Использование кейс - технологии на уроках в начальной школе.
статья (4 класс)

«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.

…Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_keys-tehnologii.docx433.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс - технологии на уроках в начальной школе.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, мы задумываемся о том, как построить урок так, чтобы каждый ученик продвинулся в развитии, научился видеть проблемы и противоречия и находить    способы их решения.

В педагогической литературе даётся определение кейс- технологии:

«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.

…Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».

Отличительные особенности   кейс-технологий

1.Во-первых, кейс-технологии предназначены для получения знания по тем дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна.

2.Во-вторых, акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его самостоятельную выработку, на сотворчество ученика и учителя.

3.В-третьих, результатом применения  кейс-технологий являются не только самостоятельно добытые знания, но и опыт решения проблем.

Цели кейс - технологии

  • отработка умений работы с информацией;
  • активизация познавательной деятельности;
  • повышение мотивации к учебному процессу;
  • умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки     зрения;
  • выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки

Виды кейсов:

  • Практические
  • Обучающие
  • Научно-исследовательские

В начальной школе использование кейс – технологий встречается не часто, учителя объясняют это недостаточным жизненным опытом учащихся. Но мы считаем, что выстраивать индивидуальную траекторию обучения на основе кейс-метода необходимо с начальной школы, это обеспечивает преемственность и дает высокие результаты в дальнейшем. Убеждены, что именно через решение заданий высокого уровня сложности происходит развитие ребенка и приобретения опыта и способов решения конкретной познавательной задачи, который впоследствии можно применить в любой жизненной ситуации.

Сценарий мастер- класса

Постановка цели.  Используем приём «доскажи предложение».

Я хочу узнать…

Мне интересно …

Я бы хотел(а) научиться …

Чтобы достичь цели надо…

- Сегодняшнее занятие мастер – класса мы проведём в форме необычного тренировочного урока. Мы  будем  выступать в роле учителей, а вы будете одновременно играть роли учащихся и экспертов.

Учитель предлагает присутствующим разноцветные шляпы

- Вы сами, того   не подозревая, разделились на группы по цвету шляп.

Сегодня анализировать ситуацию мы будем, используя прием «6 шляп мышления», то есть с разных точек зрения, последовательно и независимо друг то друга, при этом не споря и отстаивая свое суждение, а дополняя друг друга и создавая полную картину видения ситуации.

Белая шляпа — объективные факты и цифры

Красная шляпа — эмоции и чувства

Чёрная шляпа - критический анализ проблемы (ошибки, риски, опасности)

Жёлтая шляпа – оптимизм, позитивный взгляд на проблему

Зелёная шляпа – отвечает за творчество, креатив

Синяя шляпа — рефлексивное мышление, мышление о мышлении, выводы.

         

     

             

Сегодня мы будем рассматривать ситуацию, описанную в рассказе

В. К.  Железникова «Рыцарь» и отвечать на вопрос «В чем сила благородного поступка?» с точки зрения фактов, чувств, эмоций, критического анализа, собственного отношения к ситуации и попробуем сделать объективные выводы.

У вас на столах лежат кейсы, в которых находится инструментарий к уроку: текст рассказа В. К.  Железникова «Рыцарь», проблемный вопрос, памятки по составлению синквейна и кластера, творческие задания для групп.

Вам всем предстоит ответить на вопрос «В чем сила благородного поступка?», анализируя ситуацию, описанную в рассказе, и выполнить творческие задания, исходя из особенностей цвета вашей шляпы.

Задания по группам:

  1. Белая шляпа – отвечает на вопрос, используя только факты, описанные в рассказе. Задание для презентации: составить кластер по теме «Благородный поступок», исходя из информации в тексте.
  2. Красная шляпа – отвечает на вопрос с точки зрения эмоций и чувств.

Задание для презентации – составить монолог героя (бабушки или шофера, или Саши)

  1. Черная шляпа – ответ на вопрос с точки зрения критического анализа (Ошибки, опасности, проблемы).

Презентация – памятка «Как избежать нежелательных последствий»

  1. Желтая шляпа – ответ на вопрос с точки зрения позитива, оптимизма.

Презентация. Продолжение рассказа, где Саша по-настоящему подружился с шофером.  Начните со слов: «Через несколько дней…»

  1. Зеленая шляпа – ответить на вопрос креативно, творчески.

Презентация в виде СМС - сообщения Саше (стих, кричалка, плакат и т.д.)

  1. Синяя шляпа – подвести итог, сделать вывод. Презентация в виде синквейна со словами «благородство» («совесть»).

На выполнение заданий вам отводится пять минут, затем вы должны представить презентацию творческих продуктов, исходя из  особенностей ваших заданий.

По мере выполнения задания учитель координирует их выполнение, наблюдает за взаимодействием участников групп, предлагает помощь, если задание вызывает затруднения у участников мастер-класса.

По окончанию защиты групп, проводится рефлексия с применением приема «Мишень».

Заключение:

Традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого; интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим; а кейс - метод готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа технологий на уроках в начальной школе.

В статье раскрываются возможности использования мультимедийных презентаций на различных этапах современного урока, рассматриваются гигиенические требования к созданию презентаций....

Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»

Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, пи...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Применение кейс-технологий на уроках в начальной школе

       На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.В связи с модер...