ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
методическая разработка

Терешкова Дарья Сергеевна

В статье рассматриваются вызовы современных технологий дополненной реальности и возможности их применения в образовательной среде. Описываются возможности Интернет-сервисов в работе учителя и классного руководителя. Представляются практические рекомендации для педагогов по использованию Интернет-сервисов и приложений с пошаговыми инструкциями. Предлагается практика использования технологии дополненной реальности во внеурочной деятельности. Анализируются риски использования Интернет-ресурсов в образовательной среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

                                                           Терешкова Д. С.______________________________

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение школа №690 Невского района Санкт-Петербурга

E-mail: dariatereshkova@mail.ru

Актуальность

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой,

 повернутой назад, а потому недопустимо

в школе XXI века использовать неэффективные,

устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика,

и учителя, требующие больших временных затрат

 и не гарантирующие качество воспитания...»

педагог-новатор М. Поташник

Процесс глобализации в современном мире приобретает поистине вселенские масштабы, что не может не сказываться на жизни простых обывателей. Технологии уже надолго вошли в нашу жизнь: кофе за нас варит кофемашина, умный пылесос самостоятельно выполняет уборку, стиральная машина стирает белье, мультиварка готовит нам завтрак, автомобиль самостоятельно разогревается к приходу водителя, а управляет всем этим искусственный интеллект «Сири» со смартфона. Сейчас каждая компания имеет, по меньшей мере, сайт в Интернете, а что же касается образования? Образование, конечно, не может быть не охвачено технологиями, но пока развитие образования идет достаточно медленно, если вовсе не стоит на месте. Тем не менее, современные первоклассники, дети нового поколения, «цифровые аборигены» владеют гаджетами почти с пеленок, уже с первого дня обучения в школе они приносят различные устройства в школу и не находят им лучшего применения кроме игр. А что могут им предложить учителя? Зачастую учителя ничего кроме простой презентации в Microsoft Power Point предложить не могут, в результате чего у учащихся теряется всяческий интерес к обучению, снижается успеваемость.

Поэтому, перефразировав Билла Гейтса нельзя не заметить, что в будущем останется лишь два вида форм обучения: те, что в Интернете и те, что вне образования. Найти факты, которые пытается донести учитель, современный ученик может и самостоятельно в Интернете. В этой связи роль учителя теряется напрочь, а ведь на самом деле учителя обладают большими ресурсами, стоит их только раскрыть. Открывая с каждым разом все большие ресурсы, учителя смогут организовать инновационную образовательную среду вокруг каждого школьника, используя лишь смартфон и стены кабинета. В данном случае, учитель перестает быть скучной ходячей энциклопедией, роль учителя – роль тьютора, консультанта, сопровождающего ученика на пути его развития, помогающего ученику самому изучить окружающий мир. Не подлежит сомнению тот факт, что в подобном случае учителю придется качественно менять методы и формы обучения, сознание и роль не только свою, но и родителей учащихся. Без всякого сомнения, изменить саму систему простой учитель не в силах, но сделать необходимые шаги на пути к этому может каждый.

В статье рассматриваются вызовы современных технологий дополненной реальности и возможности их применения в образовательной среде. Описываются возможности Интернет-сервисов в работе учителя и классного руководителя. Представляются практические рекомендации для педагогов по использованию Интернет-сервисов и приложений с пошаговыми инструкциями. Предлагается практика использования технологии дополненной реальности во внеурочной деятельности. Анализируются риски использования Интернет-ресурсов в образовательной среде.

Ключевые слова (хэштеги): # инновационная образовательная среда, # образовательное пространство, #инновационные технологии, # дополненная реальность, # Интернет-сервисы.

" INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN STUDENT`S EDUCATIONAL SPACE»

The article deals with the challenges of innovative technologies and their possibilities in educational environment. The possibilities of Internet services in teaching are described in this article. Also teachers’ guideline is presented. The practice of using augmented reality technology in extracurricular activities is proposed. At the end the article deals with the analyzing the risks of using Internet resources in education.

Keywords (hashtags): # innovative educational environment, # educational space, #innovative technologies, # augmented reality, # Internet services.

Для организации виртуальной образовательной среды необходимо, в первую очередь понимать, что собой представляет образовательная среда. Образовательная среда представляется в виде системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и про- странственно-предметном окружении [1, с. 15]. Для нас важно понимать, что образовательная среда не существует обособленно, она пространственно окружает ученика. Обычно в кабинетах ученика окружают обучающие плакаты, портреты ученых, творческие работы других детей. Виртуальная образовательная среда предполагает интерактивное обучающее пространство ученика, в котором он может потрогать, покрутить, «оживить» пусть даже те же обучающие плакаты, как в известном фильме о юном волшебнике Хогвартса и самостоятельно изучить их посредством всех органов восприятия. Основным преимуществом данной среды является универсальная индивидуализация обучения за счет воздействия на все органы восприятия, что позволяет каждому ученику с разными типами восприятия информации овладеть ею на необходимом уровне. С одной стороны, такая образовательная среда универсальна, учителю не приходится выявлять и осуществлять индивидуальный подход. Учитель лишь составляет контент образовательной среды, а современные технологии и гаджеты преобразуют его в интерактивный формат. С другой стороны, образовательная среда индивидуальна. Каждый ученик обладает своим стилем изучения информации: кинестетикам важны прикосновения, визуалам необходимо зрительно воспринимать информацию, аудиалы лучше воспринимают информацию на слух. Таким образом, интерактивная образовательная среда позволяет превратить каждого ученика из объекта получения знаний в субъект обучения. Обучающийся самостоятельно начинает изучать материал в индивидуальной для него манере, учитель лишь направляет, поддерживает, помогает ему открыть для себя образовательную среду. Иными словами, функция учителя состоит в том, чтобы научить учащегося использовать современные технологии для самообучения и самообразования, показать какие сервисы, устройства, технологии приложения лучше использовать для достижения необходимого образовательного результата, как осуществить выбор способа познания среди многообразия современных технологий. Научить, таким образом, учиться создавать и использовать образовательную среду в любом окружающем пространстве: в школе, дома, в музее, на улице и т.д.

Взаимодействие учащегося с интерактивным контентом (содержанием обучения) может осуществляться с помощью средств web-технологий (Интернет-сервисы) и технологии дополненной реальности (Интернет-сервисы, приложения для смарт-устройств).  В настоящее время Интернет-сервисов, которые можно использовать в образовании великое множество. Предлагаем обзор наиболее популярных из них.

  1. Виртуальные доски хорошо подходят для организации сетевого взаимодействия учащихся, например, в проектной деятельности.

Padlet, Linoit - виртуальные интерактивные доски, чтобы делиться заметками, изображениями, документами. [2,3]

  1. Графические редакторы (календари, коллажи, раскраски, визитки, анимация). Отлично подходят для организации внеурочной деятельности, развлечения учащихся, творческие работы.

Offnote.net – онлайн сервис (конструктор) для создания портфолио ученика, грамот, расписания, уроков, календарей и пр. [4]

  1. Интернет-сервисы для создания презентаций.

Emaze - для создания презентаций с интересными дизайнами слайдов, трехмерными объектами. [5]

  1. Тесты, опросники хорошо подходят для оптимизации и актуализации знаний по теме. Автоматическая проверка внесенных учащимися ответов.

Kahoot - для реализации формирующего оценивания. [6]

Plickers - для быстрого тестирования, обратной связи и обработки результатов. [7]

  1. Универсальные онлайн сервисы.

Learningapps.org - для создания ЭОР различных видов. [8]

Обособленным элементом выступает технология дополненной реальности. Технология дополненной реальности помогает выйти за рамки восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружающем мире и улучшению восприятия информации. Она позволяет учащимся «оживлять» картинки, превратить фантазию в реальность. На данный момент по-настоящему качественных Интернет-сервисов и приложений дополненной реальности не так много. Представляем топ-3 лучших приложений и Интернет-севрисов (два в одном) для смарт-устройств.

HP Reveal (ранее Aurasma) - для связи необходимого изображения с анимацией или видеороликом, данное приложение позволяет «оживлять картинки». [9]

ARGIN (AR2017) – для связи маркера (изображения или его части) с любым видом контента: видео, изображение, интерактивное изображение, слайд шоу. Данное приложение позволяет распространять образовательную среду и получать фидбек от ее участников. [10]

Quiver Educational – приложение, позволяющее «Оживлять» раскраски и выполнять обучающие задания, тесты. Существует платный контент. [11]

Следует заметить, что все представленные приложения поддерживаются платформами IOS и Android.

Организовать использование подобных приложений и Интернет-сервисов не представляется достаточно тяжелым в наш век современных технологий. Школам, оборудованным переносными компьютерными классами или планшетами, решить вопрос с техническим оснащением проще, но и те школы, в которых данное оборудование не предусмотрено могут найти решение проблемы. В каждой школе есть компьютерный класс, которым можно воспользоваться, поскольку большинство сервисов находится в сети Интернет. Если же нет возможности занятия в компьютерном классе, можно прибегнуть к технологии BYOD (bring your own device): когда учащиеся приносят свои собственные устройства для работы на уроке, занятии. Зачастую, у большинства пользователей смарт-устройств, подключена услуа безлимитного подключения к сети, однако, даже если использование трафика невозможно, учитель может использовать свой ПК, имеющий выход в сеть, как мобильную точку доступа для устройств учащихся. Учащимся остается подключиться с помощью  wi-fi через ПК учителя к сети  и приступить к работе с виртуальной образовательной средой.

В заключение, необходимо упомянуть о возможных рисках, с которыми столкнется учитель в своей работе. Все риски можно условно классифицировать на три важных направления: педагогические риски, технические риски и образовательные риски.

Педагогические риски подразумевают проблемы, связанные с личными качествами учителей. Проблемы мотивации, низкого уровня компьютерной грамотности можно решить с помощью проведения мастер-классов учителей практиков, школьного конкурса или фестиваля пед. достижений  в области ИКТ, победители которого награждаются ценными призами компьютерной сферы, грантами или наградными материалами, требующимися при аттестации педагогических работников.

Технические риски связаны с проблематикой в области оснащения, работы устройств и Интернет-соединения. Технические проблемы, которые могут возникнуть со скоростью Интернет соединения, работой приложения, так или иначе, неизбежны. Помочь решить возникающие технические проблемы может технический персонал школы. Как правило, это учитель информатики, ассистент или зав. информационной частью. Важная техническая проблема, в современной сети, нежелательный контент, который может ненароком увидеть учащийся. Данная проблема легко решается с помощью включения функции «родительский контроль», кроме того, многие мобильные классы имеют функцию «учительский контроль». Если нет возможности установить подобные функции, советуем установить приложение «Team viеwer», которое позволит учителю не только на своем устройстве наблюдать за устройством учащегося, но и в нужный момент удалить рекламу или нежелательный контент, находясь даже в другом кабинете.

Образовательные риски представляют собой проблемы в процессе обучения. К данной группе проблем также относится и проблема нежелательного контента, рассмотренная выше. Чрезмерное использование приложений или Интернет-сервисов может повлечь за собой потерю самой цели урока или нарушить нормы СанПин. Решение данной проблемы кроется в тщательной, продуманной подготовке урока. Добавляя какой-либо контент в виртуальную образовательную среду, старайтесь всегда критически оценивать вид, форму и содержание среды. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Зачем мне и ученику это надо?
  • Чего я хочу добиться?
  • Как проще это сделать?
  • А что, если…?

В подготовке виртуальной образовательной среды ориентируйтесь на нормы СанПин, они помогут не выйти за рамки урока и сохранить здоровье школьников.


Библиография

  1. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001.
  2. https://lifehacker.ru/2013/07/29/padlet-cifrovaya-stena-s-vashimi-dokumentami-i-multimedijnymi-fajlami/   (28.03.2018)
  3. http://wiki-sibiriada.ru/Linoit (28.03.2018)
  4. http://offnote.net/portfolio/ (28.03.2018)
  5. https://startpack.ru/application/emaze (28.03.2018)
  6. https://kahoot.com/what-is-kahoot/ (28.03.2018)
  7. https://plickers.zendesk.com/hc/en-us (28.03.2018)
  8. https://learningapps.org/about.php (28.03.2018)
  9. https://studio.hpreveal.com/landing (28.03.2018)
  10. http://argin.ru/#steps (28.03.2018)
  11. http://www.quivervision.com/education-coloring-packs/  (28.03.2018)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место дидактических игр в образовательном пространстве младшего школьника

В статье рассмотрены некоторые аспекты научно-методического подхода к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. А также ценность, роль и место  игры в формировании учебно...

Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.

Урочная и внеурочная деятельность во ФГОС рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого.Культурно-образовательная среда помогает о...

Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.

Урочная и внеурочная деятельность во ФГОС рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого. Культурно-образовательная среда помогает ...

Создание образовательной среды и определение пространств для организации деятельности учащегося в ГПД

Создание образовательной среды и определение пространств для организации деятельности учащегося в ГПД...

Создание образовательной среды и определение пространств для организации деятельности учащегося в ГПД

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО предусматривает реализацию основной образовательной программы через такие формы, как урочная и внеурочная деятельность ученика. Сегодня группы ...

Создание образовательной среды и определение пространств для организации деятельности учащегося в ГПД

Внеурочная деятельность в группе продленного дня может происходить в виде экскурсий, секций, работы кружков, олимпиад, соревнований и т.п. Она осуществляется во время организации отдыха на свежем возд...

Методическая разработка "Организация инклюзивной образовательной среды в условиях образовательной школы"

Данная разработка поможет учителям начальной школы организовать работу с детьми в инклюзивном классе....