Технология РКМЧП,Технологическая карта: Литературное чтение.Мордовская народная сказка: "В лесной избушке" 3 класс.
план-конспект урока

Кашкина Татьяна Михайловна

Тема урока: Мордовская народная сказка «В лесной избушке».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: литературное чтение, 3 класс

Учитель: Кашкина Т.М..

Тема урока: Мордовская народная сказка «В лесной избушке».

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цели: Обобщить знания о творчестве мордовского народа; формировать экологическую культуру учащихся;  расширение общекультурного кругозора; создание пространства для межличностного общения

Учебные задачи:

Личностные:

  • формировать  основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • формировать  коммуникативную  компетенцию;
  • формировать  внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

  • учить,  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
  • формировать умение контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • овладевать  основами  саморегуляции  в учебной и познавательной деятельности;
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

Познавательные УУД:

  • формировать  мотивацию к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
  • формировать  навык смыслового чтения;
  • учить ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знание) для решения учебной задачи;
  • формирование умения добывать новые знания,  извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, ребус,  игра,  пословица;
  • учить переосмысливать полученную информацию, наблюдать,  делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • развивать умение  доносить свою позицию до других: оформлять свою  мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, консультанта, оратора).

Предметные:

  • различать мордовский и русский народные костюмы;
  • понимать культурные традиции мордовского и русского народа;
  • моделировать с помощью трансформации  новые образ;
  • прививать интерес к национальной культуре посредством мордовских сказок и мордовского языка.

Организационный момент.

Оборудование: волшебный клубочек,  презентация; Вирява - хозяйка леса в мордовской мифологии, куклы-мордовочки; раздаточный материал: конверт № 1: карточки для игры «Как вы думаете?»; карточки для кластера, мордовская народная сказка «В лесной избушке», сказочные герои, пословицы, «Дерево предсказаний».

№п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

Стадия вызова.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Использование приема путешествия на машине времени.

(7 мин.)

Стадия осмысления.

Работа с информационным текстом

(10 мин.)

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята!

Подарите друг другу улыбку!

  Представьте, что в наш информационный век, изобретена машина времени, на которой можно перенестись в прошлое и оказаться героями мордовской сказки.

       

Давайте поверим в добрую силу спряденного руками клубочка, как в сказке, выберем его своим провожатым. У каждого из вас в доме непременно найдется клубок ниток. А вот  в стародавние времена нитки пряли вручную. А в сказках путнику в качестве помощника и проводника давали клубок (Учитель бросает клубочек) Куда ниточка потянется, туда нам идти. Клубочек останавливается у слова «сказка».

Активизация учащихся.

- Друзья мои, а что нас может заинтересовать  в путешествии? Постарайтесь подумать и в правильной последовательности расставить задачи урока.

Учитель предлагает детям прикрепить  задачи  к «Дереву предсказаний», яблоньке, которая является героиней мордовских песен и сказок.

-У каждого человека есть малая родина – это место, где человек родился, вырос. Наша малая родина Республика Мордовия.

. Наши предки жили в небольших деревнях, которые находились в окружении лесов и рек.

- Начинаем составлять кластер.

Они ловили рыбу, охотились, разводили домашних животных, занимались бортничеством, рукоделием, пели мордовские песни, и конечно сочиняли сказки. По вечерам мордовские девушки собирались на посиделки, где за вышиванием приданого исполняли песни, сказки. На эти же посиделки в долгие зимние вечера приходили любители их рассказывать. Это так называемые сказочники, люди, знавшие много сказок. Их возили с одних посиделок на другие. Таких людей всегда принимали как почетных гостей.

Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов за пушниной, жили месяцами в лесных избушках, называемых зимницами. В долгие зимние вечера здесь, в лесу, звучали сказки о богине и матери леса -Виряве. Считалось, что Вирява приходила  слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время ловили птицу и зверей.

Вот и сегодня у нас в классе присутствует  Вирява, видно пришла вас послушать!

        А летом, перед тем, как отправиться в лес, охотники собирались у костра и также рассказывали сказки Виряве. Если они нравились покровительнице леса, то охота была удачной.

    

Учащиеся дополняют кластер понятиями: мордовский народ, рыбалка, охота, земледелие, бортничество, рукоделие, песни, сказки

- Соберите из слогов название сказки,  с которой мы сегодня познакомимся.

В

ке

лес

ной

из

буш

 

Первая остановка в нашем путешествии, как указывает путеводитель.

Знакомство со сказкой  «В лесной избушке»

- Ребята,  расскажите сказку от лица Вирявы-хозяйки леса в мордовской мифологии. Возьмите куколку в руки, прижмите к сердцу и начинайте сказку.

Работа с пословицами.

1.Соловей маленький, да голос золотой.

2.Дятел век долбит, а мастером никак не станет.

3.Хвастовство само себя наказывает.

Контроль   выполнения  задания.  

-Кому из героев сказки подходят эти пословицы?

-Ребята, вы не изменили свое впечатление и мнение о героях сказки.

- Попробуйте написать синквейн, отразив лучшие черты героев сказки.

Составление синквейна.

- Предлагаю вам составить синквейн «Герои сказки» - бычок, баранчик, петушок.

Добавление в кластер слов: трудолюбие, смелость, смекалка

-Ребята, вы увидели, какие качества ценил мордовский народ?

Улыбаются друг другу. Рассаживаются по группам. Настраиваются на занятие.

Учащиеся прикрепляют  к «Дереву предсказаний», которым является яблонька,  задачи, которые будут решать

  1. Знакомиться с культурой  мордовского народа.
  2. Учиться   пользоваться новой информацией.
  3.  Сделать открытие о том, как в сказках мордовский народ отражал характер героя.
  4. Развивать творческие способности через игру.

В то время, когда учитель рассказывает,

учащиеся составляют кластер:

Мордовский народ,

рыбалка, охота, земледелие, бортничество, рукоделие, песни, сказки.

Дети составляют из слогов название сказки на мордовском языке: (В лесной избушке):

Ви

куд

са

рень

ня

 Ученики  рассказывают сказку от лица Вирявы – хозяйки леса в  мордовской мифологии «по-цепочке»,  взяв куклу в руки.

   

Работают с пословицами (мордовские  народные)

Пословицы разобраны на части, дети должны их собрать и пояснить.

1. Соловей маленький, да голос золотой.

2. Дятел век долбит, а мастером никак не станет.

3. Хвастовство само себя наказывает.

Учащиеся составляют синквейн:   Бычок (трудолюбивый, смекалистый),

Баранчик (смелый),

Волк (трусливый).

Добавление в кластер слов: трудолюбие, смелость, смекалка.

Регулятивные УУД:

- развитие мотивов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

-выбор индивидуальной образовательной траектории;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в группах;

Познавательные УУД:

-умение извлекать информацию, наблюдать, делать собственные выводы;

-формирование навыка смыслового чтения;

Коммуникативные УУД:

-оформление своей мысли в устной речи на основе небольшого текста;

Регулятивные УУД:

-обнаружение учебной задачи;

3

Групповая работа с  использованием приемов РКМЧП

(10 мин)

Графическая систематизация изученного материала

Побуждение к активному поиску

Вторая остановка в путешествии, как указывает путеводитель.

-Ребята, предлагаю вам поиграть, а заодно и проверить ваши знания.

Игра «Как вы думаете».

Каждая группа может воспользоваться  конвертом №1.  Перед вами карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда - всегда». Вы по очереди берете карточки, читаете суждение и по своему усмотрению раскладываете карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

Карточки с суждениями:

1. Символом города  Саранск была лошадь.  (Никогда)

2. Главное занятие коренных народов Мордовии - охота. (Всегда)

3. В мордовских сказках звери верят лисе.  (Иногда)

4.  В женском костюме мордвы рубаха имеет название - панар. (Всегда)

5.Головной убор эрзянского костюма отличается от головного убора мокшанского костюма. (Всегда)

6.На гербе Мордовии нарисована лиса. (Всегда)

7. В Мордовии живут люди разных национальностей. (Всегда)

8.  Герой мордовских сказаний – богатырь Сияжар вместе с русскими воеводами защищал свой край. (Всегда)

9.  В Мордовии берегут редких животных и птиц.  (Всегда)

10.  В старину детвора круглый год ходила в лаптях.  (Никогда).

Выслушивание мнений учащихся.

Высказывание своей точки зрения.

 Консультации друг с другом и с учителем.

Работа в группах, направленная на решение поставленных задач.

Дети раскладывают карточки на игровом поле.

 Проверка  с комментированием.

Отчет о работе.

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Познавательные УУД:

-формирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свое предположение;

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

Познавательные УУД:

- формирование  умения добывать новые знания;

4

Этап проверки понимания нового материала.

(7мин.)

.

-Девочки нам расскажут весенние заклички, без которых весна в старину не приходила! Во многих сказках мордовский народ их использовал.

 

Девочки читают заклички:

  1. А мы весну ждали – ждали,

Кудель допрядали!

  1. Весна – красна пришла,

Тепло-радость принесла!

  1. Весна! Весна-красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей, согрей детей!

Приди к нам с милостью!

Приди к нам с радостью!

Познавательные УУД:

-ориентирование в своей системе знаний;

-умение переосмысливать полученную информацию;

Коммуникативные УУД:

-умение формулировать и доносить свою позицию до слушателя;

-инициативное сотрудничество в поиске и обобщении информации;

- умение слушать и понимать других.

5

Стадия рефлексии.

Применение нового знания.

(5 мин.)

Возвращение учащихся к первоначальным предположениям.

- Какие задачи вы ставили в начале путешествия?

 Вы решили все задачи?

  1. Знакомиться с культурой  мордовского народа.
  2. Учиться   пользоваться новой информацией.
  3.  Сделать открытие о том, как в сказках мордовский народ отражал характер героя.
  4. Развивать творческие способности через игру.

-Прошу вас, оцените  сегодняшнее занятие-путешествие.

На слайде представлены фразы из рефлексивного экрана.

 Пожалуйста, высказывайтесь по кругу, выбирая начало фразы, желающие могут записать свои слова на «яблочках» и прикрепить их к «дереву предсказаний»:

*сегодня я узнал…

*было интересно…

* я проявил себя…

     

-Благодарю вас, ребята, за работу!

 Вы – настоящие путешественники!

Анализируют собственные мысли, чувства.

Ребята  задачи урока и выясняют их решение.

Соотносят  новую информацию с  известной, полученной на стадии осмысления.

Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения.

Самооценка и самоопределение.

Учащиеся высказываются по кругу, выбирая начало фразы, желающие записывают свои слова на «яблочках» и прикрепляют их к «Дереву предсказаний»:

*сегодня я узнал…

*было интересно…

* я проявил себя…

Коммуникативные УУД:

-умение распределять роли в группе (лидера, исполнителя, оратора, консультанта);

Познавательные УУД:

- формирование мотивации к обучению через игру;

Регулятивные УУД:

-самооценка деятельности на уроке;

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли;

- умение вести небольшой диалог по теме урока, коллективно анализировать свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению. Русская народная сказка "Сивка-бурка". 3 класс.

Тестовая работа может быть использована на уроке для проверки усвоения содержания произведения....

Литературное чтение. Русская народная сказка "Самое дорогое". 3 класс.

Презентация по литературному чтению в третьем классе. Русская народная сказка "Самое дорогое" по учебнику О. В. Джежелей....

Технология РКМЧП,Технологическая карта, внеклассное чтение. "В гостях у сказки". 3 класс.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В гостях у сказки» с использованием технологии РКМЧП...

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...