мордовии живут люди разных национальностей. (Всегда)

    8.  Герой мордовских сказаний – богатырь Сияжар вместе с русскими воеводами защищал свой край. (Всегда)

    9.  В Мордовии берегут редких животных и птиц.  (Всегда)

    10.  В старину детвора круглый год ходила в лаптях.  (Никогда).

    Выслушивание мнений учащихся.

    Высказывание своей точки зрения.

     Консультации друг с другом и с учителем.

    Работа в группах, направленная на решение поставленных задач.

    Дети раскладывают карточки на игровом поле.

     Проверка  с комментированием.

    Отчет о работе.

    Коммуникативные УУД:

    -умение оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

    Познавательные УУД:

    -формирование познавательной цели;

    -поиск и выделение необходимой информации;

    Регулятивные УУД:

    -умение высказывать свое предположение;

    -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

    Познавательные УУД:

    - формирование  умения добывать новые знания;

    4

    Этап проверки понимания нового материала.

    (7мин.)

    .

    -Девочки нам расскажут весенние заклички, без которых весна в старину не приходила! Во многих сказках мордовский народ их использовал.

     

    Девочки читают заклички:

    1. А мы весну ждали – ждали,

    Кудель допрядали!

    1. Весна – красна пришла,

    Тепло-радость принесла!

    1. Весна! Весна-красна!

    Тепло солнышко!

    Приди скорей, согрей детей!

    Приди к нам с милостью!

    Приди к нам с радостью!

    Познавательные УУД:

    -ориентирование в своей системе знаний;

    -умение переосмысливать полученную информацию;

    Коммуникативные УУД:

    -умение формулировать и доносить свою позицию до слушателя;

    -инициативное сотрудничество в поиске и обобщении информации;

    - умение слушать и понимать других.

    5

    Стадия рефлексии.

    Применение нового знания.

    (5 мин.)

    Возвращение учащихся к первоначальным предположениям.

    - Какие задачи вы ставили в начале путешествия?

     Вы решили все задачи?

    1. Знакомиться с культурой  мордовского народа.
    2. Учиться   пользоваться новой информацией.
    3.  Сделать открытие о том, как в сказках мордовский народ отражал характер героя.
    4. Развивать творческие способности через игру.

    -Прошу вас, оцените  сегодняшнее занятие-путешествие.

    На слайде представлены фразы из рефлексивного экрана.

     Пожалуйста, высказывайтесь по кругу, выбирая начало фразы, желающие могут записать свои слова на «яблочках» и прикрепить их к «дереву предсказаний»:

    *сегодня я узнал…

    *было интересно…

    * я проявил себя…

         

    -Благодарю вас, ребята, за работу!

     Вы – настоящие путешественники!

    Анализируют собственные мысли, чувства.

    Ребята  задачи урока и выясняют их решение.

    Соотносят  новую информацию с  известной, полученной на стадии осмысления.

    Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения.

    Самооценка и самоопределение.

    Учащиеся высказываются по кругу, выбирая начало фразы, желающие записывают свои слова на «яблочках» и прикрепляют их к «Дереву предсказаний»:

    *сегодня я узнал…

    *было интересно…

    * я проявил себя…

    Коммуникативные УУД:

    -умение распределять роли в группе (лидера, исполнителя, оратора, консультанта);

    Познавательные УУД:

    - формирование мотивации к обучению через игру;

    Регулятивные УУД:

    -самооценка деятельности на уроке;

    Коммуникативные УУД:

    - умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли;

    - умение вести небольшой диалог по теме урока, коллективно анализировать свою деятельность


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест по литературному чтению. Русская народная сказка "Сивка-бурка". 3 класс.

    Тестовая работа может быть использована на уроке для проверки усвоения содержания произведения....

    Литературное чтение. Русская народная сказка "Самое дорогое". 3 класс.

    Презентация по литературному чтению в третьем классе. Русская народная сказка "Самое дорогое" по учебнику О. В. Джежелей....

    Технологиеская карта по литературному чтению . Русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"

    Создать условия для развития навыков чтения, умений определять основную мысль сказки....

    Технология РКМЧП,Технологическая карта, внеклассное чтение. "В гостях у сказки". 3 класс.

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В гостях у сказки» с использованием технологии РКМЧП...