Педагогические/образовательные технологии
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Галина Михайловна Серяева

Педагогические/образовательные технологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические/образовательные технологии учителя начальных классов МБОУ «Онохойская СОШ №2» Серяевой Г.М.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.

Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

В своей работе использую следующие современные образовательные технологии:

  1. Технология проблемного обучения

            Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся. Что же такое проблемное обучение? Например, по мнению Махмутова М.И. в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний. Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия ученика в решении новых познавательных проблем под руководством учителя.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

"Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, – я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь". (
Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию.

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:

- изучения нового материала и первичного закрепления;

- комбинированных;

Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка.

Тема: Слова с удвоенными согласными.

На доске записан текст: «Мой родной язык – русский. На русском языке мы читаем и пишем. Мы любим русский язык »

-Прочитайте текст

-Найдите слово которое обозначает признак предмета и часто употребляется в тексте (русский).

-Что интересного заметили в этом слове?(Слово написано с удвоенной буквой сс)

-Как вы думаете какая тема урока? (Слова с двойными согласными)

-Какие поставим цели? (научиться писать слова с двойными буквами)

Урок математики.

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

На доске:

 2+7 =      5+1=    8+2=   9+4=

-Решите примеры. Двое учеников работают у доски. 

Учащиеся затрудняются с последним выражением.

 -В чем трудность? (Мы не умеем складывать числа с переходом через десяток)

-  Какая цель нашего урока?(Научиться решать примеры с переходом через десяток)

 -Значит, какая тема сегодня на уроке?(Сложение чисел с переходом через десяток.)

  Данная технология позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

2. Здоровьесберегающие технологии.

На каждом уроке провожу тематические физминутки, динамических пауз. Участвуем с детьми в спортивных соревнованиях школы и района. Провожу родительские собрания на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок». На переменах организовываю подвижные игр. Наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу:
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему? 
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

На различных уроках дети устают, снижается внимание, и чтобы это предотвратить использую различные упражнения:

На письменных уроках провожу пальчиковую разминку с массажными шариками.

Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз проводится  в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

  3. Обучение в сотрудничестве (групповая работа, работа в парах)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 3–4 человека по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.

Например, на уроке технологии работа с пластилином, тема “10 наливных яблок”. Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

На уроке математики ученикам предлагаю карточки с различными заданиями

          Например:

1группа: Дополнить задачу и решить её.

2группа: Найти периметр прямоугольника

3группа: составить задачу по краткой записи и решить её.

На уроке русского языка работа в парах

Детям предлагаются задания:

Рука - ручонка, ручонка - ручей.

Ножонка - нож, ножонка - нога.

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие - нет. Когда дети готовы они поднимают руки домиком.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло и помощника. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Такая  работа не дает результатов с первых уроков. Для этого требуется регулярное проведение таких уроков.

4.Технология развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным так и не к стандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критичность мышления  - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, применять независимые продуктивные решения.

В своей работе использую следующие приемы:

- Прием «Кубик Блума»;

- Прием «Верные и неверные утверждения»;

- Приём «Кластер»;  

- Приём «Синквейн»;

- Прием «Толстые и тонкие вопросы» и др.

Например: Прием «толстые тонкие вопросы», урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».
«Тонкие вопросы»:
– Кто этот мальчик?
– Как называется книга, героем которой является Буратино?
– Кто такая девочка с голубыми волосами?
– Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать?
– Может ли из Мальвины получиться воспитательница?
«Толстые вопросы»:
– Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
– В чем «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина?
– Дайте объяснение, почему у Буратино ничего не получилось?
– Почему Мальвина поступила так «жестоко с деревянным мальчиком»?
– Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?
– Как вы думаете, почему из Мальвины не получилось воспитательницы?
– В каких уроках Буратино действительно нуждался?

4. Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.

Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

  • для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук.сначала чтоб этот звук был в начале,потом в середине и в конце. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:

ЛИС                  УБЬ

МЕТ                 ЖКА

ГОЛ                  ТВА

КРУ                  ДЫШ

ЛАН                 ЕЛЬ    

(Ответ:листва, метель, голубь,кружка, ландыш).

3) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Например: Устный счет в начальной школе можно проводить по сказке «Колобок»:

Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу. 
– Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…

Например:

Еще можно использовать на уроке математике эстафету с примерами.

Команды делятся по рядам.

1.ряд это команда лисичек

2 ряд команда зайчиков

3 ряд команда белочек

На доске  выражения: каждый ребенок выбегает со своего ряда и решает примеры чей ряд быстрее решит, тот ряд и выигрывает.

4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

1. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
2. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)

3. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
4. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт учителя начальных классов об использовании современных психолого-педагогических образовательных технологий.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специаль...

Педагогические образовательные технологии, используемые на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерс...

Использование педагогических образовательных технологий.

При планировании своей работы я стараюсь  подобрать элементы тех современных педагогических технологий, при использовании которых можно компенсировать имеющиеся дефекты у обучающихся с интеллекту...

Доклад по теме Современные педагогические (образовательные) технологии.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе.  Каждому уч...

презентация "Современные педагогические (образовательные) технологии"

Данная презентация дает представление о истории появления педагогических  технологий, их сущности. Представлена полная классификация технологий по Г.Селевко...

Современные педагогические образовательные технологии в начальной школе

Использование современных педагогических технологий является одним из факторов повышения качества начального образования....

Педагогические / образовательные технологии

Современные образовательные технологии.Уроки...